Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Радуга, которая «поет»

Международный фестиваль современного светомузыкального искусства «Поющая радуга» проходил в НКЦ «Казань» со 2 по 5 октября 2010 года. Казань имеет богатые традиции в сфере светомузыкальных разработок.

Здесь создавались первые светомузыкальные фильмы, конструировались пульты и автоматы для светодинамической подсветки, здесь в советское время проводились смотры и фестивали экспериментального искусства, соединяющего технические новинки и аудиовизуальные технологии. Фестиваль позволил еще раз вспомнить Булата Галеева, одного из самых знаменитых каистов.

Так оригинально был оформлен вход в НКЦ "Казань"

 В первый день фестиваля был показан лазерный спектакль «Гравитация – Zero», подготовленный специалистами из Будапешта, Киева и Санкт-Петербурга. Прекрасная музыка, разноцветнее всполохи света, которые передавали самые разные настроения... Увиденное заставляло работать воображение.

Фрагмент спектакля «Гравитация – Zero»

Затем участникам фестиваля и зрителям показали фильм НИИ «Прометей», сделанный Булатом Галеевым с единомышленниками. Он показал, как «прометеевцы» осваивали пространство нового концертного зала на площади Свободы, проецируя на огромный экран слайды. По тем временам это была новая технология. Мы увидели на открытии зала, состоявшемся в 1996 году, Президента Бориса Ельцина. А затем Булат Галеев рассказал о композиторе Алексее Скрябине и его стремлении увидеть свою музыку, о том, как «прометеевцам» удалось воплотить задуманное им в жизнь.

Программа 3 октября называлась «Театр музыкальной динамической светоживописи». Поэзию в аранжировке света представляли мастера из Санкт-Петербурга, Москвы, Оренбурга, Петрозаводска, а также Польши и Великобритании. Уникальный авторский текст и звуковые спецэффекты вызвали восторг публики.

Одно из выступлений соединило в себе электронную музыку, лазерное шоу и танцевальные этюды. Как признались участники шоу, на сцене была полная импровизация – до этого они не были знакомы. Действие было захватывающим.

В другие дни зрители увидели концерт-перформанс «Звук и форма» от студии «Эйдос» (Москва) – музыка, исполняемая на барабанной установке, преобразовывалась в визуальный ряд; light-шоу «Снежные королевы» (театр «Изуми» – Мона Лиза», Казань); концерт-перфоманс «Скульптурный симфонизм, или Балет скульптур» (студия «Эйдос»). Олеся Ростовская (г. Москва) играла на терменвоксе (электромузыкальный инструмент, управляемый бесконтактным движением рук). Это было великолепное зрелище!

Мастер-класс Олеси Ростовской (справа) 

В последний день была заявлена программа видеопоказа и виджейинга. Образцы светомузыкального видеоарта показали мастера из Москвы, Ульяновска, Нижнего Новгорода и Оренбурга. Казанец Г. Стечкин подготовил для фестиваля видеобзор зарубежных работ в мире светомузыки.

Видеопоказов было много. Особо хотелось бы отметить американский фильм 1995 года «Лев Термен: электронная одиссея».

Закрывали фестиваль казанцы из агентства «5кадр», показавшие арт-проекцию «Поющая радуга». На мастер-классах и лекциях-показах можно было познакомиться с разными способами визуализации звука. Приятно, что и на концерты, и на мастер-классы вход был свободным. 

В программу фестиваля входила выставка кинетических скульптур, саунд- и видеоинсталляций, на которой были представлены и некоторые работы НИИ «Прометей», лично Булата Галеева.

Зеркала Булата Галеева 

 

Сам Булат Галеев

Собравшиеся могли увидеть уникальные электронные музыкальные инструменты лаборатории Deftaudio (Нижний Новгород). Один из них был похож на ящик для мороженого.

Когда двигаешь фишки по его «крышке», он исполняет музыкальные отрывки, считывая с них картинки и переливаясь при этом разноцветными огнями. Настоящий клад для диджеев. На многих инструментах, представленных на выставке, можно было поиграть. Всегда много посетителей было на выставках лазерной живописи и фотографий. 

Особый интерес вызывало новое направление в фотоискусстве – фризлайт, или фотографическая светопись, когда изображение создаются с помощью длинной выдержки и вспышки.

Каждый новый день фестиваля не был похож на предыдущий. Всегда было что-то новое и интересное для публики. Естественно, участники фестиваля не могли не обсуждать проблемы, которые есть у нового направления современного искусства. Пятого октября состоялся «круглый стол» на тему «Синтез в современном искусстве: практики и перспективы».

В рамках фестиваля прошла научно-практическая конференция «Галеевские чтения», посвященная памяти выдающегося ученого и художника, теоретика и практика светомузыки Булата Махмудовича Галеева,  которому 2 октября 2010 года исполнилось бы 70 лет.

Завершить обзор событий фестиваля «Поющая радуга» можно цитатой из публикации газеты «Вечерняя Казань» (автор Айгуль Шарафиева):

«На заре советской космонавтики академику Королеву очень понравился аппарат, который изобрел молодой казанский физик Булат Галеев. Его индикатор должен был спасать космонавтов от депривации – состояния, когда от монотонности окружающего мира они перестают реагировать на окружающее. Индикатор Галеева «включал» у космонавтов несколько чувств одновременно, утоляя голод ощущений. Аппарат прошел 500 часов испытаний, но не смог полететь в космос: для его работы были нужны портативные магнитофоны, которых еще не было в то время. Но на празднике, посвященном 10-летию полета Гагарина, республику по просьбе космонавтов представлял именно Галеев.

– Соединять звуки, пространство, свет и цвет люди пробовали еще в древности, – рассказал корреспонденту «ВК» старейший участник фестиваля Михаил Заливадный, кандидат искусствоведения из Санкт-Петербурга, – например, Луи Бертран Кастель в свое время сделал клавесин со светящимися разноцветными окошками. Но только в середине пятидесятых годов ХХ века проблема сдвинулась с мертвой точки. Прорыв совершили три человека: Чарльз Осгуд, Дерик Кук и Булат Галеев.

Осгуд придумал систему, которую в шутку объясняют так: опрашивая американцев, как они относятся к Мао Цзэдуну, можно узнать, кто будет следующим президентом США. Он создал шкалы ассоциаций, на концах которых были противоположные понятия, и эти шкалы объединяли, казалось бы, не связанные друг с другом понятия в одно целое. Но как найти противоположности в этом итальянском стихотворении (произносит по-итальянски): «Камыши имеют запах тины, увядающих роз, перезрелых персиков и смерти». Кук дополнил, что смысл и истину можно найти только на пересечении шкал, и тогда в одной системе окажутся отец, мать, самосознание «я», грех и обман.

И только Галеев придал системе законченный вид: он доказал, что измерения могут менять структуру и конец может быть одновременно и началом. Он открыл это почти одновременно с математиками, придумавшими аналогичную теорию нечетких множеств. «Он уже в двадцать лет, когда мы с ним только встретились, знал концепцию светомузыкального искусства, знал, каким будет наш «Прометей», – утверждает Елена Ванечкина, вдова Галеева».

Елена Ванечкина была рядом с мужем в многолетнем творческом поиске, деля радости побед и горечь разочарований. Мы должны гордиться тем, что прародитель светомузыки – Булат Махмудович Галеев – жил и творил именно в нашем городе. Родным домом для него был Казанский авиационный институт.

В стенах КАИ была создана большая часть творений СКБ «Прометей». Во время фестиваля не раз говорилось о необходимости открытия в Казани музея современного искусства, о котором мечтал профессор Галеев. Творчество коллектива «Прометей» могло бы стать основой его экспозиции.

«Малиновый звон» на Спасской башне Казанского Кремля

Сохранить научное и творческое наследие Булата Галеева решило руководство галереи «Аврора-1991» и художник Гузель Файзрахманова. «В современном искусстве России Казань обозначена всего несколькими именами, но самое громкое среди них – Булат Галеев», – считает Гузель Файзрахманова.

Юлия НИКАНШИНА, студентка КАИ

Фото студентки Анны КОЛОМЫЦЕВОЙ и Егора АЛЕЕВА (сайт inkazan.ru)

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить