Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
На Арском кладбище появится новая часовня для поминовения усопших старообрядцев
- Любовь Агеева
- 20 июля 2018 года
Культовый объект разместится в здании, которое работники ритуальных услуг использовали для служебных целей, переданном в распоряжение Русской Православной старообрядческой церкви (РПсЦ).
По словам Романа Царевского, главы НКО «Русская Старина», приверженца старообрядческой веры, за передачу неиспользуемого здания сторожки РПсЦ боролись несколько лет. Как он считает, небольшое одноэтажное здание, которое находится в самом начале старообрядческого участка, принадлежало старообрядцам.
Однако не так просто было добиться взаимопонимания по этому вопросу с руководством Управления по организации ритуальных услуг Исполкома Казани. Решение было принято после того, как старообрядцы показали себя рачительными хозяевами старообрядческого погоста. За последние несколько лет две старообрядческие общины Казани – белокриницкого согласия и христиан древле-православно-кафолического вероисповедания и благочестия Старо-поморского согласия - совместными усилиями привели территорию захоронений единоверцев в порядок: убрали мусор, подправили могилы и кресты, выяснили принадлежность могил, оставшихся без присмотра потомков. Было определено места захоронений купца Ивана Петровича Оконишникова, найдены могилы купца Акима Ивановича Коровина и его жены Александры Петровны.
Старообрядцы отреставрировали склеп купца первой гильдии Якова Филипповича Шамова (1839 (1933?) – 1908), мецената, потомственного почетного гражданина Казани, часовню в честь Спаса Всемилостивого и Святого образа Седмиезерной Божьей Матери – одно из самых красивых культовых сооружений на Арском кладбище
В 1907 году Я.Ф. Шамов выступил одним из инициаторов создания общины христиан древле-православно-кафолического вероисповедания и благочестия старопоморского согласия, был председателем старо-поморской общины и её попечителем.
Однако главным доказательством того, что в здании была сторожка старообрядческого кладбища, где жили несколько человек, охранявших кладбище, долгие годы существовавшего как самостоятельная территория, послужили официальные документы, даже по коммунальным платежам за здание.
В 2017 по этому вопросу на Арском кладбище состоялось выездное заседание с участием представителей Мэрии. Как считает Роман Царевский, решение было принято при содействии аппарата Президента РТ.
Новая часовня РПСЦ после реставрации заменит старообрядцам разрушенную часовню постройки середины XIX века, от которой остались только кирпичные руины. В ней можно будет служить молебны по усопшим непосредственно перед захоронением
Старообрядческая часть Арского кладбища города Казани является одним из святых мест для казанских староверов. Именно здесь хоронили самых именитых старообрядцев города – известных купцов и промышленников не только в Казанской губернии. Задолго до формирования общего каталога исторических захоронений Арского кладбища Роман Царевский, Иван Султанов с единомышленниками составили карту старообрядческого участка, указав на ней координаты всех известных казанских купцов. Многие могилы не дошли до нас – их сознательно разрушали в первые годы советской власти, однако сохранились их семейные захоронения.
После реставрации, как уточнил Роман Царевский, здесь разместится часовня поминовения старообрядцев. У входа на территорию старообрядческой части кладбища планируется установить информационный щит с указанием места захоронения знаменитых представителей конфессии (подробнее о них можно будет узнать в музее старообрядчества).
Общины инициировали процедуру перевода исторически старообрядческой части кладбища в статус вероисповедального, то есть предназначенного для погребения умерших одной веры, в данном случае старообрядцев. При этом такое кладбище остается в ведении органов местного самоуправления, но функционирует по согласованию с соответствующими религиозными объединениями.
Такая проблема существует давно, но Мэрия подходит к ее решению с большой осторожностью. Дело в том, что в советское время на старообрядческой части Арского кладбища хоронили казанцев разных конфессий. Между тем, вероисповедальные кладбища существуют строго по религиозным канонам. Не вызовет ли это межконфессиональных споров в случае, если порядок захоронения будут определять старообрядцы? В частности, на вероисповедальных кладбищах не хоронят представителей других конфессии. Но все семьи, ответственные за могилы в этой части кладбища, имеют право хоронить здесь своих ушедших родственников
Конечно, руководство старообрядческих общин заверяет, что никаких конфликтов не будет. Кладбище не отделится высокой стеной, все могилы на участке будут одинаково почитаемы.
В помощь казанским староверам выступил митрополит Московский и всея Руси Корнилий, предстоятель Русской Православной старообрядческой церкви, который дал поручение перевести все старообрядческие кладбища России в статус вероисповедальных.
Старообрядцы Казани уже инициировали процедуру перевода части Арского кладбища, где исторически производились захоронения старообрядцев, а также других муниципальных погостов с могилами своих единоверцев в статус обособленного – вероисповедального кладбища. Об этом в эксклюзивном интервью агентству «Татар-информ» рассказал заместитель управляющего Казанско-Вятской епархией Русской Православной старообрядческой Церкви Василий Кириллов.
Напомним, сейчас в Казани 6 старообрядческих кладбищ, в том числе 4 действующих, а также участок в составе Арского кладбища и еще одно разрушенное на полуострове Локомотив. Но сложнее всего решить этот вопрос именно на Арском кладбище.
«Хочу подчеркнуть, что мы ни в коем случае не будем пытаться переносить могилы тех людей, которые не являются старообрядцами, но тоже были захоронены на этой территории. Мы только хотим восстановить историческую справедливость, а не мешать другим и какой-то дикостью заниматься. Ни заборов, ни каких-то оград, ни недопусков людей другой веры – все будет открыто», – предваряя вопросы и гипотезы, говорит Роман Царевский.
«Мы пришли к тому, что вместе нужно работать во имя создания, сохранения и благоустройства этого кладбища. Что и будем делать. Протокольно ответ по новому статусу старообрядческого участка кладбища, думаю, будет уже до конца года. И тогда мы просто будем официально параллельно работать с МУП», – заключил Кириллов.
О том, что решение принято, мы узнаем, когда в западной ограде Арского кладбища откроются недействующие сегодня ворота, за которыми вход сразу на старообрядческий участок.