-
18 марта 2004 года
Мифическому существу Зиланту пришлось потесниться на насиженном месте знаменитого символа Казани. На смену древнему талисману наших предков, испокон веков служившему своеобразным оберегом Казани, пришло стилизованное изображение башни Сюмбеки.
Решение о том, кому присудить призовое место за лучшую эмблему-символ празднования тысячелетия Казани, рождалось в долгих и горячих спорах. Коллегия по подведению итогов конкурса на лучшую эмблему-символ празднования тысячелетия Казани затянулась на лишние два часа. Камнем преткновения для членов жюри стал вопрос – что именно можно считать символом тысячелетия, ведь официальная эмблема должна максимально отражать знаковость исторической даты. Члены жюри никак не могли прийти к единому мнению.
Первый этап этого конкурса прошел еще в 2002 году. Однако тогда жюри не смогло найти ни одной достойной работы среди 57. Еще 93 работы, дополнительно представленные на втором этапе конкурса, также не потрясали воображение судей оригинальностью. Хотя последний критерий был далеко не единственным при отборе. Эмблема-символ празднования тысячелетия должна была быть высокохудожественной, глубоко и выразительно отражать идею празднования, обладать легкостью восприятия, быть лаконичной и, кроме того, «технологичной» — при тиражировании не терять своих художественных качеств.
Конкурс был учрежден постановлением главы администрации Казани № 662Р от 31.05.02 об утверждении положения и составе жюри конкурса на лучшую эмблему-символ. В состав жюри вошли: Абрек Абзгильдин, председатель Союза художников РТ; Григорий Эйдинов, член Союза художников РФ; Сергей Михайлов, вице-президент Союза дизайнеров, Гузель Сулейманова-Валеева, доктор искусствоведения и др. Экспертную оценку проектов доверили Рафаэлю Мустафину, заместителю главного редактора журнала «Татарстан», лауреату премии им. Джалиля, кандидату филологических наук, и Георгию Милашевскому, советнику генерального директора по связям с общественностью Национального музея РТ, заслуженному работнику культуры РТ. Председателем жюри был мэр города Камиль Исхаков.
После долгих споров первое место было отдано автору работы № 30 Айрату Халитову, художнику и дизайнеру, второе — Равилю Загидуллину, члену Союза художников РТ, создателю работы под № 33, третье — Зульфие Тайчиной, единственной номинированной женщине, дизайнеру и автору работы № 149.
Победителям присуждены денежные призы. За первое место — 25 тысяч рублей, за второе — 15 тысяч, за третье — 10 тысяч. Кроме того, поощрительные призы в размере 5 тысяч рублей были присуждены дизайнеру Рустему Нурутдинову за работы № 11 и № 137, представившему на конкурс около 10 произведений, и члену союза художников РТ Айрату Миннибаеву за работу под № 48.
Причина того, что было выбрано в общей сложности шесть работ, кроется не только в сложности выбора, но и в том, что мероприятий, посвященных тысячелетию, пройдет огромное количество. В целом на конкурсе художники Казани представили большое количество новых идей. Вероятнее всего, на праздновании тысячелетия будут использованы даже те, которые не были отмечены конкурсной комиссией.Так что художникам, оставшимся без призов, предоставится хорошая возможность подзаработать на продаже своих авторских прав.
Официальной эмблемой празднества будет работа № 30, занявшая первое место, а остальные используют в качестве дополнительных элементов, украшающих республику в праздничные дни.
Рафаэль Мустафин, зам. главного редактора журнала «Татарстан», эксперт в составе конкурсного жюри:
– Я не совсем согласен с выбором. Так уж сложилось, но история Казани тесно связана с таким фантастическим персонажем, как Зилант. Одна из легенд о возникновении нашего города говорит о том, что Казань стала строиться там, где приземлился этот большой летающий змей. Указом Екатерины II изображение Зиланта было признано официальным гербом нашего города. Фигура этого существа присутствует на гербах многих казанских аристократических семейств.
Понятно, что официальная эмблема весьма утилитарна и поэтому удобна, но, на мой взгляд, символ тысячелетия города должен отражать историческую сущность Казани.
Доводы против Зиланта сводились, главным образом, к тому, что на гербе Москвы изображен Святой Георгий Победоносец, поражающий золотым копьем черного змея. Изображение Зиланта на эмблеме тысячелетия расценили как политическую ошибку.
Однако Зилант не имеет никакого отношения к гербу Москвы. Собственно, Зилант – это и не совсем змей. Впрочем, и не совсем дракон, как любили изображать его русские художники и геральдисты по аналогии со сказочным персонажем Змеем Горынычем.
На пряжке для ремня, найденной в районе Булгар и датируемой археологами 13-14 веком, Зилант изображался в виде крылатого дракона с головой хамелеона, ушами быка, рогами сайгака и змеиным хвостом.
Позже вся история законодательно закрепленного русского варианта Зиланта как городского символа, а позднее и герба, убедительно показала, что он создавался не наполняясь постепенно смыслом и совершенствуясь изобразительно, а, напротив, искажался в угоду политической выгоде, постепенно деградировав и потеряв символическое значение.
Рафаэль Мустафин:
– Казанский Зилант находится в одном ряду с такими «положительными» героями государственной и региональной геральдики, как дракон (крылатый змей) Уэльса, драконы Арагона и Португалии (где это существо входило в состав герба в качестве священного знака) и фантастический змей Ломбардии (Милана). Кроме того, показательно, что легенды говорят о существовании мифических существ именно у тех городов, которые были крепостями, – это и Елабуга (Чертово городище), и Биляр, и Казань. Зилант не враг, а хранитель города, его символ и оберег.
Что касается выбранных эмблем–символов, то башня Сюмбеки при всей своей красоте и уникальности вряд ли послужит четко узнаваемым знаком Казани для тех, кто ранее не был знаком с ее архитектурным обликом.
Международная практика показывает, что использование конкретно-архитектурной символики довольно неэффективно. Безусловно, все это нисколько не противоречит возможности широкого употребления этого символа, особенно как внутригородского, однако в качестве эмблемы для события международного значения Зилант был бы лучшим вариантом.
Рафаэль Мустафин:
– Изображение Зиланта было на гербе Казани, под эмблемой Зиланта проходит большое количество конкурсов и конференций: например, уже четвертый раз в этом году проводилась открытая экологическая конференция «Зилант»; кроме того, в городе вот уже 13 лет ежегодно проходит фестиваль фантастики и ролевых игр «Зиланткон», имеющий международный статус. Я хочу сказать, что в сознании людей Зилант уже накрепко связан с Казанью, и был ли смысл менять это представление о нас, я не знаю.
Авторам же призовых работ придется обойтись моральным удовлетворением от созерцания своих творений. Ведь исключительные права на использование эмблем-призеров администрация города по условиям конкурса оставила за собой, выплатив победителям призовые суммы в размере 25, 15 и 10 тысяч рублей и лишив их тем самым возможности получать проценты с немалых прибылей от сувенирной продукции, на которых эмблемы будут красоваться.
Дина МУСИНА
http://info.tatcenter.ru
Добавить комментарий