Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Октябрь 2024 > >>
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
  • 1956 – Начало работы в Казани Выставки народного хозяйства Татарской АССР

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Длинная дорога в Рай, обязательно пешком…

10 сентября в кинотеатре «Мир» состоялась творческая встреча с актером Эмилем Эсеналиевым, исполнителем главной роли в фильме «Рай под ногами матерей».

Этот фильм, снятый в 2024 году, был показан в рамках XX Казанского международного кинофестиваля «Алтын минбар», в программе «Россия — Исламский мир».

Посмотрев его вечером 9 сентября во втором зале кинотеатра «Алмаз Синема Родина» и собираясь на творческую встречу с актером, я написала «ВКонтакте»:  

«Его работа вызывает восхищение. Как говорит турецкий кинорежиссер в одной из сцен, где Адиля попросили изобразить человека, потерявшего рассудок, он ни разу не вышел из образа.

Наверное, это будет уже совсем другой человек, не Адиль, похожий порой на инопланетное существо. Но это и есть в театре и кино главное мастерство перевоплощения».

Так оно и получилось. Совершенно невозможно было соотнести актера с его киношным образом. Не было ни одного похожего жеста, зрители лишь по памяти могли воскресить болезненную мимику лица его героя… И это была лучшая характеристика мастерства молодого кыргызского актера.

Если на первом сеансе 9 сентября в «Родине» в зрительном зале  еще были свободные места, то билеты в кинотеатр «Мир», где картину показали во второй раз, были раскуплены все. Был занят и второй ряд, обещанный аккредитованным журналистам, и нам пришлось во время творческой встречи стоять.

В основном кино из Кыргызстана пришли посмотреть люди старшего поколения. Фильм дублирован на русский язык, но многим в зале перевод не требовался. Оказывается, кыргызский язык очень похож на татарский.

Эмиль Эсеналиев родился 28 апреля 1989 года в городе Фрунзе (ныне Бишкек) Киргизской ССР. Он рос в большой семье, где кроме него воспитывались еще пятеро детей. Отец был водителем, мать — домохозяйкой.

Детство будущего шоумена прошло в пригороде Бишкека. Начальное образование он получил в Орокской средней школе, расположенной в селе Селекционном Чуйской области Кыргызстана.

Он увлекался музыкой, пел, играл в кыргызстанской лиге Клуба веселых и находчивых, который стал для него хорошей школой и оказал влияние на дальнейшую биографию. После школы Эсеналиев хотел продолжить образование, но материальное положение семьи не позволило ему поступить в университет, в котором он планировал приобрести профессию экономиста.

Прежде чем прославиться, Эмиль брался за разную низкоквалифицированную работу: был грузчиком, сливщиком-разливщиком на нефтебазе.

Первую известность Эсеналиев получил в 2017-м благодаря комическому образу Чалы Спортика, который уже в следующем году стал главным героем одноименной полнометражной картины, представленной режиссером Азаматом Исмаиловым. После премьеры ленты актер, который к этому времени уже успел сыграть несколько комедийных ролей в киргизском кино, обрел широкую популярность на родине.

Настоящей творческой удачей для Эсеналиева оказалось участие в спортивной драме «Время стойких», снятой режиссером Русланом Акуном и выпущенной в 2018 году. 

С Русланом Акуном он работал уже в трех фильмах, но картина «Рай под ногами матерей» сделала его имя известным не только в Кыргызии. В этой республике, а также в Казахстане она обошла в прокате даже американские боевики. С большим успехом показывался фильм в России.

 «Идея фильма возникла в сентябре 2018 года. О ней мне рассказал один из уважаемых актеров Кыргызстана — Болот Тентимышов. Я сам бегал за этой ролью, загорелся ею. В 2019 году меня на нее утвердили, через пять лет был снят фильм», — рассказал Эмиль.

Болот Тентимышов указан в титрах как автор идеи. Он же играет роль бизнесмена, который в конце фильма заменит Адилю мать в длинной дороге назад, домой.

Актер выступал на родном языке. Вначале подумалось, что относительно молодой человек (правда, у него уже двое детей) просто не знает русского языка, что вообще-то в бывших советских республиках наверняка не редкость. Но потом поняла, это был знак большого уважения казанским татарам. Актеру приятно было общаться с аудиторией, которая понимала его без перевода.

Однако несколько раз по ходу встречи, общаясь с переводчицей, Эмиль  говорил по-русски. Так что моя догадка оказалась верна.

Вопросов из зала к актеру было очень много. Пришлось встать в длинную очередь… Услышав ответ по-кыргызски, милые дамы почтенного возраста порой не давали рта открыть переводчице. Но сами задавали вопрос по-русски.    

Эмиль говорил о своей работе на съемочной площадке и вообще о себе весьма сдержанно, видимо, человек скромный. Почему-то не сказал, что он в фильме не только актер, но и один из авторов сценария. Второй сценарист — режиссер Руслан Акун. По всей вероятности, так велика была заслуга актера в выстраивании необычной роли, что режиссер счел необходимым указать это в титрах. Роль была непростая — так передать образ Адиля, чтобы зритель поверил, что 35-летний мужчина может иметь разум восьмилетнего ребенка.  

Адиль живет с мамой Рейханой в небольшом селе Кыргызии. Женщине уже 75 лет, и она часто размышляет о смерти, переживая за судьбу больного сына после того, как ее не станет. И чтобы как-то утешить свое большое дитя, Райхан говорит ему, что Всевышний любит его особенной любовью. И поэтому он обязательно заберет его в Рай. Но ему этого мало — он не хочет расставаться с любимой мамой.

Узнав, что любой человек обязательно попадает в Рай, если совершит Хадж, посетит Мекку, помолиться на горе Арафат, он принимает решение дойти с мамой до Мекки пешком, надеясь, что это поможет ему встретиться с ней в раю.  

Фильм — это путешествие двух паломников по нескольким странам до Саудовской Аравии. Адиль идет пешком, мама — в повозке, где одежда, еда и всё необходимое для дальней дороги. У сына будет достаточно сил, чтобы протащить эту повозку многие тысячи километров.

Кадр из фильма 

Маму Адиля — Райхан-апу — сыграла актриса театра, народная артистка Кыргызской Республики Анар Назаркулова. Ей уже много лет, но она согласилась на роль, которая потребовала от нее больших физических усилий.

Эмиль говорил о ней с большим почтением. «Она сыграла, действительно, достойно. В свои 75 лет Анар апа посетила все места во время съемок наряду с нами. Для нас она была, как мама.

Моя мама умерла рано, она передала мне фамилию сестры. В сцене, где зачитывают молитву, проговаривают «Райхан Календар кызы». Этот момент, действительно, был прожит мною тяжело. Потому что отчество моей матери «Календар кызы». На каких бы языках я не смотрел этот фильм, именно эта сцена дается для просмотра с трудом», — прокомментировал Эмиль.

Актер не скрывал, что войти в роль Адиля было тяжело, хотя до этого ему приходилось играть разные роли: и дурачка, и даже девочки.

 «Чтобы вжиться в роль Адиля, я полетел в Турцию, и в течение двух месяцев изучал повадки, мимику и поведение больных людей».

Потом уже в образе Адиля Эмиль ходил по улицам Анталии, Алании, по базарам — проверял, верят ли прохожие, что он немного не в себе. И они верили, что перед ними странный даун, местами разумный, а местами — не от мира сего.    

Его спросили, как и где проходили съемки картины. Ведь по сюжету Адиль и Райхан-апа идут в Мекку через Казахстан, Узбекистан, Азербайджан,  Турцию и Сирию.  «К сожалению, сцены в Сирии были сняты в Египте. Остальные локации выбирали в тех странах, которых были показаны в фильме.

Но особенно хочу отметить съемочную группу в Египте по сирийским сценам. Эта группа работала и в Голливуде, имеет большой опыт, их отличает слаженная работа» — рассказал актер.

Самыми трудными, по мнению актера, были съемки пребывания Адиля и его мамы в Сирии. Это, пожалуй, самая драматичная часть картины. В этой стране его герой встретил не только добрых людей, которые могут поделиться последними лепешками, но и злых. Бег по минному полю под звуки взрывов рядом с арбой (видимо, съемка этой сцены далась непросто), ощущение близкой смерти, когда выясняется, что боевики закрепили на теле Адиля бомбу…  

Пришлось снимать в Египте и сцену на горе Арафат, которая находится на священной земле в Мекке, поскольку на эту гору можно восходить только во время Хаджа.

Эмиль сообщил, что его следующим фильмом будет картина «Нелегал». В октябре ему предстоит перелет в США, где будут проходить съемки. Фильм рассказывает об истории молодого человека, который через Мексику направляется в США. Картина рассказывает об острой социальной проблеме, которую теперь знают и в России.

Я задала нашему гостю два вопроса.

Фото пресс-службы фестиваля

Сначала спросила, как он оценивает российского актера, который дублировал его в картине для показа в нашей стране. В оценках мы оказались схожи. Актеру Александру Фенину удалось создать, если можно так сказать, языковой портрет Адиля близкий к оригиналу. Как заметил Эмиль, школа русского дубляжа вообще считается лучшей в мире.

Нельзя было не попросить актера прокомментировать феноменальный успех картины «Рай под ногами матерей» у зрителей. «Сейчас очень мало фильмов, затрагивающих такие темы. Мы этим фильмом хотели показать, что делается от сердца, будет исполнено. Фильм затронул сердца зрителей.

Сегодня у людей есть желание увидеть человеческие отношения, любовь, ласку. Фильм появился тогда, когда зритель нуждался в нем», — сказал он, отвечая на его.

На встречу с актером пришел и генеральный консул Кыргызской республики в Татарстане, который смотрел фильм вместе с нами.

В завершение встречи с актером исполнительный директор Казанского международного кинофестиваля «Алтын минбар» Миляуша Айтуганова вручила ему памятный подарок и объявила, что Эмиль Эсеналиев примет участие в церемонии закрытия фестиваля. Сообщение о том, что прорабатывается вторая часть фильма «Рай под ногами матерей», и возможно, Татарстан будет принимать участие в съемках в качестве партнера, было встречено с большим энтузиазмом.  

Зрители, в основном зрительницы, еще долго не выпускали нашего гостя из зрительного зала...

 Фото Розы Садриевой

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить