Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1918Совет Казанского университета с 1 января 1919 отчислил 96 профессоров и преподавателей, ушедших в сентябре с Белой Армией и не возвратившихся из отпуска

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«У него ж глаза добрые, как он будет играть злодея?»

В Казани, на казанском кладбище «Салмачи», появился мемориальный памятник на могиле заслуженного артиста России, народного артиста Татарстана Александра Купцова.

Это стало возможным при содействии Фонда поддержки развития культуры при Президенте РТ. Дизайн памятника разработал заслуженный деятель искусств РТ Ленар Гильмутдинов.
На церемонии открытия памятного надгробия присутствовали родственники и друзья Александра Ивановича, а также артисты и сотрудники Казанского ТЮЗа.

«Этот день для нас особенный. Мы давно и с нетерпением ждали увековечения памяти не только по званию, но и по зрительской любви народного артиста Татарстана. И сегодня наша мечта претворилась в жизнь. Выражаем большую благодарность за помощь в установке памятника Министерству культуры Республики Татарстан, Фонду поддержки развития культуры при Президенте Республики Татарстан и лично руководителю аппарата Президента РТ Сафарову Асгату Ахметовичу», — сказала директор театра Айгуль Горнышева.

Александр Иванович Купцов родился 25 февраля 1955 года в Казани. В 1979-м окончил Казанское театральное училище и с этого же года начал служить в Казанском театре юного зрителя. Его дебютная роль - старший брат в спектакле «Сказки» (режиссёр Л. Верзуб) по А.С. Пушкину.

Он активно принимал участие в значимых событиях датах города. Так, в 2013 году был участником торжественной театрализованной церемонии открытия XXVII Всемирных летних студенческих игр в Казани. 

Александра Ивановича трудно было называть по имени-отчеству. Работая в театре для детей, где приходится исполнять все роли, от петуха до героя войны, он сохранял детскую открытостью и искренность. В последние годы он был завсегдатаем различных тусовок, где непременно становился центром общения.

Трудно было в этом веселом, непосредственном человеке признать большого актера, имеющего высокие правительственные звания. А он и не стремился к тому, чтобы его выделяли по этим признакам. Он любил свою профессию, свой театр, в котором проработал всю свою жизнь. Не ушел из него в самое трудное время, когда театр после пожара на несколько лет оказался без крыши над головой.

Нетрудно было заметить, как любили Сашу в театре. Особенно те, с кем он много лет работал в ТЮЗе, с кем делил горести и радости, победы и поражения театра. На снимках, присланных пресс-службой театра, можно увидеть многих из тех, кого можно назвать ветеранами этого театра. Они не могли не почтить память товарища и коллеги.

Напомню, скончался Александр Купцов 6 ноября 2019 года, сразу после очередного спектакля.

Я наверняка не раз писала о нем, когда работала в «Вечерней Казани». К сожалению, в последние годы у меня не было с ним ни одного разговора, который бы закончился его интервью для «Казанских историй». Поэтому сегодня предлагаю его интервью для журнала «Собака». Он отвечал на вопросы моего коллеги Гули Подольской.

Александр Купцов: «Я никогда не лез и не выпрашивал для себя ничего, считаю, что это ниже моего достоинства»

Замечательный актер казанского тюза, народный артист РТ снялся в фильме «Собака», который был представлен в номинации «Игровой фильм» VIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино.

Александр Иванович, откуда ваше увлечение театром? Из семьи?

Нет, у нас в семье актеров не было. Родители работали на «Спартаке». Я родился в Казани, детство прошло на Суконке и на Кирова, где жила бабушка. Сейчас и дворов таких нет, где мы, детвора, пускали в небо змеев. А вот у обеих моих бабушек было что-то актерское - они с юмором умели изображать других людей, подмечая какую-то характерную черточку. Видимо, это у меня от них. Мы, дети, устраивали во дворе представления, разыгрывали какие-то сценки. Выходили старушки со стульчиками и смотрели наши концерты.

Тогда и решили поступать в театральное?

Я после девятого класса пошел в театральное училище. А занятия по актерскому мастерству у нас проходили здесь, в дубовом зале тюза. Наши педагоги – Феликс Григорьян и Леонид Верзуб, оба были тюзовцы.  Мне тогда было лет восемнадцать. Отслужил в армии, а вернувшись, доучивался уже у Вадима Остропольского. Закончил учебу и пришел в тюз. Желания куда-то уйти отсюда у меня никогда не было.

Как вас приняли в тюзе?

Хорошо. Тогда еще все были молодые – и покойные Зоя Петрова, Саша Калаганов. Работала наша легендарная Мария Павловна Неменко-Бобковская, ей было уже лет семьдесят. Помню, меня ввели в спектакль «Пеппи Длинный Чулок» на роль Индейского Петуха.

Я был худой, длинный, подкладывал пузо и рисовал усы. И вот после премьеры Мария Павловна подошла ко мне и говорит: «Вот это – настоящее!» А вскоре ее «ушли» из театра. Я видел, как она прощалась – стояла на сцене, прислонившись лбом к порталу и долго так стояла, молча.

Ее однажды вызвали, чтобы вручить грамоту. Она пришла, маленькая, в платочке на булавочке под подбородком, верующая была. Ее давай поздравлять, а она встала и говорит: «Я в васых податьках не нуздаюсь!» Зубов-то уже не хватало…

С кем из режиссеров вам было интереснее работать?

По-разному, трудно кого-то выделить. Вот Григорьян – интересный, талантливый человек, но я застал лишь в начале. Многое для моего становления дал Верзуб. И, разумеется, огромное значение для нашего театра имеет Борис Цейтлин. Его десять лет работы у нас стали целой эпохой – как для актеров, так и для него самого. Он сразу заявил: «Я приехал взорвать театр!» Начал с «Дракона» Шварца. Потом были «Добрый человек из Сычуани», «Звезды на утреннем небе», «Погром», «Буря».

Столько режиссеров сменилось в театре, а Купцов всегда востребован. Как вам это удается?

Если честно, на меня никто никогда не ставил спектакля. При Цейтлине не было главных ролей. Были хорошие, второго плана – Шарлемань в «Драконе», Алонзо в «Буре», Ван-водонос – «Добром человеке», татарин Байрулла в «Погроме». Памятная роль, я даже до сих пор молитву татарскую помню: «Агузубиллахиминаш-шайтанир-ражим Бисмиллахиррахманиррахим».

Я никогда не лез и не выпрашивал ничего, это ниже моего достоинства. Хотя есть актеры, которые вечно сидят у режиссера в кабинетах, во всех театрах такие есть. Мне достаточно того, что я во многих ролях смог найти какую-то изюминку, чтобы было с чем выходить на сцену.

Вы сыграли одну из главных ролей в фильме «Собака» Фарида Давлетшина.  Чем интересен этот образ?

Это психологическая драма, в основе которой – реальная история, как егерь три года продержал человека в лесу за то, что он убил его собаку. Фильм, конечно, не вписывался в формат фестиваля, потому ничего и не получил.

У определенной части он вызвал шок: «Вы позорите наш фестиваль! Это негуманный фильм!» Кстати, Давлетшин, когда ему предложили меня на роль егеря, сказал: «Купцова? Я бы взял, но у него ж глаза добрые, как он будет играть?» Но взял, решив, а почему егерь должен быть монстром? И потом, не такой уж он злодей, просто так жизнь повернула.

Человек в определенных обстоятельствах совершает поступки, которых сам от себя не ожидает. Сначала сыграла обида, потом самолюбие, и – понеслось. И человек сам не заметил, как оказался в каком-то болоте. Совершил бы я на месте моего егеря такое? Пожалуй, нет.

Александр Иванович, есть у вас такая роль, о которой вы мечтали?

Тут вот какая штука. По молодости в тебе играет тщеславие, а на самом деле просто человек хочет нравиться публике, это не желание играть. И я раньше мечтал сыграть Короля Лира. Но что я, пацан, мог тогда сделать с этим образом?  А сейчас я не хочу играть эту роль, - не моя история. Тем более, если ставить с купюрами, то ничего не получится, Лира надо делать досконально.

 Однажды я ради шутки спросил у нашего главного, у Чигишева: «Владимир Борисович, а когда вы на меня что-нибудь поставите?» Он говорит: «Если будет здоровье, то Короля Лира». А я думаю: «Не дай Бог!»

Народный артист РТ Александр Купцов, пришедший в Казанский тюз сразу после театрального училища, никогда не играл не только подростков, но и юношей, молодых людей. Он с самого начала стал играть возрастные, характерные роли или сказочных персонажей. За фактурную внешность Александра Ивановича любят кинорежиссеры – до фильма «Собака» он снялся в телесериале «Неотложка», картинах «Голубка», «Зулейха», «Золотая суббота».

Текст: Гуля Подольская

Журнал «Собака.ru», ноябрь 2012 года 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить