Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
| << | < | Ноябрь | 2025 | > | >> | ||
| 1 | 2 | ||||||
| 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
| 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
| 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | |
| 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
-
1938 – Расстрелян как «японский шпион» писатель, драматург, режиссер, руководитель театральной татарской труппы в 1918-1920 Карим Тинчурин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Finversia-TV
Погода в Казани
Фотогалерея
Богатое наследие рода Юсуповых, частично в Казани
- 18 октября 2025 года
Впервые в Казани экспонируются произведения искусства из собрания Государственного Эрмитажа, которые принадлежали семье Юсуповых.
Экспозиция, открытая 17 октября в выставочном центре «Эрмитаж-Казань», дает уникальную возможность увидеть, как жила одна из самых богатых семей, через предметы искусства, которые окружали их в повседневной жизни.
Род, ведущий начало от ногайского бия Юсуфа, брата казанской царицы Сююмбике, на протяжении столетий формировал одно из наиболее значительных частных собраний страны, часть которого будет представлена в Казани.
Масштабная экспозиция включает более 400 произведений западноевропейской и русской живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства – от античности до начала XX века. Основная часть коллекции сформировалась во второй половине XVIII века и неразрывно связана с именем Николая Борисовича Юсупова (1751-1831), выдающегося государственного деятеля и дипломата.
Портрет князя Николая Борисовича Юсупова
Портрет князя Николая Борисовича Юсупова с собакой
По свидетельствам современников его коллекция восхищала не только соотечественников, но и европейских ценителей искусства. Впоследствии, в течение всего XIX и начала XX веков, собрание бережно сохранялось и постоянно пополнялось несколькими поколениями семьи Юсуповых.
Пожар
В экспозиции показаны голландские и фламандские картины XVII века. Именно в Голландии молодой Юсупов приобрёл первые книги, рисунки и картины.
Вакханка и сатиры
К безусловным шедеврам коллекции относятся «Пастушок» и «Пастушка» Д. Тенирса мл. Коллекция французской живописи представлена произведениями французских мастеров конца XVIII – начала XIX века, многих из которых князь лично знал и которым заказывал работы: Н. Ланкре, Ж.-Б. Грёза, Л.-Л. Буальи, К.-Ж. Верне, Г. Робера. Из произведений итальянской живописной коллекции выделяются картины Дж.Б. Тьеполо и С. Риччи.
Д. Тенирс младший. Пастушок
Д. Тенирс младший. Пастушка
Особого внимания заслуживает портретная галерея Юсуповых, созданная ведущими мастерами своего времени – от Ж.-Л. Вуаля и И.-Б. Лампи ст. до К. Робертсон и Ф. Фламенга. Произведения позволяют познакомиться с несколькими поколениями искушённых собирателей, чьи утончённый вкус и страсть к искусству сформировали это уникальное собрание.
Винтерхальтер, Франц Ксавер (1806-1873). Портрет Т.А. Юсуповой. 1858 год
Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой (1861-1939)
Скульптура, представленная в экспозиции, показывает, что Юсуповы ценили не только современное искусство, но и наследие прошлого. Здесь можно увидеть античные памятники и их более поздние повторения, а также оригинальные работы европейских мастеров XVII–XIX веков.
Мальчик с птицей
Графика представлена работами таких прославленных западноевропейских мастеров, как Рембрандт, Тьеполо, Пиранези, Каналетто, Гварди. Увлечение театром Н.Б. Юсупова отражено в эскизах театральных декораций из «Декорационного альбома» князя. Историко-культурный контекст дополняет графика с изображением юсуповских дворцов – наряду с фотографиями из семейного архива она позволяет представить повседневную жизнь семьи в их имениях и столичных резиденциях.
Широко представлены в экспозиции предметы ювелирного и прикладного искусства. В их числе – искусно украшенные табакерки, золотые брелоки, карманные и каминные часы, а также впечатляющая коллекция художественного серебра, бронзы и фарфора, включая уникальные сервизы и вазы Севрской мануфактуры.
Часы каминные с группами Урок Амуру и Урок Амура
Из коллекции Юсупова происходит безусловный шедевр – сервиз из твёрдого фарфора с декором, имитирующим китайские лаки.
Сервиз десертный Шинуазри
Подобных севрских изделий последнего десятилетия XVIII века в мировых собраниях существует совсем немного. Н.Б. Юсупов испытывал подлинную страсть к фарфору и даже организовал в усадьбе Архангельское собственную мастерскую по его росписи.
Древнее искусство глиптики – резьбы на миниатюрных полудрагоценных и драгоценных камнях – представлено работами как античных, так и европейских резчиков XVI – первой половины XIX века.
Подсвечник
Не менее интересны сохранившиеся элементы гардероба трех поколений княгинь Юсуповых. Эти уникальные памятники истории моды демонстрируют безупречный вкус их владелиц и высочайший уровень мастерства петербургских и европейских портных. Кроме того, посетители увидят парадные ливреи служащих Юсуповых, маскарадные костюмы, в том числе «венецианский» наряд З.Н. Юсуповой и костюм в «русском стиле», принадлежавший Ф.Ф. Юсупову-младшему, а также изысканные аксессуары: трости с набалдашниками из слоновой кости и фарфора, веера и перчатки.
Костюм дамский маскарадный в стиле венецианского Возрождения, принадлежавший княгине З.Н. Юсуповой
Веер складной с изображением галантной сцены в парке
В особый ряд выделяются предметы, иллюстрирующие восточные корни Юсуповых и увлечение князей экзотикой: изысканные образцы оружия, восточные ткани и вышивки, изделия из серебра и бронзы, китайский фарфор. Подлинным шедевром в собрании является бронзовая фигура Бодхисаттвы XVI–XVII века.
Кинжал кама, с ножнами, подкинжальным ножичком и шило
Ныне одна из лучших российских коллекций разделена между Государственным Эрмитажем, Государственным музеем изобразительных искусств имени Пушкина и Государственным музеем-усадьбой «Архангельское». Отдельные предметы разошлись по другим музеям и частным коллекциям всего мира, и, как правило, составляют их лучшую часть.
Обзор выставки предоставлен пресс-службой центра "Эрмитаж-Казань"


















