Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Режиссер Мария Иванова, которая Быстрая
- Любовь Агеева
- 12 сентября 2022 года
Художественный фильм «Гнев» (The Anger) на Казанском международном фестивале мусульманского кино в 2022 году получил два приза.
Жюри высоко оценило работу оператора – в номинации «Лучший оператор полнометражного игрового фильма» победителем стал Томмасо Фиорилли, снявший «Гнев». Специальный приз за картину был от Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России.
Сняла картину наша соотечественница Мария Иванова Сурае. Она выступила сразу в трех ролях – сценариста, режиссера, и продюсера.
Предвосхищая вопросы зрителей, на творческой встрече в Казани, которая проходила 8 сентября, Мария Константиновна прежде всего рассказала о себе. Фамилия у нее самая русская, и многие предположили, что у нее муж ливанец – смутило незнакомое добавление к фамилии. И ошиблись. Мария Сурае – это псевдоним. Я узнала об этом из ее интервью газете «Московский комсомолец»: «Московский комсомолец»:
«Есть такое арабское слово, которое переводится как «быстрая». Все мои друзья говорят, что я работаю на очень высокой скорости, у меня даже есть прозвище – Машухер. Я действительно работаю без остановки.
Сняла много документальных фильмов для разных телеканалов, проработала так с 20 до 30 лет. Но документальное кино у нас вообще не в почете, хотя с Ромой Либеровым мы попали в номинацию ТЭФИ. Кое-где меня знают. У нас был взлет с короткометражным фильмом, показанным на Каннском фестивале, но из-за того, что мой партнер уехал на ПМЖ в другую страну, мне пришлось всё начинать с нуля».
Оказалось, что Мария живет в России. Она москвичка. Кстати, внучка художника-графика, заслуженного художника РСФСР Константина Иванова (1921-2003), автора московского герба. Родилась в 1983 году, в 2006-м окончила факультет журналистики МГУ (отделение рекламы и PR). Еще будучи студенткой, в 2000-2003 годах работала журналистом в газете «Московский комсомолец». Затем была корреспондентом популярной программы «Времечко» на Авторском телевидении (АТВ).
В 2006 году Мария основала киностудию «Проект ТВ». Начала заниматься производством художественных и документальных фильмов, цикловых программ для телеканалов Первый, Пятый, «Культура». За 10 лет работы «Проект ТВ» выпустил в эфир более 100 фильмов и программ. На сегодня у нее уже 18-летний опыт работы в киноиндустрии. Уже 7 лет она работает в Ливане. В одном из интервью она так объяснила свой интерес к этой стране:
«Мне в Ливане очень комфортно. Проводила там первый фестиваль российского кино, после чего у меня появилось много знакомых в разных областях. С ливанцами удобно работать, поскольку они профессионалы в киноиндустрии, не ленивы, не употребляют алкоголь, знают три языка — арабский, английский, французский.
Рядом со мной всегда переводчик, потому что фильмы я снимаю на арабском и французском. И мне никто не говорил: «Кто ты такая?». Группа у меня международная. В ней есть и мусульмане, и христиане, и мужчины, и женщины. Я хорошо себя чувствую на европейском Востоке».
Мария Константиновна с большой теплотой говорила на встрече о Ливане и ливанцах:
«Ливан — это страна контраста. Да, нет бензина, электричества, но рестораны и гостиницы битком. Они где-то находят мазут для генераторов, гуляют по ночным и совсем темным улицам, веселятся, поют и танцуют. Говорят, во время войны в Ливане было то же самое».
Она участвовала в нескольких совместных проектах стран Европы и Ближнего Востока. В 2014 году короткометражный игровой фильм «Последний» («Sonuncu») совместного производства компании Buta Films и киностудии «Азербайджанфильм» (режиссер Сергей Пикалов, продюсеры Насиб Пириев, Фуад Хатамов и Мария Иванова Сурае) был отобран в основной конкурс 67-го Каннского кинофестиваля (Золотая пальмовая ветвь в номинации короткометражных игровых фильмов), затем стал участником еще 87 кинофестивалей, где получил 9 наград. «Живое, душевное кино, кино со смыслом!» – такую характеристику дал этой короткометражке один из зрителей на YouTube.
Фильм, довольно тяжелый для просмотра, снят как философская притча. Она рассказывает о последнем живущем на Земле ветеране Второй мировой войны. Съемки проходили в Азербайджане, недалеко от Баку, так что ветеран этот служил в Красной Армии. Ему удалось пережить последнего ветерана США – он узнал о его смерти с экрана старенького телевизора. Но убогий быт одинокого старика трудно назвать жизнью.
В 2016 году Мария вместе с Вячеславом Лисневским сняла документальную многотиражку «Мухаммед», в 2007-м совместно с Николаем Викторовымкартину «Бежать от войны», тоже документальную, но полнометражную (о сирийских беженцах), которую они представили на Международный кинофестиваль фильмов о правах человека «Сталкер», который в декабре 2017 года проводился в Москве. Лента получила специальный приз Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев ООН в Российской Федерации и приз «Выбор кинокритиков».
Следующей картиной – фильм «Гнев» – Мария Константиновна дебютировала в игровом кино. Ее тема близка режиссеру, поскольку о судьбе ливанских женщин она знает не понаслышке.
Этот проект она представляла на Берлинском кинорынке, надеясь получить средства на производство картины. Но ковид поменял планы многих людей, ее тоже. Но ей это пошло на пользу – она переписала сценарий. «Я прилетела в Москву, начала писать сценарий, и тут случилась пандемия – и нас всех заперли по домам. Для меня это стало большим плюсом, потому что обычно меня не загонишь домой, а тут смогла спокойно писать».
Лента снималась на французском и арабском языках. Проект создавался совместными усилиями кинематографистов из России, Франции и Ливана. Монтировалась картина в Берлине, в компании The Post Republic.
Съемки проходили в августе 2020 года в Бейруте, как раз в то время, когда там раздались два разрушительных взрыва в речном порту. Буквально за неделю перед этим съемочная группа была как раз там. Отель, в котором она жила, находился в 200 метрах от порта. Всех спасло то, что группа в это время находилась в деревне за 40 километров от города, и это всех спасло. Правда, съемки пришлось приостановить. Половина выбранных локаций была разрушена, пришлось искать новые.
Мария подчеркнула, что съемочная группа была интернациональной. В фильме снимались ливанские звезды Джулия Кассар, Мохамед Акил, Хуссам Саббах. У оператора Томассо Фиорилли – итальянские корни, а живет он в Париже. Художник-постановщик Хуссейн Байден, известный по картине «Капернаум», отмеченной на Каннском кинофестивале, работает на Ближнем Востоке. Музыку написал живущий во Франции российский композитор Алексей Айги.
Главную роль сыграла восходящая звезда французского кино Манал Иссаи (Manal Issa), у которой ливанские корни. Как сообщила Мария, у нее нет профессионального образования, но по силе дарования с ней мало кто сравнится в мировом кинематографе.
Если у Манал Иссаи конкурентов не было, то на роль ее партнера претендовало несколько человек. Искали актера, говорящего на французском языке. Выбрали француза Орельена Шоссада (Aurélien Chaussade). Марию не смутил то, что в его творческой биографии пока только 4 фильма.
Сценарист и режиссер: Мария Иванова Сурае
Оператор: Томмасо Фиорилли
Монтаж: Весела Мачлевски
Музыка: Алексей Айги
Продюсеры: Мария Иванова Сурае, Пьер Сарраф
Компании: Scoop Production, Né à Beyrouth films, The Post Republic
Актеры: француз Орельен Шоссад, ливанцы Джулия Кассар, Хуссам Саббах, Мохамед Акил
Год производства: 2021
Картину показали на «Мосфильме», куда были приглашены на закрытый показ послы мусульманских стран. «Мне было интересно, как фильм воспримут. Картина понравилась. Все посольские машины стояли у «Мосфильма», и это было красиво. А я провела для послов экскурсию по «Мосфильму», и они были в восторге», – рассказала Мария Константиновна.
«Гнев» уже был представлен на нескольких фестивалях. На Тунисском кинофестивале JCC Carthage Film Festival в октябре 2021 года состоялась мировая премьера. Потом были Международный фестиваль женского кино в Бейруте; Международный кинофестиваль в Дакке; Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня» и Международный кинофестиваль в Осло. Международный фестиваль «Сталкер» уже назывался.
Не могу не поделиться своим впечатлением от этого фильма, который мне очень понравился. В нем есть очень актуальная на сегодня тема, напряженная сюжетная интрига, есть актеры, способные удерживать внимание даже без слов.
Как мне кажется, нечто подобное я уже видела: террорист, изображая пылкого влюбленного, буквально втирается в доверие к одинокой женщине, и, пользуясь этим, заставляет работать на себя. Но тогда террорист был с Востока, а женщина – из какой-то европейской страны.
Теперь полная смена состава. Он – француз немецкого происхождения, который ищет в Бейруте достойную работу. Она – ливанка Ида с непростой жизненной судьбой, прямо скажем, очень нуждающаяся в любви. После войны она сбежала от пьющей матери из маленькой деревни в большой город. Естественно, ей там очень одиноко, и она раскрывает объятия, можно сказать, первому встречному, сделавшему ей комплимент. Узнав, что ему негде жить, приглашает в квартиру, которую снимает. Верит его заверениям в любви, мечтает о вечном счастье с ним (к сожалению, не помню имени, но что-то немецкое).
И вдруг эта идиллия сменяется неприятными сценами. Он еще улыбается и нежно целует Иду, когда предлагает ей отказаться от ислама. Во имя их любви. В какой-то момент кажется, что она поддается его уговорам и готова пойти ему навстречу. Но что-то подсказывает ей, что спешить не стоит. Она делает вид, что отрекается от своей религии, но в душе остается непоколебимой, как скала. И это сильно выручает ее в решительный момент, когда возлюбленный, уже не скрывая своих корыстных целей, посылает ее с бомбой к мечети.
Орельен Шоссад, по сути, представляет зрителям двух разных людей. Нет ничего удивительного в том, что Ида поддается на комплименты – настолько убедителен его герой в первой части фильма. И настолько же омерзителен во второй, когда, сбросив маску, не скрывает своего отвращения от новой знакомой, чуждой ему и по религии, и по убеждениям.
Мария Константиновна представила на Фестиваль мусульманского кино в Казани не только фильм «Гнев», но и полнометражную ленту с игровым компонентом «Я не Лакит» (Ливан, Румыния). Его тоже можно было посмотреть 8 сентября, чуть позже, уже в другом зале кинотеатра «Синема 5».
Идея картины «Я не Лакит», который создавался в ко-продукции Ливана и Румынии, появилась у нее в январе 2021 года, когда знакомый ливанец рассказал о женщинах, рожающих без мужей детей, которые лишены всех прав. Она рассказала о том, как снимался этот фильм в интервью газете «Московский комсомолец»:
«Таких детей называют лакитами, и у них нет паспорта, фамилии, есть только имя. Они не могу учиться, путешествовать и имеют право только жить. Получается, что государство наказывает их только за то, что они родились.
Трудно представить, что всё это возможно в современном обществе. Я сразу же сказала, что должна про это снимать кино, неважно, документальное или игровое. Начала искать информацию о лакитах в интернете. Ничего не нашла ни на русском, ни на французском, ни на английском языках. Только в исламском словаре обнаружила, что это незаконнорожденные, брошенные дети. В Ливане мне объяснили, что у них не принято об этом говорить. Но я попробовала найти для фильма героев старше 16 лет, которые могли бы рассказать, что значит быть никем в стране, где очень важно кем-то быть.
Мы нашли Салеха, который жил в Сайде, мусульманском городе около Бейрута, в семье Мухаммеда, подобравшего его на улице и использовавшего как бесплатную рабочую силу. У него есть имя, но нет права на фамилию. Ему 23 года, а у него нет паспорта и какого-либо документа. Он живет в стране с 18 официально признанными религиозными общинами и не имеет права примкнуть ни к одной из них. Он живет в цифровую эпоху, но не имеет права на образование.
Мы отвезли его к священнику, а он поселил его в специальном доме для одиноких и бездомных людей».
Сценарист и режиссер: Мария Иванова Сурае
Оператор: Мариус Пандуру
Монтаж: Мария Иванова Сурае
Музыка: Мариус Лефтарач
Продюсеры: Влад Радулеску, Пьер Сарраф, Мария Сурае
Компании: Né à Beyrouth Films Lebanon, Avanpost Media Romania
Год производства: 2022
В этом интервью Мария Константиновна рассказала о своем новом проекте, который снова намеревается реализовать в Ливане:
«Меня часто спрашивают, почему я не снимаю в России? Я поехала в дом престарелых в Ливане, увидела там стариков, их глаза, выслушала их истории и поняла — следующий фильм будет про них. Он будет называться «10 и Вирджиния».
Я была в России во многих домах престарелых, но не ощутила того, чтобы заставило бы меня снимать. Режиссер должен сначала чувствовать, а потом уже брать камеру.
У меня тот же оператор-постановщик, что и на «Лаките» – Мариус Пандуру. Он влюбился в Ливан и теперь хочет снимать там все фильмы».
Уже после встречи с режиссером Марией Ивановой Сурае я познакомилась с ее биографией в интернете и поразилась, как много она делает, так сказать, по зову сердца, соединяя страны и укрепляя диалог между православием и исламом.
Она занимается многими важными социальными проектами. В 2019 году создала и возглавила ассоциацию CDKL5 Russia, которая вошла в состав международной организации «CDKL5 Alliance». В 2020 году Ассоциация CDKL5 Russia организовала и провела в Москве первую встречу родителей и детей, у которых диагностирована мутация CDKL5. Встреча состоялась при поддержке журнала «Жизнь с ДЦП», организации «LouLou Foundation» и группы волонтеров. На нее приехали десятки семей из разных городов России.
В 2015 году Мария Константиновна провела в художественной галерее Zeppelin выставку 9-летнего художника-аутиста Маркуса Мартиновича. Выставка имела большой успех, ее открытие посетило более 300 человек, включая известных деятелей культуры и бизнесменов. На благотворительном аукционе, который провел актер Гоша Куценко, было продано 10 работ Маркуса. Часть средств, вырученных от продажи его картин, была направлена в благотворительный фонд «Шаг вместе», который помогает детям, больным ДЦП.
Мария Иванова Сурае была организатором первого фестиваля российского кино в Ливане. В его рамках было показано 12 российских фильмов, проведены две пресс-конференции (в Москве и Бейруте), организованы мастер-классы. Фестиваль имел широкий общественный резонанс, в нем приняли участие ведущие представители ливанских общественно-политических кругов. В программу фестиваля входил пресс-тур, в котором приняли участие 16 журналистов из российских СМИ.
В 2014 году Мария Константиновна стала соорганизатором 100-дневного Фестиваля азербайджанской культуры и искусств в Лондоне. В апреле 2017 года была среди организаторов российско-ливанского экономического форума при поддержке банка ВТБ.
Скорее всего, мы еще встретимся с Марией Ивановой Сурае. Запомните эту фамилию. Она участвовала в международном питчинге, где представила свой новый фильм.