Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Жизнь для вечности»
- 16 апреля 2011 года
Так называется книга Георгия Кантора, презентация которой 14 апреля состоялась в Российском культурном центре Тель-Авива (Израиль).
В этот день там состоялся вечер, посвящённый 105-летию выдающегося дирижёра, народного артиста СССР Натана Рахлина (1906-1976). В зале, где собрались израильские почитатели его таланта, музыканты, музыковеды и многочисленные ценители классической музыки, звучали уникальные записи симфонического оркестра под управлением Н. Рахлина, создавая особую эмоциональную атмосферу.
Открывая вечер, руководитель представительства Россотрудничества в Израиле Александр Крюков коротко охарактеризовал значение творчества Натана Рахлина для развития советской и мировой музыкальной культуры, а также представил российско-израильского музыковеда, заслуженного деятеля искусств России и Татарстана, профессора Георгия Кантора (Беэр-Шева), автора книг о жизни и творчестве Натана Рахлина. Отметив значительный вклад Г. Кантора в формирование музыковедческого раздела библиотеки Российского культурного центра – более 100 книг о музыке из личного собрания, А. Крюков преподнёс Георгию Михайловичу в дар художественный альбом о Москве.
Георгий Михайлович рассказал о работе над книгой, посвященной жизни и творчеству Натана Рахлина, одного из самых знаменитых дирижеров ХХ столетия.
Известный казанский музыковед, который сейчас живет в Израиле, выступает в книге как составитель, комментатор и редактор. Его по праву можно назвать летописцем жизни Натана Рахлина. Всю жизнь он собирал вырезки из газет и журналов, рассказывающие о Рахлине и его оркестре, афиши и программки концертов. Издал книгу о знаменитом дирижере.
В какой-то степени теперь этот архивный материал рассказывает и о самом Георгии Михайловиче Канторе, поскольку был постоянным ведущим концертом симфонического оркестра Татгофилармонии.
Волнующим моментом вечера стало появление на сцене учеников и оркестрантов Натана Рахлина, известных израильских музыкантов – Раисы Драгобецкой (Ришон ле-Цион), Вениамина Райхлина (Зихрон-Яаков), Майи Геллер (Иерусалим), Татьяны Литинской (Реховот), Наума Зайделя (Иерусалим), Геннадия Савельева и ведущей концертов Паолы Савельевой (Холон), которые поделились своими воспоминаниями о личности и уникальном даровании дирижёра.
На вечере был показан фильм о Натане Рахлине «Аура любви», снятый Р. Гаряевой на Казанской студии телевидения в 2004 году.В завершение вечера состоялся концерт лауреата международных премий, пианистки Раймонды Шейнфельд (Беэр-Шева), виртуозно исполнившей произведения русской и мировой классики.
У книги «Жизнь для вечности», которая имеет подзаголовок «Казанские музыканты о Натане Рахлине. Дневники. Статьи. Воспоминания. Письма», особый ракурс – «казанский». Она рассказывает о последних годах жизни великого музыканта, когда он возглавлял созданный им в 1966 году симфонический оркестр Государственной филармонии республики. Натан Григорьевич умер 28 июня 1979 года.
«Феноменальное музыкально-дирижерское дарование Рахлина исследуется не «алгеброй» научного музыкознания, а живыми воспоминаниями тех, кто с ним репетировал, играл, слушал его в концертном зале, переписывался с ним», – говорится в аннотации книги. Большинство материалов, в том числе, личная переписка, публикуется впервые.
В двух частях о Натане Григорьевиче вспоминают Раиса Ей, Анатолий Тихонов Леонид Любовский, Вадим Венедиктов, Владимир Серебряков, Джавид Кутдусов, Элла Васфельд, Наум Зейдель, Рубин Абдуллин, Фарида Хисамова, Нина Жиганова, Марат Сиразетдинов, Евгений Жирков, Юрий Орлов, Владимир Праченко, Лариса Михеева, Евгений Илюхин, Леонид Сонц, Владимир Васильев, Талгат Ахметов, Фагима Кавеева, Фаина Бурдо и, конечно Георгий Кантор, который был ведущим большинства концертов рахлинского оркестра.
Особняком в книге стоят воспоминания тех, кто не работал в оркестре. Это фоторепортер «Вечерней Казани Владимир Зотов, снимки которого иллюстрируют книгу, а также актеры Казанского академического русского театра имени В.И. Качалова Юнона Карева и Вадим Кешнер.
Название книги – «Жизнь для вечности» – это название музыкального спектакля, который многие годы с успехом шел в Актовом зале Казанской консерватории. В концерте звучала музыка Петра Чайковского и его переписка с графиней Надеждой фон Мекк.
Третью часть книги составляют письма Натана Григорьевича Якову Жабокругу, Гертруде Пясковской, Назибу Жиганову, Джавиду Кутдусову, Геннадию Савельеву и Александру Марьясину.
В последнем разделе опубликованы казанские газетные рецензии о Натане Рахлине, его рукописи. Георгий Кантор представляет исследование концертного репертуара.
Это вторая книга Георгия Кантора о выдающемся музыканте. Первая увидела свет в Казани в 2006 году («Натан Рахлин. Материалы. Статьи. Воспоминания. Интервью. Издательский дом «Титул-Казань»). Тогда издание было приурочено к первому международному фестивалю памяти Натана Рахлина. Финансировала проект филармония, которая выступила и организатором фестиваля.
Несмотря на всемирную известность дирижера, серьезных исследований о его жизни и творчестве не так уж и много. Воспоминания, мнения, оценки, впечатления, рецензии на концерты с участием великого дирижера разбросаны по многочисленным газетам и журналам. Частично они были собраны в сборниках, изданных в Киеве и Москве небольшими тиражами. Благодаря Георгию Михайловичу, которого можно назвать летописцем истории казанской музыкальной жизни, число публикаций, которые возвращены из небытия, значительно выросло.
«Я завершил свои многолетние изыскания в «рахлиноведении, – сказал Георгий Кантор нашему корреспонденту. – Кое-что из остатков материалов, собранных в процессе работы над книгами о Натане Григорьевиче, передам в музей Государственной филармонии Татарстана».