Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Как в жизни ― есть настроение в миноре, а есть ― в мажоре

В период с 10 марта по 24 мая в Казани и Альметьевске состоятся 8 концертов камерно-инструментальной музыки в исполнении Струнного квартета имени Назиба Жиганова. 

Цикл концертов «Возрождение. Новый век» стал возможен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Публике будут представлены четыре программы: «История одинокой жизни» (П. Чайковский и А. Бородин), «Милли уйлану» (Р. Еникеев, Ф. Ахметов, Р. Ахиярова, Э. Низамов), «Reflections - отражения» (И. Стравинский, К. Пендерецкий, Б. Барток, Э. Шульгоф) и «Французский импрессионизм» (К. Дебюсси и М. Равель).

На первом концерте среди зрителей была Любовь Агеева.

Как заметила ведущая концерта музыковед Эльвира Камалова, преподаватель Казанского музыкального колледжа имени И.В. Аухадеева, чтобы слушать и слышать квартетную музыку, нужна особая аудитория. И она была в этот вечер в Культурном центре имени А.С. Пушкина. Эту публику не надо было предупреждать, что при исполнении музыкального сочинения между частями принято не аплодировать.

Состав инструментального квартета может быть однородным и смешанным. Наибольшее распространение получил струнный квартет (две скрипки, альт, виолончель), сформировавшийся во 2-й половине XVIII века в Австрии, Италии, Англии и Франции. Первые в истории публичные концерты (вечера) квартетной музыки состоялись в 1804-1805 годах в Вене. В России квартетная игра начала распространяться с 1770 года в усадебном и придворном быту. 

Струнный квартет ― особый и уникальный жанр в академической музыке, а также один из самых сложных и тонких видов камерного музыкально-исполнительского искусства. Многие композиторы обращались к жанру квартетной музыки и оставили богатое творческое наследие. Те, кто побывает на всех четырех концертах, услышат лишь небольшую часть из богатого музыкального наследия.

Форма, кристаллизовавшаяся в творчестве Йозефа Гайдна, который кодифицировал его четырехчастность и установил композиционную модель под стать структуре симфонии, обогащалась и развивалась вместе со сменой эпох, художественных стилей и направлений. 

Если захотите узнать, как это происходило, зайдите хотя бы в Википедию, как это сделала я. Конечно, в зрительном зале все эти знания, скорее всего, останутся невостребованными, но для того, чтобы слушать музыку сложных жанров и понимать то, что хотел сказать композитор, нужна хотя бы минимальная подготовка.

Это было мое первое погружение в музыку сложного жанра квартета, когда нужна хотя бы минимальная подготовка для восприятия. Отдельные квартеты слушать приходилось. Слушала, например, выступление в Казани известного советского квартета имени А.П. Бородина. Но в концерте 10 марта в исполнении Струнного квартета имени Назиба Жиганова прозвучало сразу два концерта.  

Квартет ― это четыре музыканта: Арслан Сайфи ― первая скрипка, Тимур Гилязутдинов ― вторая скрипка, Андрей Сушков ― альт и Сергей Пономарев ― виолончель. Коллектив образован в 2022 году. Музыканты получили профессиональную сольную и ансамблевую подготовку в Казанской государственно консерватории имени Н.Г. Жиганова и в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Они ― лауреаты международных и всероссийских конкурсов.

Стоит отметить, что выступление Струнного квартета сопровождали интересные комментарии ведущей концерта. Я очень люблю такие просветительские проекты, когда с чисто эмоциональными впечатлениями получаешь много интересной информации. Особенно если ведущий не только человек знающий, но и умеющий разговаривать с публикой так, как это делает Эльвира Камалова ― тепло и искренне. Она говорила с нами так, как будто пригласила всех к себе в гости. Не все так умеют.  

Эльвира Робертовна упредила мой вопрос, когда рассказала, почему программу первого концерта назвали «История одинокой жизни». То, что это название стопроцентно подходит для Петра Чайковского, сомнений нет. Композитор, оставивший потомкам такое богатое музыкальное наследство, которого за границей не удалось «отменить» даже в наше сумасшедшее время, не был счастлив в жизни. Впрочем, может, именно поэтому родилась эта гениальная музыка.  Квартеты (у Чайковского их было три) — это достижения раннего творчества великого русского композитора. Произведя фурор на премьерных исполнениях, они сразу же стали широко известны и были одними из первых сочинений композитора, звучавших в Западной Европе. 

Третий квартет ми бемоль минор посвящен памяти Фердинанда Лауба (1832-1875), выдающегося чешского музыканта, почти всю жизнь проработавшего в России, скрипача, ансамблиста, профессора Московской консерватории, участвовавшего в премьерных исполнениях первых двух квартетов Чайковского. Композитор называл Лауба «скрипачем-титаном», восторгался его исполнительским мастерством, глубиной и артистизмом. Узнав о его безвременной кончине, Чайковский писал с глубокой грустью: «Никого уже не приведет в трепет восторга рука, извлекающая звуки, столь сильные, мощные и вместе столь нежные и ласкающие» (https://vk.com/@firmamelodiya-kamernaya-muzyka-p-i-chaikovskogo).

Автор статьи, фрагмент которой я привела, считает, что не только смерть друга и замечательного музыканта подвигла Чайковского на одно из самых его драматичных и скорбных сочинений: «Несомненный отпечаток на всё созданное в те годы отложило и внутреннее состояние композитора, пережившего глубокий душевный кризис. Но именно в Третьем квартете автор впервые полностью «обрел себя» как композитор-драматург и вплотную подошел к главной, сквозной идее своего творчества – фатальной обреченности человека, его бессилия перед судьбой, неумолимо властвующим роком».

Жизнь Александра Бородина не назовешь одинокой. Струнный квартет №2, который прозвучал в концерте, Бородин посвятил своей супруге. Произведение было написано после поездки композитора в немецкий город Гейдельберг в 1877 году. В этом городе он уже бывал: в 1861 году молодой, подающий большие надежды ученый-химик Бородин, приехавший за границу «для усовершенствования в науках» и не думающий еще о серьезных занятиях музыкой, встретился со своей будущей женой, пианисткой Е.С. Протопоповой, находившейся в Германии на лечении. Их взаимное чувство во многом определило дальнейший музыкальный путь Бородина. И когда спустя много лет он вновь оказался в Гейдельберге, воспоминания о прошлом нахлынули на него с новой силой. Квартет ре мажор был закончен к 10 августа 1881 года — 20-летию объяснения в любви Екатерине Сергеевне.

Уже после концерта, вспоминая свои впечатления от услышанной музыки, я подумала об удачном соседстве в памяти двух таких разных сочинений. Одно в тональности минор, второе ― в тональности мажор. Две разных жизни…

Стоит заметить, что я мало знаю симфоническую и камерную музыку Бородина. В основном его имя ассоциируется у публики с оперой «Князь Игорь». И, тем более, мы не знаем Бородина-химика. А у него есть известные научные работы. Химии он учился в петербургской Медико-хирургической академии, у знаменитого химика   Николая Зинина. Кстати, выпускника и ординарного профессора Императорского Казанского университета, яркого представителя Казанской химической школы. 

Во время учебы Александр Порфирьевич писал романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал недовольство учителя, считавшего, что занятия музыкой мешают серьезной научной работе. Ведущая концерта вспомнила, что знаменитый музыкальный критик В. Стасов называл Бородина лучшим музыкантом среди химиков и лучшим химиком среди музыкантов.

После концерта я пообщалась с Сергеем Пономаревым. Как выяснилось, именно он организатор квартета. Все музыканты работают в постоянных музыкальных коллективах: Сергей и Тимур Гилязутдинов ― в симфоническом оркестре Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля, Андрей Сушков ― в Государственном академическом симфоническом оркестре РТ, Арслан Сайфи ― в оркестре Татарском государственном театре драмы и комедии имени К. Тинчурина. Уже два года выступают в составе квартета. Программа цикла концертов квартетной музыки была поддержана в конкурсе проектов Президентского фонда культурных инициатив.

Не могла не спросить Сергея, почему музыканты решили назвать свой коллектив именем Назиба Гаязовича Жиганова, ведь, как известно, композитор в жанре квартета не работал. Зато он был выдающимся музыкальным деятелем нашей республики ― был ответ. Сын композитора Иван Назибович Жиганов такое решение поддержал.

Что ж, не можем уже многие годы установить памятник человеку, без которого музыкальная история республики и татарского народа была бы, несомненно другой, ― пусть будет консерватория и музыкальный фестиваль его имени, а теперь и Струнный квартет имени Н.Г. Жиганова.

Кстати, на концерте в честь очередного дня рождения Назиба Гаязовича, который состоялся в январе в музее-квартире на улице Малой Красной, музыканты познакомили небольшую аудиторию (для большой тут места нет) с его обработками сочинений для струнного квартета его коллег по Союзу композиторов республики.

Хотела бы обратить внимание на концерт 22 марта «Милли уйлану» («Национальная медитация), который пройдет в Доме дружбы народов. В этот вечер прозвучат сочинения классиков татарской музыки Рината Еникеева и Фасиля Ахметова, а также композиторов-современников Резеды Ахияровой и Эльмира Низамова.

Каждая программа музыкального цикла будет представлена в Казани (на площадках Культурного центра имени А.С. Пушкина и в Доме Дружбы народов Татарстана) и в Альметьевске (в ДК «Нефтьче»).  

В рамках проекта «Возрождение. Новый век» состоится конкурс композиторов «Национальная музыка для струнного квартета». Конкурс проводится онлайн, членами жюри являются участники квартета, председатель жюри – Эльмир Низамов. Произведение, которое станет победителем, будет исполнено Струнным квартетом имени Н.Г. Жиганова в концерте «Милли уйлану».

Помимо концертов и конкурса в обоих городах пройдут четыре мастер-класса для учащихся ДМШ/ДШИ и студентов музыкальных колледжей от участников квартета.

В завершение о программе цикла квартетной музыки «Возрождение. Новый век»:

«История одинокой жизни»

10 марта, 18:00 ― г.Казань, Культурный центр имени А.С.Пушкина

15 марта, 18:00  ― г.Альметьевск, ДК «Нефтьче» 

«Милли уйлану»

 

22 марта, 18:30 ― г.Казань, Дом Дружбы народов Татарстана

5 апреля, 18:30 ― г.Альметьевск, ДК «Нефтьче»

 

«Reflections отражения»

Программа представит творчество европейских композиторов XX века Игоря Стравинского, Эрвина Шульгофа, Бела Бартока и Кшиштофа Пендерецкого

12 апреля, 18:30 ― г.Казань, Культурный центр имени А.С.Пушкина

26 апреля, 18:30 ― г.Альметьевск, ДК «Нефтьче»

«Французский импрессионизм»

Программа представит произведения Клода Дебюсси и Мориса Равеля

17 мая, 18:30 ― г.Казань, Дом Дружбы народов Татарстана

24 мая, 18:30 ― г.Альметьевск, ДК «Нефтьче» 

Фото на память после концерта

Струнный квартет имени Н.Г. Жиганова в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/public213626862

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить