Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Эхо войны: за две недели в Гродненской области обнаружены останки 86 человек

6 августа поисковики  Региональной общественной молодежной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан вернулись из Беларуси, где принимали участие в работе российско-белорусской экспедиции.

Поисковые работы проходили с 24 июля на территориях Слонимского, Зельвинского и Свислочского районов Гродненской области, на местах ожесточенных боев июня 1941 года, где прорывались из окружения из Белостокского выступа подразделения 3-й и 10-й общевойсковых армий Западного фронта.

Эта экспедиция проходит ежегодно в соответствии с планом проведения поисковых работ, утвержденным в Управлении по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил РБ, совместно с военнослужащими 52-го отдельного специализированного поискового батальона Вооруженных Сил РБ и поисковой группой «Батьковщина» (г.Минск).

От Татарстана в экспедиции приняли участие представители поисковых отрядов «Разведка», «Снежный десант» гимназии №139 – Центр образования, «Легион» Университета управления ТИСБИ, «Татнефть-Поиск» (г.Альметьевск), «Кадет» (г.Набережные Челны), ВПК «Пламя» (с.Рождествено Лаишевского района). Участниками экспедиции стали также представители поискового отряда «Трипять» из Вологды, Союза поисковых отрядов Архангельской области имени В.А. Кычева, Свердловской области и Удмуртской Республики.

Перед началом работ белорусскими поисковиками из отряда «Батьковщина» (руководитель Александр Дударенок) была проведена огромная исследовательская работа с архивными документами, воспоминаниями ветеранов Великой Отечественной войны и местных жителей. Кроме этого, анализировались фотографии, сделанные в период июня–июля 1941 года немецкими солдатами, на которых были запечатлены моменты прошедших ожесточенных боев в тех местах. По этим снимкам, где видны топографические и иные ориентиры, были вычислены локации, в которых могли находиться неучтенные воинские захоронения советских солдат, которые были сделаны руками местных жителей и военнопленными красноармейцами.

Такие фотографии в последнее время часто стали появляется на различных интернет-платформах, и белорусские поисковики стараются их выявлять и географически привязывать к тому или иному конкретному месту, если на фотографиях отмечены названия населенных пунктов и даты съемки.

Основным местом поисковых работ стало село Озерница Слонимского района. Именно через это село отступали с боями части наших войск, выходящие из-под Белостока. Потери Красной Армии были огромные, но и немецкие части также несли большие потери. Вот, например выдержки из воспоминаний одного из немецких солдат, очевидца боев за Озерницу. Walter Stoll был  солдатом взвода связи 2-го батальона 107-го пехотного полка 34-й пехотной дивизии Nomaden in uniform. Meine erinnerungen an die kriegsjahre в 1939-1945 годах (записаны в  1978 г.):

«… После отчаянной поездки по плохой дороге, часто обстреливаемой русскими, мы на рассвете достигаем Озерницы (…)

Русские прорвались на западную окраину деревни. Прорвавшиеся в наш тыл на 15 км казаки блокируют дорогу, по которой осуществлялось снабжение войск. Положение становилось угрожающим. Но к нам вовремя прибыло подкрепление. Четырехствольная зенитная установка занимает позицию на холме. Ствол 88-мм зенитного орудия также направлен в сторону врага. Когда в бой вступает 253 пехотный полк, ситуация проясняется. Мертвые русские лежат кучами. Сгоревшие танки и грузовики обрамляют обочины дорог. Но и наши потери также чрезвычайно высоки. Один только наш 2 батальон, включая 1 роту, потерял этой ночью 170 человек убитыми и пропавшими без вести. Майор Кесслер получил свое ранение от штурмового орудия.

Попытки русских вырваться из котла потерпели неудачу. Наши эскадры бомбардировщиков и пикирующих бомбардировщиков уничтожают последние большие скопления русских войск…».

Первым объектом работы поисковиков стала обнаруженная рядом с дорогой, идущей от станции Озерница на шоссе Зельва – Слоним, яма, в которой были обнаружены останки 7 воинов Красной Армии. Территориально это в Зельвинском районе Гродненской области. При погибших были обнаружены фрагменты обмундирования советских солдат: каски образца 1935 года (так называемые ханхинголки), сапоги, ботинки, фляга и подсумки для патронов. На одном из подсумков удалось прочесть фамилию владельца: «Голуб».

В поисковых работах на этом месте вместе с поисковиками принимал участие журналист, писатель, автор исторических расследований Николай Черкашин, уроженец Волковыска Гродненской области (в настоящее время проживает в городе Москве). Николай Андреевич знаменит своими книгами и является автором сценария к документальному фильму «Как выйти из ада», рассказывающего о событиях июня 1941 года, в том числе о переправе через реку Зельвянку частей 10-й и 3-й армий Западного фронта.

Николай Андреевич Черкашин

Вторым объектом поисковых работ стала локация, которая была обнаружена в самом селе Озерница – там были найдены останки 43 советских воинов. Это неучтенное санитарное захоронение удалось обнаружить благодаря немецким архивным фотографиям. На них запечатлены моменты, когда советские солдаты, попавшие в плен, под присмотром немцев, закапывают трупы погибших красноармейцев в придорожные канавы.

На нескольких фотографиях, датированных 2 июля 1941 года, изображена одна из сельских улиц (с разных ракурсов), где видны разбитые и сожжённые при отступлении советские автомашины, а рядом находятся трупы погибших солдат. Одна из фотографий как раз зафиксировала момент, когда погибших стаскивают и забрасывают в одну из ям, которая находилась на обочине дороги. Эти фотографии прислали командиру поисковой группы «Батьковщина» Александру Дударенку буквально перед самой экспедицией, 2 июля (символично совпадение этой даты и дня съемки кадра).

Бойцы поисковой группы «Батковщина» перед приездом поисковиков из Татарстана успели провести разведывательный выезд и по ориентирам, запечатленным на фотографиях, приблизительно «привязать» их к местности. Участникам международной поисковой экспедиции буквально в первый же день удалось с помощью металлоискателей найти это место.

При подъеме останков 43 погибших были обнаружены 17 солдатских медальонов (из них 6 прочитаны, 3  извлечены из капсул и находятся на экспертизе), пять разных образцов документов (один из документов прочитан), орден Красного Знамени № 12980 и семь подписанных личных вещей. В результате на сегодняшний день поисковикам стали известны данные на 12 воинов.

На сайте «Отечества», откуда мы взяли эту публикацию, они названы поименно. Это военнообязанные с разных мест нашей большой страны. Есть среди них и начальник 14-го медико-санитарного батальона 86-й Казанской Краснознамённой дивизии имени Президиума Верховного Совета Татарской АССР военврач 1 ранга Шкляев Аркадий Алексеевич, 1899 г.р., уроженец села Ежево Юкаменского района Удмуртской АССР.

Семья проживала в селе Старые Челны Октябрьского (в настоящее время Нурлатского) района Татарской АССР (установлен по ордену Красного Знамени № 12980. Он был награжден приказом по 7-й Армии Северо-Западного фронта 21 марта 1940 года).

Оперативную помощь в установлении личности погибшего по номеру найденного ордена оказала Наталья Юрьевна Круглова (Дзюба).

Поисковиками Удмуртии и Татарстана уже проведена огромная работа по поиску сведений и родственников Аркадия Алексеевича. Стало известно, что он родился в семье священника Алексея Алексеевича Шкляева и Ларисы Иоанновны. Его отец служил в то время в Ежевском храме. Родился он 5 ноября, крещён 6 ноября.

Большую помощь в поисках сведений о семье Шкляева оказал бывший учитель, краевед, в прошлом председатель сельсовета села Старые Челны Нурлатского района Юрий Ильич Иванов. По собранным им материалам стало известно, что Аркадий Алексеевич Шкляев до войны работал сначала в больнице Нурлата, потом был назначен главврачом больницы в селе Старые Челны. Его очень уважали местные жители, он был хорошим врачом. Чуть ли не первым из сельских больниц Татарии добился установления в больнице рентген-аппарата.

 Жена, Елизавета Михайловна, тоже была врачом и работала в этой же больнице вместе с мужем. К сожалению, она умерла в годы войны (или сразу после войны) от переохлаждения: ходила в непогоду в райцентр Нурлат пешком 20 километров и сильно простыла. Был у них один ребенок -  дочь, но она умерла еще до войны. Жена получала извещение о том, что муж пропал без вести, и на памятнике односельчанам, не вернувшимся с фронта, его имя есть.

Есть фотография 1940 года, подписанная: «…Шкляев Аркадий Алексеевич — главный врач Старо-Челнинской больницы вернулся с финской войны в родной коллектив с орденом Красного Знамени…».

Кроме этого, сохранилась фотография из Старо-Челнинской больницы: Аркадий Алексеевич проводит операцию, а его супруга Елизавета Михайловна (слева на фото) ему ассистирует.

Оперативную помощь в прочтении вкладышей медальонов оказал эксперт из Москвы Олег Гусев. С помощью социальных сетей и неравнодушных людей поисковикам удалось разыскать родственников красноармейцев И.П. Астахова и А.Д.Зюзева (по последнему поисковики располагают его фотографией, которую прислали родные).

Завершив работы на первых локациях, участники экспедиции выдвинулись в Свислочский район Гродненской области. Там, в лесной глухомани Беловежской пущи, где в 1941 году пробивалась из окружения с боями полки 49-й стрелковой дивизии, один из бойцов белорусской поисковой группы «Батьковщина» Дмитрий Козлович (житель Волковыска) нашел три места, где были обнаружены останки наших погибших солдат.

На месте участников экспедиции встречали друзья по прошлым экспедициям: председатель Порозовского сельского совета Виктор Акудович и корреспондент «Свислочской Газеты» Валентина Хамчук.

Первая локация оказалась рядом с дорогой Порозово – Новый Двор, буквально в 150 метрах от большой братской могилы советских воинов, погибших в этих местах в 1941 году. По рассказам местных жителей, бои в этих местах были ожесточенные. Так, пробивающиеся через Беловежскую пущу бойцы и командиры Красной Армии смогли в этих боях сами окружить часть немецких войск и разгромить их.

В своих воспоминаниях бывший командир 78-й пехотной немецкой дивизии Вернер Бешнит пишет: «Лес смерти — это Беловежье».

Частично нашим войскам удалось прорваться и выйти из окружения, но очень большая часть солдат и офицеров Красной Армии оказались зажатыми в кольце окружения, куда немцы стянули четыре полнокровные дивизии. Старожилы рассказывали, что после боев немцы заставляли местных мужиков с подводами, запряженными лошадьми, объезжать квартальные просеки Беловежской пущи и стаскивать трупы погибших красноармейцев по воронкам и ямам.

Одна из таких ям и стала братской могилой для семи солдат и одного ребенка, чьи останки были обнаружены поисковиками. К сожалению, погибшие так и останутся безымянными, так как медальонов и подписанных личных вещей при них не оказалось. Лишь у одного солдата в кармане вместе с патронами для винтовки лежали какие-то бумаги. Поисковикам удалось частично расслоить фрагменты документа – денежного перевода, и обрывки газеты. Но к сожалению, прочесть на них записи, которые смогли бы назвать имя владельца, не представляется возможным.

Второй локацией в Беловежской пуще стало место в районе деревни Студеники. Там поисковиками были обнаружены останки одного солдата, у которого нашли медальон. Но, к сожалению, вкладыш в капсуле сгнил, и имя погибшего останется неизвестным.

На третьем месте, которое оказалось самым дальним, в глуши Беловежской пущи, поисковиками были обнаружены останки еще одного советского солдата. На этот раз повезло — при погибшем была найдена уникальная медаль — «Передовику Социалистического сельского хозяйства», выданная на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (малая серебряная медаль образца 1939 года) под номером 13203.

Их обнаружила Ольга Гамилова из поискового отряда «Трипять» (г.Вологда), отряда, который впервые участвовал в российско-белорусской экспедиции.

В целях быстрейшего установления имени погибшего солдата по номеру медали мы связались с нашими товарищами из ООО ИП Центр «Благовест». Благодаря их оперативной работе удалось установить, что награду получил тракторист Борковичской МТС Дриссенского района Витебской области Дмитрий Тарасович Пентюг. Медаль была вручена ему на выставке 1940 года на основании приказа №9/2 от 15.04.1940 года за высокий урожай 1938 года. Участники экспедиции выразили искрению благодарность сотрудникам Центра «Благовест» и лично Елене Осиповой.

В последнюю неделю экспедиции работа проходила на двух объектах в селе Озерница. Первая локация опять же была определена благодаря немецким фотографиям и кинохронике, где было видно, как под присмотром немцев несколько местных жителей стаскивают к яме, расположенной у подножия холма, на котором стоит церковь, трупы наших погибших солдат.

При проведении поисковых работ из этой ямы были извлечены останки 21 погибшего солдата. При них обнаружены три подписанные личные вещи и у одного из погибших фрагменты документов в кошельке. На опасной бритве было нацарапано название польского города Лодзь (в Российской империи до 1917 года являлся центром Лодзинского уезда Петроковской губернии) на польском языке: Lodz и далее на русском: «Я, Левкович».

Причем, сложно понять, что подразумевает буква «Я»: начальную букву имени солдата (пример: Яков, Ян, Ярослав и др.) или местоимение Я («Я есть Левкович»).

У другого погибшего на алюминиевой ложке были нанесены инициалы: «Б.Ж.». Еще у одного погибшего солдата нашлась расческа, на которой было записано: «Борзденков Алексей» (на обороте «Лена» или «Лёня»). К сожалению, найденные документы у четвертого воина удалось расслоить только частично (плохую роль сыграли монеты, которые лежали рядом, и дали сильную окись). Но по этим фрагментам удалось узнать, что в период конца 1930-х годов военнослужащий проходил службу в органах Рабоче-Крестьянской милиции НКВД в городе Ташкенте. На другой справке сохранился оттиск печати 12-го запасного полка. А на обрывках письма удалось разобрать почтовый штамп, датированный 26 апреля 1941 года и почтовой станции отправления -  г.Самарканд.

Второй точкой у Озерницкой церкви стала неглубокая яма, найденная прямо у церковной ограды, где были обнаружены останки пяти мирных жителей: трех детей (двое – 2-3 года, и подросток 10–11 лет), останки женщины и мужчины. Причем у последнего был прострелян череп в районе височной области.

В соответствие с законодательством Республики Беларусь на место раскопок оперативно были вызваны представители Слонимской прокуратуры и Следственного комитета, и в рамках закона «О геноциде белорусского народа» останки для проведения следственных мероприятий были переданы представителям прокуратуры.

В целом за две недели на территории Гродненской области были обнаружены останки 86 человек, из них 80 военнослужащих и 6 мирных жителей, погибших в годы Великой Отечественной войны. На сегодняшний день установлены имена и сведения на 16 воинов. Часть медальонов и документов еще находятся на экспертизе, и поисковики надеются, что благодаря работе специалистов удастся вырвать из плена забвения имена еще нескольких погибших солдат.

В ходе работы экспедиции полевой лагерь поисковиков посетили ведущий специалист Управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил Республики Беларусь Александр Евгеньевич Лугин и представители 52-го отдельного специализированного поискового батальона Вооруженных Сил Республики Беларусь, которые по поручению руководства передали российским поисковикам почетные грамоты и благодарственные письма, в которых отмечены их заслуги. От имени поисковиков Татарстана — Александру Лугину и Александру Дударенку (руководитель поисковой группы «Батьковщина») были вручены золотые медали «За отличие в поисковом движении Республики Татарстан», бойцу поискового отряда «Батьковщина» Дмитрию Козловичу — серебряная медаль.

Необходимо отметить, что на протяжении всей экспедиции при работах в Слонимском районе Гродненской области активную поддержку поисковикам оказывали местные жители села Озерница и деревни Клепачи. Неоднократно прямо на раскопы приходил и освящал места работ и участников настоятель храма святителя Николя Чудотворца в Озерницах иерей Леонид (Сенченко). Общественная активистка села Озерница Дарья Романина ежедневно принимали участие в поисковых работах.

На приусадебном участке местного жителя Дмитрия Сергеевича Бояркина поисковики разместили свой дневной полевой лагерь, а сам Дмитрий Сергеевич оказывал поисковикам возможную помощь.

В дни, когда отмечалась 109-я годовщина начала Первой мировой войны (1914-1918 годы) поисковики Татарстана совместно с представителями Исполнительного комитета Слонимского района Гродненской области посетили воинский участок на мусульманском кладбище города Слонима. Здесь в августе 1915 года были захоронены защитники Отечества — солдаты Русской армии мусульманского вероисповедания, умершие в госпитале этого города. Имам Сулейман Матвеевич Байрашевский рассказал собравшимся об истории татарского кладбища, известного с 1717 года.

На протяжении многих лет Сулейман Матвеевич ведет плодотворную работу по сохранению и развитию религиозного и культурного наследия белорусских татар. От имени Совета Объедения «Отечество» Республики Татарстан С.М. Байрашевскому была вручена серебряная медаль «За отличие в поисковом движении Республики Татарстан».

Илья Прокофьев, руководитель российской части российско-белорусской поисковой экспедиции, в своей статье о том, что сделано в Беларуси нынешним летом, назвал поименно всех, кто помогал в поисковых работах. Особую благодарность поисковики выражают генеральному директору ПАО «Татнефть» Маганову Наилю Ульфатовичу за помощь в организации экспедиции.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить