Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Октябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | |
28 | 29 | 30 | 31 |
-
2010 – На 73-м году жизни скончался заслуженный деятель искусств РФ и РТ, лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая, драматург, прозаик и философ Диас Назихович Валеев. Памятное надгробие на Ново-Татарском кладбище
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Как живет музейное сообщество России? Как оказалось, большинство проблем – общие
- 05 апреля 2007 года
3 и 4 апреля 2007 года в Казани, на базе Национального музея Республики Татарстан, состоялось заседание Президиума ИКОМ России.
Участников заседания встречает ансамбль "Веселые волгари"
В программу входило не только само заседание, на котором речь шла об актуальных проблемах российских музеев, но и встреча его участников с журналистами, знакомство с экспозицией главного здания Национального музея и его филиалами. Интерес участников заседания, которые приехали практически со всех крупных городов страны, вызвали экспозиции Национального музея.
Как это часто бывает здесь на праздниках, в залах работали ремесленники (музейные работники в исторических костюмах), и это привлекло даже больше внимания, чем выставочные раритеты. Хотя некоторые экспонаты, например, гигантская рыба, карета, в которой ездила по Казани императрица Екатерина Великая, вызвали даже зависть. Не каждый музей может похвастаться такими экспонатами.
Наш корреспондент обратился за комментариями по итогам заседания к генеральному директору Национального музея Гульчачак Назиповой.
– Поскольку я удостоилась чести быть избранной в состав Президиума ИКОМ России, то очередное выездное заседание было предложено провести в Казани. По традиции такие заседания проходят в Москве, однако один – два раза в год организуются выездные форумы в регионах.
Мы получили благодарственное письмо от президента ИКОМ России за подготовку и проведение столь масштабного мероприятия. Авторитет Национального музея Республики Татарстан настолько высок, что мы стали основной площадкой для приема таких важных гостей. Вступление нашего музея в коллективные члены ИКОМ открывает для музейщиков Татарстана новые перспективы. Мы получили доступ к новейшим музейным технологиям.
Конечно, как и все российские музеи, Национальный музей ограничен в средствах, но мы имеем постоянную поддержку со стороны государства. Не случайно руководителей ИКОМ России, приехавших в Казань, принимали в Министерстве культуры. Заместитель Премьер-министра − министр культуры Зиля Рахимьяновна Валеева, которая встретилась с гостями, выразила надежду на активную деятельность международной музейной организации в Казани и республике.
Казанские музеи получат поддержку от Российского ИКОМ, о чем говорится в упомянутом благодарственном письме.
Члены Президиума ИКОМ приняли участие в работе музейного актива Татарстана, приуроченного к заседанию. В ходе обсуждения насущных вопросов нашей жизни было высказано много деловых предложений, направленных на совершенствование музейного дела в республике. Обмен мнениями был настолько интересным, что наверняка общение будет продолжено в прямых контактах членов Президиума ИКОМ с музеями Татарстана.
Гости и участники музейного актива республики получили взаимную пользу от состоявшегося разговора. Музейщики узнали о деятельности ИКОМ, гости – о проблемах, которые есть в Татарстане. Как оказалось, большинство проблем – общие.
Подводя итоги месяца, можно назвать состоявшиеся в начале апреля события началом прорыва музеев Татарстана на качественно новый уровень музейной жизни.
Илья ШАЛМАН
Фото автора
Дополнительная информация
Международный совет музеев (ИКОМ) (International Council of Museums (ICOM) был создан в 1946 году. Сегодня это всемирная организация, представляющая музеи и музейных профессионалов, деятельность которой направлена на охрану и популяризацию природного и культурного наследия – прошлого и будущего, материального и нематериального. ИКОМ насчитывает более 40,000 членов в 141 стране мира. Это уникальная сеть музейных профессионалов, работающих в различных областях, так или иначе связанных с музеями и наследием.
Хороший музей – образ России
Казанские журналисты имели возможность пообщаться с представителями Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ) 4 апреля в конференц-зале Министерства культуры РТ.
Это была необычная пресс-конференцию – в зале практически не было свободных мест, хотя журналисты заняли только первый ряд. Встретиться с журналистами пришли все участники заседания Президиума ИКОМ.
Пресс-конференцию открыла президент ИКОМ России Екатерина Леонидовна Селезнева, главный хранитель Государственной Третьяковской галереи. В своем выступлении она сравнила хороший музей с образом Родины:
− Это может быть страница, если музей находится в поселке, деревне и рассказывает об истории этого места. Это может быть замечательная книга, какой является Третьяковская галерея, которая рассказывает о российском искусстве. Это может быть потрясающая энциклопедия: Эрмитаж, Лувр − огромные музеи, которые повествуют о человеческой цивилизации.
В своей речи она не раз подчеркивала необходимость поддержки музеев властями. В основном российские музеи держатся на фанатизме их сотрудников. От того, как власть имущие будут относиться к музеям, будет зависеть, какой образ родной земли будет формироваться у посетителей, считает она.
Несколько слов было сказано о фондохранилищах:
− Музеи, открывавшиеся в советские годы, не были приспособлены для хранения экспонатов. Сегодня хорошо организованным фондохранилищем может похвастаться только Третьяковская галерея: ему более 20-ти лет, и он до сих пор соответствует ми– ровым стандартам в этой области. Эрмитаж построил запасник не так давно.
Одна из главных задач, по мнению Екатерины Селезневой, − «сломать у нашей публики стереотип: если в детстве был в музее с экскурсией − ничего нового там не увидеть. Каждый музей старается постоянно разнообразить свою работу с посетителями, обновляются постоянные экспозиции, открываются временные экспозиции. Так происходит в любом музее.
Нашему брату – журналисту − досталось «на орехи». Екатерина Леонидовна полагает, что зачастую информацию о новой интересной выставке в родном городе люди передают из уст в уста, так как у музейщиков нет средств на телевизионную рекламу. «Пресса обращается к музейным проблемам только тогда, когда протекла крыша, что-то украли, что-то не в порядке…»
Следом выступала Л.Коротаева, генеральный директор Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, которая представляла, по ее словам, «русский север». Людмила Дмитриевна назвала ИКОМ музейным братством, куда могут вливаться и отдельные музейщики, и целые коллективы. «Мы учимся друг у друга, ищем пути совместной работы. Мы хотим, чтобы была власть культуры и культура власти», – подытожила она.
Выступление Т.Исламовой, директора Тюменского областного краеведческого музея имени И.Я.Словцова, содержал данные о новациях в культурной среде Тюмени. «Музей существует не только для музейных работников, но, в первую очередь, для посетителей. Необходимо поддерживать его материально-техническую базу, это сторицей окупится для горожан», – сказала Татьяна Михайловна.
Деловые разговоры продолжались и в кулуарах заседания
Т.Шумная, директор Государственного центрального музея современной истории России, пригласила всех присутствующих в гости в роскошный особняк в центре Москвы, на Тверскую, 21, где расположен музей. Тамара Григорьевна рассказывала о мотивах переименования своего музея: «Нам сложнее показывать то, что окружает нас сейчас. Сломали историю XX века. Сегодня возникли другие подходы, иное видение…». Из ее уст прозвучала мысль о том, что экспонаты являются национальным достоянием, они не могут быть приватизированы. А потому вызывает тревогу законодательное положение о том, что если музей себя не окупает, имущество может быть перераспределено. Это приведет к уничтожению сокровищ российской культуры, подчеркнула она.
Свои размышления по этому поводу высказал и Ю.Мудров, директор Санкт-Петер-бургского Фонда культуры. Юрий Витальевич отметил, что именно усилиями российского ИКОМ был разработан и принят закон «О музейном фонде и музеях Российской Федерации». «Хочу напомнить еще один аргумент в дополнение доклада Тамары Григорьевны, − сказал он. − Возможна ли приватизация музеев? Здесь существует и юридическая, и морально-этическая сторона дела. Извините, и Третьяковы, и Коваленков в Екатеринославле, и кто-то в Красноярске, в Казани дарил, завещал свои произведения вовсе не тем людям, которые пытаются осуществить идею приватизации культурного наследия».
После ответов на вопросы журналистов микрофон снова взяла президент ИКОМ России. «Трагедия в Эрмитаже заставила внимательнее посмотреть, что происходит в российских музеях. И в человеческом факторе бывает брешь. Не на все предметы можно наклеить чип. Сохранение культурного фонда – вопрос, требующий всестороннего изучения. Пока надежный способ не нашли», – сокрушалась Е. Селезнева.
На этой пресс-конференции вопрос задали и журналистам: «Как пресса Татарстана помогает музеям?». «Нам нужен информационный повод», – послышался голос из зала. «Журналисты занимают активную позицию по освещению вопросов культуры», – ответил за всю пишуще-снимающую братию представитель пресс– службы Министерства культуры. Его поддержала Г.Назипова, генеральный директор Национального музея, которая отметила добрые отношения музейщиков с казанскими журналистами.
На пресс-конференции присутствовали руководители и специалисты крупнейших музеев России. Нельзя не заметить: в каждом выступлении звучали слова признательности хозяевам за радушный прием и восхищение казанскими музеями.
Гульназ САЙФУТДИНОВА
Фото Илья Шалмана
Анатолий Будко: «Мы храним генетическую память народов России»
Наш корреспондент Гульназ САЙФУТДИНОВА имела беседу с одним из членов Президиума ИКОМ России Анатолием БУДКО, начальником Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, профессором кафедры музееведения Санкт-Петербургского государственного университета.
– Анатолий Андреевич, приходилось ли вам раньше бывать в наших краях? Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями…
– Своими глазами Казань я вижу впервые. Перед поездкой в столицу Татарстана было ощущение встречи с чем-то новым и необычным по той причине, что Казань проводила в 2005 году мощные PR-акции к 1000-летию. Столько много было сделано в масштабе России, что мы уже знали: здесь будет что-то особенное. Потому, когда ехали, знали: будет что-то интересное. К тому же я давно горел желанием посетить Казань.
– Существуют ли какие-то связи у вашего музея с Татарстаном?
– У Военно-медицинского музея с вашей республикой тесные связи. Уже на протяжении нескольких лет мы работаем с некоторыми районами Татарстана, где ищем татар, пропавших без вести в Великую Отечественную войну. Наш музей несет определенную гуманитарную миссию, которая на него возложена Правительством – оказание социально-правовой помощи инвалидам, ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, локальных войн и вооруженных конфликтов. Мы можем предоставить данные о факте заболевания, ранения, полученного, к примеру, во время Великой Отечественной войны…
Участники заседания в Музее-мемориале Великой Отечественной войны
В нашем музее хранится своеобразная генетическая память народов России, которые проливали свою кровь в битвах за Отечество. За последнее десятилетие мы обеспечили справками, совершенно безвозмездно, более восьми миллионов человек. Наш музей − это более 60 миллионов единиц хранения, 15 километров стеллажей. Представляете? Музей имеет связи практически со всеми континентами. Мы работаем с библиотекой Конгресса США, вместе ищем пропавших без вести американских военнослужащих. Нашли тысячи французов, считавшихся пропавшими в разных государствах. Сейчас к нам обратилась Япония с просьбой найти японцев, которые пропали на нашей территории в Великую Отечественную войну. Уж не говорю о Германии, Италии, Испании и других странах… В нашем архиве хранятся данные о представителях более 45 национальностей.
– У вас было время пройтись по экспозициям Национального музея РТ…
– Впечатления очень своеобразные. Это один из немногих музеев, который использует прогрессивные музейные технологии. Национальный музей Татарстана ведет музееведческие исследования о роли и месте музея в современном мире, о современных принципах построения экспозиций. На современном уровне разработана научная концепция развития музея. Я этому искренне поразился! Абсолютно современно, на уровне современных требований... Могу сказать как профессор кафедры музееведения СПГУ.
Было очень интересно читать научные разработки казанских музеев…
Надо сказать, Гульчачак Рахимзяновна обладает большим потенциалом знаний, организаторскими способностями и теоретическими музееведческими воззрениями, а это единство бывает редким. Чаще всего музейные экспозиции строятся на эмпирических основах, по принципу − «эти предметы надо показать». Потом приходит художник и те же предметы расставляет по-своему. Другими словами, художественная концепция часто превалирует над научной сутью. В случае с вашим музеем мы видим гармонизацию научной концепции экспозиции и художественной парадигмы…
– Анатолий Андреевич, в каких казанских музеях успели побывать?
– Мы посмотрели Кремль, мечеть Кул-Шариф, Благовещенский собор… Материальная составляющая переходит в духовную, духовная − в материальную. Это способствует единению нас, россиян, которые живут на одной территории, и от этого никуда не денешься…
– Очень интересно узнать, что знают о татарстанских музеях в Санкт-Петербурге? Какое место наш Национальный музей занимает в музейном сообществе России?
– Во-первых, ваш музей и его экспозиции занимают одно из ведущих, лидирующих мест в российском музейном объединении. Об этом говорит тот факт, что Назипова Гульчачак Рахимзяновна избрана в состав Президиума ИКОМ России. Туда не назначают, музейное сообщество избирает, причем тайным голосованием. Было предложено более 45 достойных кандидатов, и каждый член ИКОМ должен был вычеркнуть половину фамилий в списке. Значит, Татарстан знают не только в Петербурге и Москве.
Видите, в Казань приехали с Дальнего Востока (Хабаровск), из Тюмени, Омска, Вологды… Это говорит о том, что значимость Национального музея Татарстана везде понимают. Уважают. И голосуют за татарстанского представителя, уверен, не случайно.
Фото Ильи Шалмана
«Казанские истории», №4, 2007 год