Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Май 2024 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 2005 – В здании бывшего юнкерского училища в Казанском Кремле открыт Музей-мемориал Великой Отечественной войны (филиал Национального музея РТ). Экспозиция рассказывает о патриотизме и подвигах воинов из Татарстана, боевом пути воинских соединений, сформированных в республике

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Искать гармонию между людьми и природой

В современном мире интерес к восточным цивилизациям, к истории тюркских народов не только не ослабевает, а, наоборот, усиливается. Непосвященному может показаться, что это связано с угрозами, которые несет миру терроризм. Ведь умелые кукловоды подсказывают людям: виноваты восточные народы, мусульмане.

Директор Института стран Азии и Африки при Московском государственном университете, профессор Михаил Майер считает, что интерес вызван другими обстоятельствами: европейцам стоит поучиться на Востоке тому, как строить свою жизнь.

Наш разговор состоялся в дни празднования 200-летия КГУ. Михаил Серафимович был в числе почетных гостей.

– Техногенная цивилизация исчерпала свой ресурс. Возможно, традиционный опыт восточных цивилизаций поможет нам выработать новые принципы организации жизни. Необходимо изучать экологию культуры Востока, искать гармонию между миром людей и миром природы.

По мнению Михаила Серафимовича, европейцы всегда с превосходством относились к кочевым народам, толком не занимались их научным изучением. А зря. Кто знает – возможно, восточная культура – это альтернативный путь развития мира? Не в смысле перехода к кочевому образу жизни, конечно. Михаил Серафимович отметил, прежде всего, такое ценное качество восточного человека, как работоспособность.

К сожалению, наше общение было очень кратким  – в перерыве между заседаниями о многом не поговоришь. Гость высоко оценил работу Института востоковедения Казанского государственного университета, с которым имеет тесные связи.  Уровень подготовки кадров здесь он считает хорошим. Институт был восстановлен в 2000 году на базе кафедры восточных языков татфака. Его  директор – Джамиль Зайнуллин.

На первом этапе  не хватало квалифицированных кадров, сегодня проблем с этим все меньше. Довольно часто лекции в Казани читают московские профессора из Института стран Азии и Африки, казанцы имеют возможность стажировки в Москве. Теперь, по мнению профессора Мейера, ученые Института востоковедения КГУ могут сделать качественный прорыв в развитии науки о Востоке – от освоения знаний, накопленных до них, необходимо перейти к выработке собственного видения восточных цивилизаций. Восток стал другим, не таким, каким его видели их именитые предшественники из восточного разряда Казанского университета, которые своими трудами доказали, что в науке не бывает столиц и провинций. Казань почиталась крупным мировым центром изучения Востока.

Преподавание восточных языков началось в нашем университете в 1804 году.  С переводом восточного разряда в середине XIX века в Петербург центр переместился на берега Невы, куда переехало большинство преподавателей и ученых. Казань лишилась почти всего фонда научной и педагогической литературы востоковедения – все было передано Санкт-Петербургскому университету (см. «Казанские истории», №10-11, 2003).

Сегодня, как заметил  Михаил Серафимович, Казань пытается, и небезуспешно, вернуть утраченные позиции. По его мнению, можно создать «треугольник» научного сотрудничества: Москва – Петербург – Казань. Профессор Мейер считает, что в России есть серьезные научные силы для изучения восточных цивилизаций, опыт которых, возможно, поможет нам на сегодняшнем этапе исторического развития.

 Наша справка

Институт стран Азии и Африки

Основан в 1956, до 1972 –  Институт восточных языков

Директор - д.и.н., профессор Михаил Серафимович  Мейер

История изучения языков и культур Востока в стенах Московского университета ведет отсчет с 50-х годов XVIII века. Сегодня институт является ведущим в России центром по подготовке востоковедов, причем доскональное знание реалий современного Востока, последних тенденций в развитии политической, экономической и духовной жизни афро-азиатских обществ в сочетании с фундаментальностью и универсальностью, присущих университетскому образованию, было и остается отличительными чертами его выпускников.

Студенты имеют возможность специализации по одному из трех базовых отделений – историческому, филологическому и социально-экономическому. В последнее время начата подготовка специалистов по исламу и исламской культуре.

Вне зависимости от специализации студенты изучают в одинаковом объеме один или два восточных языка плюс один из западноевропейских языков. В настоящее время в институте осуществляется обучение более 40 языкам народов Азии и Африки. Преподаются также татарский, узбекский, таджикский, казахский и адыгейский языки. Общее число студентов и аспирантов –  примерно 650 человек.

В составе института имеется лаборатория экологии культуры Востока (проф. З.Г.Лапина).

"Казанские истории", №3-4, 2005 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить