Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории   Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Экипаж ее величества: Екатерина II в Казани

В номере 21-22 за 2003 год опубликовано фото одного из самых известных экспонатов Национального музея Республики Татарстан  – екатерининской кареты. Как попала эта карета в фонды музея? К сожалению, наш вопрос оказался «крепким орешком». Поэтому нам придется дать правильный ответ самим.

Это один из самых известных экспонатов Национального музея Республики Татарстан. В этой карета императрица разъезжала по Казани. Не так давно карета вернулась в постоянную экспозицию.  Работы по ее реставрации продолжались довольно долго.

 Екатерининская карета сегодня

По мнению специалистов из Оружейной палаты, карета была изготовлена французскими мастерами. Ее возок украшен четырьмя рисунками мифологического содержания. Роль рессор, обычных для экипажей того времени, выполняли кожаные ремни, сшитые в восемь рядов. Как сказано в Путеводителе по Государственному музею Татарской АССР (1980), именно в этой карете царица передвигалась по Казани, когда гостила здесь в 1767 году.

Следующий этап этой истории – перемещение кареты в городской музей. Доподлинно известно, что она демонстрировалась на Казанской научно-промышленной выставке, которая проходила в 1890 году. Для такого случая она была отреставрирована под руководством профессора Н.А.Осокина. Будущему музею были подарены некоторые ее экспонаты, и среди них – карета. До 1890 года карета хранилась на Архиерейской даче.

В сборнике «У милосердия древние корни» (Казань, изд-во «Гасыр», 2002), который подготовлен Главным архивным управлением РТ при Кабинете министров, опубликован один ценный документ. Это докладКазанской городской управы о пожертвовании городу Казани Казанским архиепископом золоченой кареты императрицы Екатерины II, датированный 29 сентября 1889 г. Документпроливает свет на историю кареты, которую помнят по прежней музейной экспозиции многие казанцы.

В нем говорится:

«Высокопреосвященнейший Павел, архиепископ Казанский и Свияжский, вследствие ходатайства городского головы, пожертвовал в городскую собственность золоченую с живописью карету, в коей им­ператрица Екатерина II в прошлом столетии въезжала в Казань во вре­мя путешествия своего по Волге.

До настоящего времени этот драгоценный для нашего города ис­торический памятник хранился на Архиерейской даче и от времени сильно пострадал: рисунки и позолота потускнели и местами стерлись, обивка и стекла совершенно исчезли, самый ход кареты требует зна­чительного исправления. Городская управа, высоко ценя как милостивое внимание архипастыря, так равно и в высшей степени ценный для каждого гражда­нина г.Казани исторический подарок, полагает: 1) выразить Преосвященнейшему Владыке глубочайшую признательность от лица городс­кой думы; 2) принять в дар означенную карету; 3) реставрировать ее под наблюдением городского архитектора, по указаниям местного археологического общества; 4) поместить карету в том бараке, где со­храняется галера императрицы Екатерины II, сделав нужный для сего пристрой; 5) ассигновать в настоящее время до 200 рублей на приве­дение кареты в достойный ее значению вид; и 6) разрешить экспонировать означенную карету на предстоящей Казанской научно-промыш­ленной выставке».

Перед отъездом императрицы из Казани карета была торжественно передана архиепископу Казанскому и Свияжскому Вениамину. Екатерина II была очень довольна визитом в наш город и, возможно, рассчитывала когда-нибудь вновь посетить Казань. Может быть, «под этот случай» она и оставила новоприобретенный транспорт, так сказать в заботливые руки.

Во владении священных чинов карета находилась вплоть до 1881 г. Когда она была передана архиепископом Павлом городской Думе, ее депутаты по договору с Казанским обществом археологии и этнографии ассигновали приличную сумму на обновление кареты – «освежение» живописи отделки путевой упряжки. Ее отреставрировали под руководством профессора Н.А.Осокина. Работы были закончены точно в срок –  в марте того же года.

Доподлинно известно, что карета демонстрировалась на Казанской научно-промышленной выставке 1890 года. А в 1895 г. карета была передана только что открывшемуся городскому музею (ныне Национальный музей Республики Татарстан), где и находилась как один из главных экспонатов стационарной экспозиции.

Городской музей, как известно, был открыт в 1895 г., однако в путеводителе Н.Загоскина «Спутник по Казани», датированном этим годом, о карете не сказано ни слова. Скорее всего, она еще не показывалась посетителям, поскольку музейная экспозиция в то время представляла собой всего два отдела: именной А.Ф.Лихачева и учебный.

Сам архиепископ Казанский и Свияжский Вениамин решил пожертвовать карету в городскую собственность или его надоумил на это городской голова Сергей Дьяченко, не известно.

«Державная» пассажирка

Приезда императрицы ждали давно и готовились к ее приезду. Еще в 1765 году в Поволжье ходили слухи о возможном визите в эти края государыни. Для этого случая приготовили специальную карету.

О том, как она появилась в Казани, существуют две версии. По мнению специалистов из Оружейной палаты, карета была изготовлена французскими мастерами. Есть мнение, что соорудили ее местные мастера и художники. Имена их неизвестны, но есть предположение, что это умельцы из села Чебакса – известного в то время центра кузнечного ремесла. Сделали экипаж по заказу губернатора, скорее всего, по образцу французских карет времен Людовика XV, возможно, по имеющимся в Казани чертежам карет императрицы Елизаветы.

Фрагмент экспозиции, рассказывающей о пребывании Екатерины в Казани

Экипаж, судя по дошедшим до нас сведениям, произвел впечатление на императрицу. По меркам тех времен он имел внушительные размеры. Жители Казани наверняка с удивлением взирали на карету до семи метров в длину, с огромными задними колесами в человеческий рост, а диаметром до 180 сантиметров.

Позади возка сверху на зевак взирали два лакея, стоявшие на высоких огороженных «запятках». Кучер, правивший лошадьми на козлах, восседал еще выше – на высоте двух метров. Ему помогали «вершники», сидевшие верхом на двух последних упряжных лошадях. В экипаж могли запрячь одновременно до восемнадцати гнедых.

Вход в двухместный возок был по традиции двусторонним – через удобные складывающиеся боковые лесенки. Дверные ручки изнутри возка отсутствовали – «державная» пассажирка по государственному этикету не утруждала себя необходимостью открывать дверцы: этим занимались исключительно лакеи.

Роль рессор, обычных для экипажей того времени, выполняли кожаные ремни, сшитые в восемь рядов. Интерьер возка был уютным, ведь карета предназначалась для женщины. Два мягких кресла обиты темно-лиловым бархатом внутренние стены и крыша – бархатом бордового цвета. Заднее кресло имело хитроумное устройство – уборный горшок (скорее всего, экипаж предназначался для дальних поездок). Щекотливый предмет туалета был искусно замаскирован драпировкой.

Внешнее убранство возка было богатым и величавым. Отделка – под деревянную скульптуру. Причудливые угловые наплывы сливались с гармонично отрегулированным скатом крыши. В хорошую погоду окна на дверях кареты, скорее всего, можно было снять.

Возок был украшен четырьмя рисунками мифологического содержания. Живопись на карете специалисты относят к школе Буше первой половины XVIII в. Это четыре рисунка мифологического содержания, выполненные в колоритном стиле рококо. Двумя рисунками снабжены дверцы: на одной изображена встреча Зевса и Нептуна, на другой – коленопреклоненная Венера перед Зевсом.

Как сказано в путеводителе по Государственному музею Татарской АССР (1980), именно в этой карете царица передвигалась по Казани.

Мы имеем возможность созерцать копию кареты в металле на пешеходной улице Баумана, и каждый желающий хоть на миг может ощутить себя великим человеком, восседая на кресле, где могла восседать сама Екатерина II.

Тамара КУКЛИНА, инженер

 Реставрация знаменитой кареты

Казанская карета для Екатерины Великой аналогов в России не имеет. Два похожих экипажа есть только в подмосковном комплексе Кусково и один в Москве, в фондах Оружейной палаты Кремля. Однако казанская карета – наиболее достоверный образец ХVIII века.

Долгие годы карета стояла в одном из залов Государственного музея на площади 1 Мая. Несмотря на длительную эксплуатацию в музейных условиях, она сохранилась куда лучше московских «собратьев». Однако время неумолимо…

В 1987 году карета досталась реставраторам в плачевном состоянии: ременная подвеска растрескалась, поверхности, некогда золоченые, поблекли, да и сама позолота практически сошла на нет. Роскошная роспись кареты утратила свой живописный шарм. Множество сюрпризов ожидало реставраторов, когда карету разобрали и стали восстанавливать по частям. Под крышей обнаружилась моль, превратившая в труху войлочный утеплитель. Добавьте сюда плесень на кожаных и лубяных поверхностях, трещины на деревянных деталях, в том числе ходовой части.

В таком состоянии находилась живопись перед реставрацией

Над реставрацией кареты работали два десятка специалистов из Москвы и Казани. Кропотливую трудоемкую работу в 1987 году приняли на себя мастера всесоюзного объединения «Союзреставрация», впоследствии, в связи с распадом СССР преобразованного в государственное предприятие «Центрреставрация».

Назвать всех не представляется возможным из-за нехватки газетной площади, но не назвать хотя бы тех, кто упоминается в паспорте реставрации (так называется пакет документов, подробно описывающий весь процесс в мельчайших деталях), датированном 1987-1998 годами, нельзя. Это мастера и художники-реставраторы Г.М.Стриженов, М.А.Стриженова, К.П.Казаченко, А.А.Козьмин, А.А.Наретин, В.А.Прядилов, Р.Е.Корунов и многие другие. Паспорт представляет собой три объемистые папки, содержание которых просто физически не поместится не только в рамки этого материала, а даже в несколько номеров нашей газеты. Прибавьте сюда десятки фотографий, сопровождающих описание процесса реставрации… Кстати, их выполнил фотограф Горячев.

Обивка кареты выцвела. Когда во время реставрации бархат сняли с сидений, выяснилось, что он был бордово-красного цвета. Работникам музея пришлось долго искать такую же ткань у российских изготовителей. Приобрели бархат на одной из фабрик Москвы. Закупили 12 метров ткани, чтобы с лихвой хватило и на внутреннюю и на наружную (сиденье для ямщика) обивку. Раскраивали материал по старым образцам, даже складки закладывали в том месте, где они были первоначально.

Восстановлены и занавески на окнах. С этой целью закупили 3,5 метра натурального шелка белого цвета. Чтобы придать ткани первозданный облик, шелк перекрасили с помощью синтетических бордовых красителей. Занавески получились бруснично-бордового цвета.

Полностью реставрация кареты завершилась в 2003 году, а паспорт содержит сведения только до 1998 года. Как сообщили нам специалисты отдела реставрации Национального музея, паспорта на период до 2003 года пока не прибыли из Москвы. Так что у нас еще будет приятный повод продолжить тему, когда музейные фонды получат всю документацию.

Некоторые детали пришлось изготовить заново. Поскольку технологии того времени утрачены, мастерам пришлось создавать свои. В частности, для изготовления позолоченных гвоздей, которыми украшена крыша кареты. Заново пришлось изготовить часть стекол и рам, восстановить подвеску дверец, так как до реставрации они не открывались. Восстановили живопись XVIII века.

Местная пресса в свое время громко отметила завершение реставрации кареты. Причем некоторые коллеги так увлеклись описанием отверстия под подушкой одного из сидений, что на живопись просто не обратили внимания.

То самое отверстие

Реставрация благополучно завершилась через полтора десятка лет. Сегодня карета предстает перед зрителями во всем своем великолепии. Она занимает почетное место в стационарной экспозиции, посвященной истории Казани XVIII века.

 Конечно, осмотреть карету полностью посетители музея не могут: интерьер скрыт за дверцами и стенками. Впрочем, на улице Баумана стоит бронзовая копия знаменитой кареты, доступная всем желающим.

Национальный музей Республики Татарстан по случаю реставрации кареты выпустил специальный буклет «Экипаж ее Величества». На одной его стороне представлена карета во всей ее красе, на обороте даны иллюстрации, изображающие детали убранства и история экипажа. Текст дан на двух языках – татарском и русском.

Буклет издан на хорошей плотной бумаге в полноцвете, позволяющем разглядеть репродукции живописи XVIII века. Формат А2 удобно сложен в книжку.

Подборку подготовил Илья ШАЛМАН

Фото автора

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить