Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Ретроспектива фильмов Николая Досталя в Казани
- 08 сентября 2017 года
– Это картина должна представлять меня, а не я ее, — этими словами 8 сентября открыл встречу со зрителями режиссер Николай Досталь.
Председатель жюри XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино представил свой фильм «Монах и бес». Картина вышла в прокат в 2016 году. Премьера состоялась в июне 2016 года на Московском международном кинофестивале.
Как заметил режиссер, прокатчики часто позиционируют ее как комедию, называют то фантастической комедией, то православной – по-разному.
– А это не комедия вовсе. Это фильм, где о серьезном и о важном говорится с улыбкой, с иронией. Там есть гротеск, фарс: скорее всего, в первой части вы будете смеяться, а во второй, наоборот, удивляться, почему вас перестали веселить. Но в любом случае, картина эта не развлекательная, а серьезная, — подчеркнул Николай Досталь.
События фильма разворачиваются в России в царствование Николая I. В центре сюжета – история о том, как в монастырь приходит новый насельник – Иван, Семёнов сын, совершающий чудеса. То сыплющий каламбурами, то заикающийся, Иван явно одержим бесом. И вскоре бес этот показывается в собственном обличье. Зритель узнает и его имя – Легион.
Далее следует история путешествия героев в Иерусалим, где Иван силком вталкивает Легиона в Храм Господень, после чего тот теряет свою магическую силу. По возвращении в Россию товарищи избиты за бродяжничество, Иван – буквально до смерти. Легион же, оставшись один, приходит в тот самый монастырь, где когда-то жил Иван…
Зародился этот проект, по словам режиссера, во время съемок фильма «Раскол» в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, в ста километрах от Вологды. Сюжет создал сценарист Юрий Арабов, широко известный по фильмам Александра Сокурова и многосерийному фильму «Завещание Ленина» самого Николая Досталя. Был написан оригинальный сценарий.
Примерно четыре года искали средства на эту картину, поскольку государство выделило лишь половину от нужной суммы.
– Я очень удовлетворен работой. На мой взгляд, это одна из лучших ролей Тимофея Трибунцева, сыгравшего главную роль, недаром он получил за нее премию «Ника» и «Белого слона, — отметил режиссер.
Не дожидаясь традиционного вопроса зрителей, Николай Досталь пояснил:
– Это картина про любовь к человеку, к Всевышнему, к жизни. Могу рассказать притчу: однажды один монах, уставший от трудов праведных, пришел к себе в келью. Только и думал, как бы заснуть, видит, а на кушетке черт лежит. Монах подумал, что и черт, должно быть, устал. И тихонечко лег под кушетку. И как только он так сделал, черт пулей вылетел из кельи.
Эта притча о том, что со злом можно и любовью бороться. Порой говорят, что добро должно быть с кулаками. Но ведь там, где кулаки, там война, сраженье, нелюбовь. Вот эта притча для меня – это ключик к пониманию нашей картины о взаимоотношениях монаха и беса.
Он признался также, что, взявшись за такую тонкую тему, страха перед мистическим началом не испытывал вовсе. Страх был только профессиональный: получится ли то, что задумал?
Отвечая на вопрос об оценке современной православной церкви, Николай Досталь признался, что с опаской показывал картину ее представителям. Но абсолютно разные люди: Андрей Кураев – с одной стороны, Всеволод Чаплин – с другой, владыка Тихон Шевкунов – все приняли картину очень хорошо.
– А потом, когда неожиданно был приглашен на юбилей Святейшего в Храм Христа Спасителя, я узнал, что он (Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – Ред.) тоже смотрел картину и сказал, что это вполне православный фильм.
Здесь в Казани я встречался с муфтием Татарстана, рассказал ему про этот фильм, и Камиль хазрат обещал посмотреть.
Зрительская аудитория фильма пока не слишком велика. Как отметил режиссер, бюджета на рекламу нет, поэтому продвижения картины практически не было, и сборы небольшие. По словам автора, продюсер, к сожалению, не заработал ничего, кроме удовлетворения, поскольку картина на фестивалях получила высокую оценку.
– Только что мне сообщили, что на кинофестивале в Ялте на открытии по опросу кинопрессы фильму «Монах и бес» присудили приз «Резонанс». Это, конечно, очень приятно, значит, картина еще резонирует, — с улыбкой признался режиссер.
– Специально по городам я с этой картиной не ездил. Здесь я представляю фильм, потому что возглавляю жюри Казанского кинофестиваля.
Что касается фестиваля мусульманского кино, думаю, в наше время, когда к исламу особое внимание во всем мире, это вещь очень полезная: выделить мусульманское кино позитивной направленности, говорящее о гуманистических ценностях, — отметил Николай Досталь.
В рамках казанского фестиваля в кинотеатре «Киномакс» будут показаны еще два фильма Николая Досталя: «Петя по дороге в царствие небесное» - 10 сентября, «Коля – Перекати поле» - 12 сентября. Начало сеансов в 18.30. Вход свободный
Николай Досталь – штрихи к портрету
Николай Досталь, сын знаменитого советского режиссёра Николая Владимировича Досталя, известного всей стране по картинам «Дело «Пестрых»» и «Мы с вами где-то встречались», пошел стопами отца. Так же поступил и его брат, тоже известный режиссёр и продюсер Владимир Досталь. Но Николай Николаевич утверждает, что если бы не трагическая смерть отца, он, наверное, выбрал бы другую профессию.
У Николая и его брата иранские, русские и чешские корни. Братья росли в атмосфере искусства и творчества. Но отец не хотел, чтобы сыновья пошли его стопами. Он знал, какой трудный режиссёрский хлеб. Но случилось так, как случилось. Глава семьи трагически погиб на съёмках ленты «Всё начинается с дороги». Это случилось в 1959 году, когда Николаю было 13 лет. После гибели лучшего из своих режиссёров руководство «Мосфильма» взяло сыновей Досталя под свою опеку. Николай и Владимир чувствовали себя на киностудии как дома.
Тем не менее, первая специальность, полученная Николаем Досталем – журналистика. Соответствующий факультет Николай Николаевич окончил в МГУ. Но через 10 лет, в 1981-ом, он всё-таки отправился на Высшие режиссёрские курсы, где обучался в мастерской Георгия Данелия.
Наверное, Николай Досталь не смог бы стать хорошим режиссёром, если бы не побывал на съёмочной площадке в качестве актёра. Дебют состоялся в 1964 году, когда ему исполнилось 18 лет. Николай Досталь снялся в картине «До свидания, мальчики!». Потом были роли в фильмах «Морские рассказы», «Расплата», «Ехали в трамвае Ильф и Петров» и «Человек на своём месте».
Режиссёрский дебют состоялся в 1982 году. Это был короткометражный фильм «Ожидается похолодание и снег». Начало было положено, и кинематографическая биография Николая Досталя успешно продолжилась картиной «Человек с аккордеоном», которая вышла на экраны в 1985 году.
Николай Досталь снял картины «Шура и Просвирняк», «Я в полном порядке», «Облако-рай» (картина, впервые показан в 1991 году, удостоилась множества как национальных, так и международных наград), военная драма «Штрафбат» (получила премию «ТЭФИ» и главный приз Международного женевского фестиваля), 10-серийная лента «Завещание Ленина» (премия «Золотой орёл», «Ника» и «ТЭФИ»), ленту «Раскол», драму-комедию «Коля-перекати поле» и драму «Петя по дороге в Царствие Небесное». Широкому кругу отечественных зрителей Николай Досталь известен своими сериалами «Стилет» и «Гражданин начальник».
В основе сообщения пресс-релиз пресс-центра фестиваля
Фото: Роза Садриева