Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Музей в зеркале прессы. И пресса глазами музейщиков
- 16 января 2007 года
16 января 2007 года в стенах Национального музея состоялись нетрадиционные «музейные посиделки», в которых приняли участие люди самых разных профессий, которых объединяет заинтересованность в благополучии культурно-исторической среды, окружающей казанцев. А именно – сотрудники музея, ученые, краеведы, журналисты, представители Министерства культуры.
Всего на этой дружеской встрече, названной организаторами «Музей в зеркале прессы», присутствовало не менее ста человек. Беседа шла непринужденно, радушные хозяева угощали гостей шампанским, шоколадом и фруктами. Договорились, что в будущем такие встречи будут проходить в музее традиционно в январе, по итогам очередного календарного года.
«Музей в зеркале прессы» – так называется одна из рубрик традиционного музейного «Ежегодника», который готовит редакционно-издательский отдел Национального музея. Его заведующая – Людмила Константиновна Гущина, на которую падает основная работа по связям со СМИ, стала одной из ведущих «музейных посиделок». Поводов для дружеской встречи было несколько.
Музейщикам, краеведам и журналистам предстояло обсудить совместную стратегию и тактику. При этом представитель каждого творческого «сословия» смог высказать свою личную (авторскую!) точку зрения на обозначенную проблему. В ходе оживленной беседы определилась и наиболее «горячая» тема – предстоящий процесс сверки музейных фондов. И действительно, едва ли сейчас найдется более актуальный вопрос, чем этот: что скрывается за тотальной проверкой всех музеев России? Насколько серьезно это может отразиться на плановой работе музеев, не помешает ли научной, исследовательской деятельности? Не повлечет ли за собой масштабная ревизия массовые изъятия культурных и исторических ценностей с целью их продажи на зарубежных аукционах? Во всяком случае, ряд столичных газет уже выдвинул такую версию…
У большинства специалистов данная акция вызывает, мягко говоря, недоумение. Наш социологический опрос на данную тему среди татарстанских ученых и хранителей вы сможете прочитать в следующем номере «Казанских историй». А пока сообщим, что в Национальном музее к процедуре сверки отнеслись стоически и, как говорится, без паники. Хотя, конечно, работа предстоит хлопотная, кропотливая и довольно длительная.
По словам генерального директора музея Гульчачак Назиповой, сверка фондов уже началась. В большинстве муниципальных хранилищ эта работа завершится к концу первого полугодия 2007 года. В целом же сверка займет три-четыре года. Ведь на сегодняшний день в НМ РТ хранятся 800 тысяч 762 единицы музейных ценностей.
Журналистов интересовало, не помешает ли сверка открытости музеев? Оказывается, нет. Можно ведь написать об экспонате, не имея с ним «личной встречи».
В процессе дискуссии журналисты высказали следующие идеи: а нельзя ли, чтобы впредь не возникали проблемы с сохранностью фондов, поднять вопрос о возможности их открытого посещения? Журналист газеты «Республика Татарстан» и преподаватель кафедры журналистики КГУ Андрей Лебедев так прямо и предложил – мол, прошу помочь в организации постоянной рубрики «История шедевра», а также регулярно проводить для пишущих и снимающих коллег экскурсии в запасники. Тогда каждый представитель СМИ мог бы найти себе шедевр, что называется, по душе и писать о нем, гарантируя читателям эксклюзив.
Эта идея показалась заместителю директора Национального музея по науке Светлане Измайловой не лишенной здравого смысла. Как всё получится, покажет будущее.
И здесь автору этих строк хотелось бы вспомнить опыт личного общения с главным хранителем отдела западноевропейской живописи Эрмитажа. Помнится, в 2005-м в Музее изобразительных искусств РТ проходила выставка средневекового натюрморта. Выяснилось, что десятки уникальных работ не выставляются на публику чуть ли не десятками лет (ну, нет даже у Эрмитажа возможностей все свои сокровища включать в основную экспозицию!). Так вот, в Санкт-Петербурге всегда идут (по крайне мере, до последнего времени) навстречу искусствоведам и журналистам, показывая шедевры и рассказывая об их истории. В общем, чтобы помнили…
На встрече сотрудники музеев (а их в объединении Национального музея Татарстана более 80-ти) ставили еще одну, не менее важную задачу: сфокусировать активный интерес общественности и представителей прессы на том, что с 2007 года музеи будут более ориентированы на экономически выгодные проекты. Хотя музейщики видят большую опасность в стремлении государства переложить на них бремя зарабатывания средств на содержание национального достояния в виде музейных коллекций страны. Но ничего не сделаешь – в этой ориентировке заключается основной акцент столь ныне популярного музейного менеджмента.
Идеи, идеи и идеи – вот что сейчас является первой необходимостью. Идеи, по счастью, не совсем меркантильные. Поднимать цены на билеты музейщики не собираются. Речь идет о новых формах работы. Кстати, совсем недавно по многим телеканалам с восторгом сообщалось, что в музее зоологии Нью-Йорка прошла акция для школьников «Ночь в музее». Так вот, никакое это не ноу-хау. Подобные «ночи» уже проходили минувшим летом в Музее изобразительных искусств и, надо отметить, имели успех у населения.
Что касается экономически выгодных проектов, то это, по словам Светланы Измайловой, «камерные» (а скорее, корпоративные – О.Г.) выставки. Например, об истории банков Татарстана, о становлении и развитии охотничьего дела в Казанском крае, о пчеловодстве и вообще, о культуре бортничества…
Журналисты узнали о планах музея на 2007 год. Я уверена, жители Казани и гости столицы Татарстана по достоинству оценят готовящийся новый проект Национального музея «Музыкальные инструменты Поволжья».
Интерес присутствующих вызвала информация о том, что в ближайших планах музея – создать такие актуальные концепции, как «Этнографические костюмы Поволжья» и «Татарский национальный костюм». Идея последней видится крайне своевременной, особенно в условиях навязывания молодежи арабской моды (в особенности ношения девушками хиджабов). Тогда как одних только головных уборов в традиционном костюме татар Казанской губернии было более 60-ти видов…
Справедливости ради стоит отметить, что работникам СМИ все же досталось на предмет стиля и манеры освещения вопросов культуры в прессе. Вопрос был поставлен конкретно: проблема – в качестве материалов. Правда, музейщики деликатно промолчали на этот счет.
Немало лестного про нашего брата сказала в своем выступлении опытный радиожурналист республики Эльвира Кудрецкая, которая много лет вела на республиканском радио программу «Казань и казанцы». Действительно, слушая дикторов радио и телевещания, читая материалы в газетах и журналах, диву даешься, насколько поверхностны тексты, сколько в них фактических ошибок, неточностей, да и просто безграмотности. Эльвира Кудрецкая предложила каждую публикацию или программу готовить с рекомендациями или консультациями специалистов, чаще пользоваться богатейшей музейной литературой. Как это делали журналисты предыдущих поколений.
А известный казанский фотомастер Владимир Зотов высказал всеобщее восхищение подвижническим трудом музейных работников. Он недавно узнал, сколько они получают…
И еще одна важная проблема была затронута на дружеской встрече. Нужны ли новые музеи? Что такое частный музей и как относиться к тому, что музей создается при участии человека, о котором рассказывается в экспозиции?
– Я против создания новых музеев, – высказала свою точку зрения Гульчачак Назипова. – Они не всегда выстроены на качественном материале. Не менее важен вопрос сохранности экспонатов, в малых музейных формах зачастую нет надежных средств безопасности фондов. Шедевры должны храниться там, где для этого созданы все условия. Давайте лучше создадим условия для тех музеев, которые уже работают, – предложила она.
Национальный музей и раньше проявлял интерес к прямым контактам с журналистами. Они приглашаются на все мероприятия в музеях, имеют возможность общения практически с каждым научным сотрудником. Однако хорошей информации не бывает много.
Пожар 1987 года имеет серьезные последствия: сегодня не только дети, даже их родители, молодые учителя ни разу не были в главном музее республики. Хотя здесь бывает много интересного. Гульчачак Назипова уверена, что с помощью журналистов можно вернуть интерес казанцев к музею. Его сотрудники готовы оказать в этом максимальное содействие.
На январской встрече, когда мы слушали представителей музейных служб, прозвучало много полезной информации, которая в будущем наверняка станет поводом не для одной публикации или передачи. Руководство музея надеется, что число друзей среди журналистов в новом году увеличится. Во всяком случае, на тех, кто получил на этот раз памятные подарки, можно рассчитывать и в дальнейшем.
Всех не назовешь, но нельзя не отметить репортеров службы информации телеканала «Новый век», журналистов телекомпании «Эфир» Дмитрия Пивоварова, редакции газеты «Республика Татарстан» Андрея Лебедева. Особые отношения у музея с двумя редакциями, где исторические рубрики – одни из главных.
Собравшиеся стали свидетелями подписания двух официальных документов. Национальный музей пролонгировал соглашение с журналом «Казань» – документ подписали Гульчачак Назипова и главный редактор журнала Юрий Балашов.
На встрече было объявлено о создании некоей творческой коалиции в лице музея и редакции газеты «Казанских историй». Газета становится музейной. По сути, этой газете, помимо уже осуществляемой просветительской миссии, предстоит освоить дополнительную нишу и стать, как говорится, рупором научной музейной общественности.
В связи с этим можно спрогнозировать, что читательский интерес к изданию существенно возрастет, ибо совместное творчество предполагает не только расширение тематических рамок газеты, не только привлечение к общественной и волонтерской работе студентов гуманитарных факультетов вузов республики, но также и создание дискуссионной площадки для научной и творческой интеллигенции. А появление такой площадки, как выяснилось на встрече, давно назрело.
Впрочем, дискуссионной площадкой можно смело назвать и сами периодические «посиделки» краеведческой общественности в музее, одним из организаторов которых еще 5 лет назад стала редактор «Казанских историй» Любовь Агеева. Что получится из идеи объединения музея и редакции, посмотрим.
Национальный музей, приобретя единомышленников среди журналистов, взял на себя нелегкое бремя ответственности за своевременный выход «Казанских историй». Хотелось бы, чтобы обе стороны выполнили взятые на себя обязательства.
Ольга ГЕРТ
"Казанские истории", №1, 2007 год