Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Шелковый путь с Востока на Запад
- 21 сентября 2007 года
10 сентября 2007 года в Национальном музее Республики Татарстан открылась выставка «Шелковый путь. 5000 лет искусства шелка».
В экспозицию, которая состоит из трех разделов и шести тем, вошли 115 изделий. Большинство принадлежит Китайскому национальному музею шелка в городе Ханчжоу, в том числе 97 изделий – памятники древней материальной культуры Китая. Еще 18 экспонатов представляют лучшие современные шелковые изделия Китая и модели шелкопрядильных станков.
Шелк – важная составная часть китайской культуры, он является выдающимся вкладом китайского народа в развитие человеческой цивилизации. Именно шелк навел первый мост между Китаем и Европой, а Великий Шелковый путь стал символом культурного и экономического диалога Востока и Запада.
В первом разделе выставки представлены модель фермы личинок шелкопряда и древний шелкопрядильный станок. Маленькая модель ткацкого станка и карта Великого Шелкового пути помогут посетителям познакомиться с историей производстве шелка древними китайцами.
Второй раздел включает историю четырех исторических периодов, от эпохи раннего шелка (XXX в. до н.э. – II в. н.э.) до шелка эпох Мин и Цин (XV – XIX вв.). В числе экспонатов раздела – детали древнего ткацкого станка и шелковая нить, которым более пяти тысяч лет. Они были найдены на территории китайской провинции Чжэцзян.
Эти две бесценные находки позволили узнать, что предки китайцев уже в то время умели выращивать шелковицу, разводить шелкопрядов и ткать шелк. Среди экспонатов есть произведение из шелка периода эпохи Хань (206 г. до н.э. – 260 г. н.э.), отражающее представления людей того времени о мире небожителей, – это полихромный шелк цзинь, на котором изображены животные на фоне живописного пейзажа среди облаков, подобных горам, а также вытканы иероглифы с пожеланием счастья.
Третий раздел включает две темы, относящиеся к первой и второй половине XX в. В конце XIX в. передовые западные текстильные станки и технологии оказали серьезное влияние на производство шелка в Китае. Иностранные новшества и традиционный китайский атлас использовались одновременно для создания технически совершенных, впитавших классическое изящество женских платьев ципао.
Среди экспонатов особо выделяются ципао из черного шелка с узором из пионов и ципао из лилово-синего атласа. С наступлением XXI в. началось стремительное развитие цифровых компьютерных технологий. Благодаря методу цифрового разделения цветов, а также использованию электронной машины Жаккара и ткацких станков нового типа удается создавать рисунок с высокой степенью реалистичности, с более богатой цветовой гаммой. Это позволяет совершенствовать ручную роспись и вышивку.
Материал предоставлен редакционно-издательским отделом НМ РТ
Фото Марселя БАГАУТДИНОВА
КСТАТИ Концепция выставки – заместителя директора Китайского национального музея шелка в городе Ханчжоу Чжао Фэн. Организаторы выставки – Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» (Москва), Дальневосточный художественный музей (Хабаровск), Национальный музей Республики Татарстан, Государственный Исторический музей (Москва), Министерство культуры Китайской Народной Республики, Управление культуры провинции Чжэцзян, Китайский национальный музей шелка в Ханчжоу. Со 2 по 19 августа выставка показывалась в Хабаровске, с 10 сентября по 22 октября будет работать в Казани, с 5 ноября 2007 г. по 13 января 2008 г. – время работы в Государственном Историческом музее.
Частица Поднебесной в Казани
21 сентября 2007 года в Национальном музее открылась выставка «Эхо миров Поднебесной», на которой представлены китайские коллекции из фондов Национального музея. В экспозиции более двухсот экспонатов. Самые древние XIII – XIV веков.Большая часть экспонатов происходит из собраний известных казанских коллекционеров XIX – начала XX века, хранящихся в музее: А.Ф.Лихачева, Н.Ф.Высоцкого, В.М.Флоринского, Н.Ф.Катанова, Н.Н.Овчинникова и других. Авторы экспозиции – заведующая отделом истории Татарстана Татьяна Чканова и старший научный сотрудник этого отдела Екатерина Хабарова. – Интерес к Китаю был особым на территории нашего края, ведь еще издревле традиции народов, проживающих в Волжской Булгарии, Золотой Орде и Казанском ханстве, связывали наш регион с древней цивилизацией Китая, – отметила на церемонии открытия выставки первый заместитель генерального директора по науке музея Светлана Измайлова. – Выставка «Эхо миров Поднебесной» продолжает цикл мероприятий, проводимых нашим музеем в рамках Года Китая в России. Экспозиция состоит из четырех разделов. В первом – «Археология и нумизматика» – демонстрируются китайские монеты разных династий, древнейшие из которых относятся к VII-III вв. до н.э., фрагменты керамики и зеркал XIII-XIV вв., мечи-амулеты XVII-XVIII вв., сделанные из монет. Раздел «Бытовая культура Китая» представляет предметы из этнографической коллекции: обувь и сумочки, детали декоративных подушек и вышитые панно для украшения интерьера. Здесь вещи XIX – начала XX в., женский расписной халат из коллекции Андрея Лихачева, обувь, сумочки, вышивка, чернильница в виде бронзовых голов китаянки и китайца с крышечками в виде шапочек. Внимание посетителей привлекут крошечные женские башмачки под загадочным названием «лотосовая коробочка» и мужские наушники для холодного времени года, шелковые халаты и разноцветные веера. Самая большая часть китайской коллекции Национального музея – фарфор. Среди предметов фарфоровой коллекции особого внимания заслуживает чаша в форме пиалы XVIII в. с изумрудно-зеленым императорским драконом (коллекция А.Ф.Лихачева). В нескольких витринах – вазы и скульптуры. Отдельный комплекс экспонатов составляют предметы, связанные с китайской чайной церемонией: сервизы, чайницы, коробки для упаковки чая. Рисунки конца XIX – начала XX в. представляют все этапы обработки чайного листа – от сбора до упаковки. В разделе «Художественное ремесло Китая» демонстрируются изделия из дерева и камня – в основном статуэтки Будды, подсвечники из камня и каменные статуэтки; а также бронзовые статуэтки буддийских богов. Есть изделия из красного лака – шкатулка и две вазы. Из оружия только два предмета – китайская сабля и ружье. Еще один раздел посвящен советско-китайским отношениям пятидесятых годов прошлого века, когда мы с Китаем дружили. Здесь экспонируются подарки, которые привозили в Казань китайские делегации, в частности, концертные костюмы ансамбля песни и пляски Китайской армии. На выставке представлены концертные костюмы, альбомы с фотографиями и китайские сувениры, подаренные музею Государственным ансамблем песни и танца КНР. Есть подарки совсем новые, полученные от китайцев, которые привезли выставку шелка – различные сувениры. Получилось три больших периода китайской истории. Первый – то, что собирали Лихачев, Катанов и другие в XIX веке, второй – советского периода и, наконец, периода новейшего.
«Казанские истории», №6, 2007 год