Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1999 – В Казани, на улице Карбышева, открылась первая очередь Межрегионального клинико-диагностического центра (МКДЦ).
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Поисковики Казани: возвращен из небытия еще один экипаж
- 22 июня 2022 года
Поисковики Татарстана вернулись из очередной поисковой экспедиции в Мурманскую область, которая работала с 11 по 19 июня.
Экспедиция была организована инициативной группой проекта «Крылья Татарстана» из представителей поисковых отрядов «Разведка» и «Бентос» совместно с представителями поискового отряда «Икар» (г. Мурманск, Владимир Чернышев) и аквалангистами мурманского дайвинг-клуба (Игорь и Андрей Пустоваловы, Евгений Решетов) было обследовано место падения самолета Пе-3бис из состава 95-го истребительного авиационного полка Особой морской авиагруппы ВВС СФ, пропавшего без вести при перелете с аэродрома Ваега (г. Североморск Мурманской области) на аэродром Ягодник (г. Архангельск) 8 мая 1943 года.
Экспедиция проводилась в рамках двух проектов авиационной направленности «Небо Родины» и «Крылья Татарстана». Проект «Небо Родины» объединяет информационные, методические и организационные ресурсы участников «Поискового движения России», занимающихся поиском пропавших самолетов. «Крылья Татарстана» - проект по восстановлению самолета Пе-2 из фрагментов и обломков погибших в Великую Отечественную войну настоящих боевых машин. Выполняется РОМО «Объединение «Отечество» РТ при поддержке Правительства Республики Татарстан и ПАО «Татнефть».
На предположительное место падения самолета Пе-3бис указал один из жителей села Варзуга Терского района Мурманской области в марте 2022 года, когда поисковики Татарстана проводили работы по эвакуации обломков другого самолета Пе-3, погибшего в этот же день, при этом же перелете. (https://otechestvort.ru/news/2022/009-krylya-tat.html).
Тогда, 8 мая 1943 года при перелете пропали без вести два самолета Пе-3. Один из них, разбился в районе Бабозера. Место его падения было обследовано инициативной группой проекта «Крылья Татарстана» в мае 2021 года: https://otechestvort.ru/news/2021/029_krylya_tat.html
Экипаж погибшего самолета в составе летчика, младшего лейтенанта Свириденко Ивана Ермолаевича, штурмана, младшего лейтенанта Лудцева Степана Федоровича, механика по радио, старшего техника-лейтенанта Бойцова Ивана Николаевича, и авиамеханика старшего, техника-лейтенанта Грудина Василия Александровича были изначально захоронены 5 июня 1958 года в поселке Краснощелье Ловозерского района Мурманской области, а 7 сентября 1967 года их торжественно перезахоронили в центральном поселке района Ловозеро, на берегу реки Вирма.
История же самолета, который обследовали поисковики Татарстана в этот раз была Первоначально место падения удалось найти охотникам из села Варзуга в мае 1947 года. Тогда было обнаружено тело одного погибшего члена экипажа и перевезено в село Варзуга, где похоронено на сельском погосте (Успенское кладбище). У погибшего были обнаружены орден Красной Звезды и документы на имя старшего авиамеханика 2-й АЭ, старшего техника-лейтенанта Ивана Михайловича Дробного.
В 1982 году на сельском кладбище были захоронены останки еще одного члена экипажа, тоже доставленного охотниками с этого же самолета. Имя погибшего установить не удалось.
В 1983 году на месте падения самолета побывали военнослужащие ВВС Северного флота под руководством полковника Владилена Алексеевича Бондаренко (начальник отдела кадров ВВС СФ), который был идейным вдохновителем и создателем музея авиации ВВС СФ в поселке Сафоново Мурманской области. В октябре 1985 года на место падения самолета военнослужащими Северного флота была предпринята еще одна экспедиция с целью вывести для музея хорошо сохранившийся хвост самолета. При обследовании были обнаружены разрозненные останки членов экипажа самолета, которые так же были доставлены в село Варзугу, а в 1986 году были захоронены в уже существующую братскую могилу.
Владилену Бондаренко удалось установить имена членов экипажа погибшего самолета и находящихся на его борту пассажиров. Так стало известно, что 8 мая 1943 года погибли: летчик 2 АЭ старшина (младший лейтенант с 18.04.43г.) Новиков Иван Никифорович, 1923 г.р.; воздушный стрелок-бомбардир 2 АЭ младший лейтенант Соколов Михаил Дмитриевич, 1917 г.р; авиамеханик 2 АЭ старший техник-лейтенант Бройтман Цезарь Петрович, 1915 г.р.; старший авиамеханик 2 АЭ старший техник-лейтенант Дробный Иван Михайлович, 1918 г.р.
Кроме этого на борту самолета находился заместитель командира 2 АЭ по политчасти, капитан Стерин Григорий Абрамович 1915 г.р. Это удалось выяснить при переписке с ветеранами 95-го ИАП и проведении архивно-исследовательской работы. В соответствии с оперативной сводкой штаба ВВС СФ, капитан Г.А. Стерин значился пропавшим без вести в составе экипажа старшины Свириденко, который разился у Бабозера.
В результате проведенных поисковых работ на месте падеия самолета в этот раз поисковиками Татарстана и Мурманской области, помимо многочисленных обломков и фрагментов самолета, которые впоследствии будут использованы в проекте «Крылья Татарстана» по восстановлению и реставрации в Казани самолета Пе-2, были обнаружены останки еще одного члена экипажа самолета, не найденного ранее. При погибшем были обнаружены личные вещи, истлевший партийный билет и медаль «За боевые заслуги», которой в мае 1942 года был награжден Цезарь Петрович Бройтман. Останки погибшего и личные вещи были переданы поисковиками руководителю проекта «Историко-этнографический комплекс тоня Тетрина. Реконструкция поморской тони» Александру Борисовичу Комарову (п.Умба) для дальнейшего захоронения, по согласованию с администрацией Терского района Мурманской области в селе Варзуга, где похоронены останки других членов экипажа погибшего самолета.
В конце 80-х – начале 90-х годов в село Варзугу приезжали военнослужащие одного из авиагарнизонов ВВС СФ для переноса братской могилы. Забрали с могилы немного земли и убрали установленный на могиле обелиск. Тем самым, в 1992 году на воинском кладбище в пос. Катунино Приморского района Архангельской области (а это по прямой 290 километров, через всё Белое море) появилась братская могила экипажа данного самолета. Воинское захоронение было паспортизировано и в учётной карточке указаны имена погибших, сообщили местные жители.
В 2021 году инициативной группой проекта «Историко-этнографический комплекс тоня Тетрина. Реконструкция поморской тони» (пос. Умба Терский район Мурманской области) уничтоженное воинское захоронение на Успенском кладбище в селе Варзуга, было восстановлено. Причем, на могилу был установлен именно тот бетонный обелиск с красной звездой, который возвышался над ней ранее. Он был рядом со старой могилой.
После проведения торжественно-траурной церемонии захоронения останков старшего техника-лейтенанта Ц.П. Бройтмана в селе Варзуга поисковикам совместно с местными органами власти и военного управления, еще придётся привести в соответствие, документы учета воинских захоронений как в самой Варзуге, так и в поселке Катунино Архангельской области.
Источник - https://otechestvort.ru/news/2022/019-krylya-tatarstana.html