Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2025 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
  • 1938 Расстрелян как «японский шпион» писатель, драматург, режиссер, руководитель театральной татарской труппы в 1918-1920 Карим Тинчурин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Богатое наследие рода Юсуповых, частично в Казани

Впервые в Казани экспонируются произведения искусства из собрания Государственного Эрмитажа, которые принадлежали семье Юсуповых.  

Экспозиция, открытая 17 октября  в выставочном центре «Эрмитаж-Казань», дает уникальную возможность увидеть, как жила одна из самых богатых семей, через предметы искусства, которые окружали их в повседневной жизни. 

Род, ведущий начало от ногайского бия Юсуфа, брата казанской царицы Сююмбике, на протяжении столетий формировал одно из наиболее значительных частных собраний страны, часть которого будет представлена в Казани. 

Масштабная экспозиция включает более 400 произведений западноевропейской и русской живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства – от античности до начала XX века.  Основная часть коллекции сформировалась во второй половине XVIII века и неразрывно связана с именем Николая Борисовича Юсупова (1751-1831), выдающегося государственного деятеля и дипломата.

Портрет князя Николая Борисовича Юсупова

Портрет князя Николая Борисовича Юсупова с собакой

По свидетельствам современников его коллекция восхищала не только соотечественников, но и европейских ценителей искусства. Впоследствии, в течение всего XIX и начала XX веков, собрание бережно сохранялось и постоянно пополнялось несколькими поколениями семьи Юсуповых.

Пожар

В экспозиции показаны голландские и фламандские картины XVII века. Именно в Голландии молодой Юсупов приобрёл первые книги, рисунки и картины.

 Вакханка и сатиры

К безусловным шедеврам коллекции относятся «Пастушок» и «Пастушка» Д. Тенирса мл. Коллекция французской живописи представлена произведениями французских мастеров конца XVIII – начала XIX века, многих из которых князь лично знал и которым заказывал работы: Н. Ланкре, Ж.-Б. Грёза, Л.-Л. Буальи, К.-Ж. Верне, Г. Робера. Из произведений итальянской живописной коллекции выделяются картины Дж.Б. Тьеполо и С. Риччи.

Д. Тенирс младший. Пастушок

Д. Тенирс младший. Пастушка

Особого внимания заслуживает портретная галерея Юсуповых, созданная ведущими мастерами своего времени – от Ж.-Л. Вуаля и И.-Б. Лампи ст. до К. Робертсон и Ф. Фламенга. Произведения позволяют познакомиться с несколькими поколениями искушённых собирателей, чьи утончённый вкус и страсть к искусству сформировали это уникальное собрание.

Винтерхальтер, Франц Ксавер (1806-1873). Портрет Т.А. Юсуповой. 1858 год

Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой (1861-1939)

Скульптура, представленная в экспозиции, показывает, что Юсуповы ценили не только современное искусство, но и наследие прошлого. Здесь можно увидеть античные памятники и их более поздние повторения, а также оригинальные работы европейских мастеров XVII–XIX веков.

 Мальчик с птицей

Графика представлена работами таких прославленных западноевропейских мастеров, как Рембрандт, Тьеполо, Пиранези, Каналетто, Гварди. Увлечение театром Н.Б. Юсупова отражено в эскизах театральных декораций из «Декорационного альбома» князя. Историко-культурный контекст дополняет графика с изображением юсуповских дворцов – наряду с фотографиями из семейного архива она позволяет представить повседневную жизнь семьи в их имениях и столичных резиденциях.

Широко представлены в экспозиции предметы ювелирного и прикладного искусства. В их числе – искусно украшенные табакерки, золотые брелоки, карманные и каминные часы, а также впечатляющая коллекция художественного серебра, бронзы и фарфора, включая уникальные сервизы и вазы Севрской мануфактуры.

Часы каминные с группами Урок Амуру и Урок Амура

Из коллекции Юсупова происходит безусловный шедевр – сервиз из твёрдого фарфора с декором, имитирующим китайские лаки.

 Сервиз десертный Шинуазри

Подобных севрских изделий последнего десятилетия XVIII века в мировых собраниях существует совсем немного. Н.Б. Юсупов испытывал подлинную страсть к фарфору и даже организовал в усадьбе Архангельское собственную мастерскую по его росписи.

Древнее искусство глиптики – резьбы на миниатюрных полудрагоценных и драгоценных камнях – представлено работами как античных, так и европейских резчиков XVI – первой половины XIX века.

Подсвечник

Не менее интересны сохранившиеся элементы гардероба трех поколений княгинь Юсуповых. Эти уникальные памятники истории моды демонстрируют безупречный вкус их владелиц и высочайший уровень мастерства петербургских и европейских портных. Кроме того, посетители увидят парадные ливреи служащих Юсуповых, маскарадные костюмы, в том числе «венецианский» наряд З.Н. Юсуповой и костюм в «русском стиле», принадлежавший Ф.Ф. Юсупову-младшему, а также изысканные аксессуары: трости с набалдашниками из слоновой кости и фарфора, веера и перчатки.

Костюм дамский маскарадный в стиле венецианского Возрождения, принадлежавший княгине З.Н. Юсуповой

Веер складной с изображением галантной сцены в парке

В особый ряд выделяются предметы, иллюстрирующие восточные корни Юсуповых и увлечение князей экзотикой: изысканные образцы оружия, восточные ткани и вышивки, изделия из серебра и бронзы, китайский фарфор. Подлинным шедевром в собрании является бронзовая фигура Бодхисаттвы XVI–XVII века.

 Кинжал кама, с ножнами, подкинжальным ножичком и шило

Ныне одна из лучших российских коллекций разделена между Государственным Эрмитажем, Государственным музеем изобразительных искусств имени Пушкина и Государственным музеем-усадьбой «Архангельское». Отдельные предметы разошлись по другим музеям и частным коллекциям всего мира, и, как правило, составляют их лучшую часть.

Обзор выставки предоставлен пресс-службой центра "Эрмитаж-Казань"

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить