Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Фильм «Ибн-Фадлан»: путешествие в 922 год

Фильм «Ибн-Фадлан» вызвал огромный ажиотаж на  XVIII Казанском международном фестивале мусульманского кино.

Его показали в первый день, 8 сентября в качестве фильма-открытия.  В связи с тем, что желающих набралось больше, чем вместил зал 5, пришлось открыть еще один зал.

Такая же история случилась 10 сентября. Несмотря на то, что спецпоказ был организован параллельно в трех залах кинотеатра «Синема 5», они едва могли вместить всех желающих увидеть картину. Люди сидели на ступеньках и перед креслами, стояли в проходах… 

 «Ибн Фадлан» – документально-художественный фильм, снятый Издательским домом «Хузур» по мотивам «Путевых заметок» арабского дипломата и исследователя Ахмеда ибн Фадлана. Он посвящена 1100-летию официального принятия ислама Волжской Булгарией.

В 921 году из Багдада в Булгар отправляется посольство, главой религиозной миссии которого был назначен Ахмет ибн Фадлан. Именно с прибытием посольства в 922 году связано принятие ислама Волжской Булгарией в качестве официальной религии.

Почти год караван шел в далекую северную страну. Путь пролегал через Персию, Бухару, Хорезм, территорию современного Казахстана и Урал. Он был сопряжен со множеством опасностей. В дороге ибн Фадлан вел путевые заметки, впоследствии ставшие ценнейшим источником сведений о Восточной Европе X века. Он описал быт и нравы разных народов, в том числе башкир, булгар и русов. Собственно, этот материал и лег в основу картины.

Этапы путешествия секретаря посольства аббасидского халифа в Болгар в X веке запечатлены в исторических декорациях в Астраханской области, Атнинском районе Татарстана, Санкт-Петербурге, в павильонах Казани и Бухары (Узбекистан). 

В фильме чередуются документальные и игровые блоки. По хронометражу они практически одинаковые. Документальная часть несет в себе элементы исследования. Интервью с экспертами порой открывают неожиданные факты, которые позволяют взглянуть на предмет повествования немного по-другому.

Что касается игровой составляющей, то режиссер попытался сделать ее не просто иллюстрацией или реконструкцией – они построены на принципах кинодраматургии, при использовании всех доступных средств. Наши герои не являются немыми персонажами, они в кадре говорят.

Идет съемка

Заглавную роль в фильме играет актер Татарского государственного театра драмы и комедии имени Тинчурина Зульфат Закиров. Правитель булгар Аламуш - Асан Билялов из Крымско-татарского академического музыкального театра. Всего в съемках участвовали около 20 актеров, представляющих практически все театры Казани. Почти 200 человек было задействовано в массовых сценах.

Научными консультантами картины стали член-корреспондент Академии наук РТ Фаяз Хузин, директор Билярского историко-археологического и природного музея-заповедника Зуфар Шакиров, а также сотрудники Казанского федерального университета, эксперты из Москвы, Узбекистана и Ирана. Когда съемки проходили  в Санкт-Петербурге, одним из экспертов выступал историк-востоковед, многолетний директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Творческая встреча со зрителями в Казани

После показа фильма творческая группа ответила на вопросы зрителей. Как рассказал генеральный продюсер и режиссер картины Айназ Мухаметзянов, проект был реализован в максимально сжатые сроки, чтобы в мае показать на торжественных мероприятиях, посвященных 1100-летию принятия ислама. «Как правило, хорошие исторические фильмы создаются минимум три года. Но мы справились с задачей за год, – сказал он. – В Татарстане так глубоко эту историю, тем более с использованием средств современного кинематографа, еще не снимали. Слава Аллаху, наш фильм дошел до широкого зрителя».

По мнению режиссера картины, такой интерес к «Ибн Фадлану» связан, прежде всего, с огромной потребностью зрителя в историческом кино, в фильмах религиозной направленности. «Существует определенная ниша, спрос, который мы попытались удовлетворить. Мы оказались в нужном месте в нужное время», – заявил он пресс-службе кинофестиваля. Бюджет картины режиссер не раскрыл, но назвал его мизерно маленьким для исторического кино. 

Показ фильма в Москве

«Мы – творческая группа. Нашим заказчиком стал Издательский дом «Хузур ТВ», который теперь является правообладателем фильма. Заказчиком является Группа стратегического видения «Россия – Исламский мир» (ее возглавляет Президент Татарстана Рустам Минниханов) и Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования», – прояснил он ситуацию.

По словам Мухаметзянова, перед заказчиком проекта – «Хузур ТВ» – уже подняли вопрос о дубляже картины на татарский язык, однако для этого требуется определенный бюджет. Кроме того, также идет разговор о переводе фильма на английский и арабский языки. 

Среди актеров массовки зрители заметили муфтия РТ Камиля Самигуллина. По словам режиссера, муфтий республики - еще и медийное лицо, что привлекает к просмотру дополнительную когорту зрителей. «Когда человек сам болеет за историю и благодаря его участию его паства обращает внимание на те аспекты истории, о которых мы рассказываем, это идет только в плюс нашему проекту», – убежден он.

Из зала спросили, почему к команде проекта присоединились специалисты, не проповедующие ислам. «Мы живем в Татарстане. Рассказанная нами история очень важна для всей России. После принятия ислама начались цивилизационные изменения в масштабах всей страны. Это важно для каждого человека, который живет в России, и не только мусульманина. Это объединяющая история, рассказывающая про то, как ислам объединил представители разных племен. Эта история может быть близка и немусульманам», – ответила второй режиссер Елизавета Киселева.

Идет съемка

Режиссер-постановщик и сценарист Рамис Назмиев в интервью пресс-службе кинофестиваля объяснил столь высокий интерес зрителей к картине так:

 «Сказать, что мы не ожидали такого интереса, будет неправильно. К счастью, достаточно большое количество дет съемкататарских фильмов, которые изготавливаются, выпускаются и показываются моими коллегами для фестивалей, также вызывают большой интерес. Мы один из очередных проектов, который вызвал большой интерес. Но то, что люди хотят пойти на просмотр еще и еще раз, вызывает с моей стороны большой респект. Надеюсь, мы не разочаруем и дадим повод еще много раз организовать показы», – заявил он. 

По мнению Назмиева, задача любого творческого человека – в чем-то измениться внутри. «Мы бы хотели, чтобы наши зрители обратили внимание на нашу историю, культуру, в которой очень много пока еще неоткрытого, неизвестного, но невероятно интересного. Надеюсь, после просмотра зрители возьмут в руки исторические книги, почитают их и вдохновят нас и наших спонсоров, чтобы мы продолжили это дело и продолжили знакомить зрителей с нашей историей, культурой еще глубже и шире», – подчеркнул он.

Отвечая на вопрос о перспективе продолжения проекта, он отметил: «Наша история и культура настолько богата и глубока, что есть невероятно большое количество историй, даже в рамках сеттинга нашего проекта. Можно придумать массу идей, вариантов развития сюжета. В нашей голове есть мысли и мы уже пишем несколько синопсисов в этом сеттинге и разрабатываем другие идеи. Это может быть сиквел, приквел, параллельное действие. Но пока мы не готовы более подробно ответить». 

Фильм «Ибн Фадлан» получил Диплом Казанского международного фестиваля мусульманского кино за воплощение исторической значимости события

Год для съемок полнометражного исторического фильма Назмиев считает фантастически коротким сроком. «Это можно объяснить только чудом и самоотверженностью всех людей, работавших над проектом. Все люди, которые работали над этим проектом – местные казанские профессионалы, живущие в республике. Это говорит о том, что мы можем реализовать проект такого уровня в Казани в любой момент времени», – заверил он. 

Членов съемочной группы часто спрашивали, будет ли продолжение. «Мне кажется, что если люди настолько заинтересовались и задают этот вопрос, мы работали не зря», – резюмировал он.

«Учитывая наработанный материал, думаю, было бы логично снять мини-сериал в 6-8 серий о наших предках, - сказал режиссер. - Мы очень бы хотели продолжить проект. По секрету скажу: мы начали разрабатывать поэпизодный план на тот случай, если будет принято решение о продолжении. Как творческим людям нам этот проект близок и интересен».

Зрители картины остались под впечатлением от просмотра. «Этот фильм можно смотреть любому: в зале собралась и молодежь, и пожилые, и представители разных национальностей. Кино идет на русском языке и понятно всем. Картина пробудила глубокие чувства. Меня потряс научный подход к фильму, комментарии уважаемых экспертов. Фильм стал настоящим откровением. Придя домой, я обязательно возьму Коран. И еще раз глубоко переживу это состояние. Создатели фильма меня сегодня к этому побудили», – со слезами на глазах рассказала одна из зрительниц. 

Генеральный продюсер надеется на дальнейшее фестивальное будущее фильма «Ибн Фадлан». Учитывая узбекскую составляющую картины, создатели картины рассчитывают, что зритель в Узбекистане также сможет ее увидеть. Кроме того, картину планируется вывезти на кинофестиваль в эту республику.

Отвечая на вопрос, где можно будет посмотреть картину татарстанским зрителям, Мухаметзянов сказал: «Есть нюансы, связанные с юридическим оформлением. В течение месяца все решится. Скорее всего, по телевидению нашу картину покажут и организуют дополнительные показы. Насчет доступа в Интернете пока сказать не могу». 

 В основе сообщение пресс-службы фестиваля

 

Дополнительная информация

ФИЛЬМ «ИБН ФАДЛАН»

Режиссер: Айназ Мухаметзянов

Сценаристы: Айназ Мухаметзянов, Рамис Назмиев, Рудольф Хайнуров

Операторы: Алексей Матросов, Руслан Косенко

Монтаж: Ранис Гильмутдинов

Музыка: Радик Салимов, Алмаз Асхадуллин

Продюсеры: Ришат Хамидуллин, Айназ Мухаметзянов

В картине заняты актеры: Зульфат Закиров, Асан Билялов, Ленар Гиматдинов, Алмаз Сабирзянов, Айрат Арсланов, Тимур Акулов, Ильдар Киямов, Камиль Самигуллин, Александр Фельдман, Руслан Январев, Эльвина Сафина, Залина Насырова, Рэнат Зинатуллин, Равиль Абдуллин, Ильнур Гарифуллин, Айгуль Имамова, Даниэль Альхарири, Саида Шигапова, Рамиль Вафин, Ильнар Низамиев, Александр Жарахин, Салават Хабибуллин, Дамир Сидеев, Инсаф Хидиятуллин

Айназ Мухаметзянов – продюсер, режиссер, сценарист. Родился 27 июня 1975 в г. Казани. В 2000 году окончил Казанский финансово-экономический институт, в 2003 году - аспирантуру Института истории АН РТ. Работал редактором в печатных и электронных СМИ республики (2000-2014). Занимал должность проректора Российского исламского университета (2008) Автор сценария и режиссер документальных фильмов «Непрерывная милостыня» («Садака җария», 2010), «Гөмернең өч туе» («Три вехи жизни», 2011), «Иманлы яшьләр» («Молодежь из «Имана», 2012), «Буинское медресе» (2015). Автор сценария и продюсер фильмов «Медресе Мухаммадия» (2016), «Шигабутдин Марджани» (2018), а также более 40 игровых социальных роликов, снятых для телекомпании «Хузур ТВ».

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить