Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Нуриевский фестиваль: балет «Корсар»

22 мая в афише Нуриевского фестиваля был балет Адольфа Адана «Корсар».

Об истории этого билета узнавала студентка 4 курса Института социальных технологий (КГТУ-КАИ имени А.Н. Туполева) Анна ИВАНОВА.

Первое представление балета «Корсар» по одноименной поэме Байрона состоялось 23 января 1856 года в Париже. Либретто написали Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жозеф Мазилье.

До Адольфа Адана на сцену поэму переносили и другие композиторы, в частности, Дж.Верди сочинил одноименную оперу в 1848 году. Были и балеты. Первая известная балетная постановка прошла в театре Ла Скала, в Милане, в 1826 году. Каталог итальянского балета упоминает постановку 1830 года, остававшуюся в репертуаре вплоть до 1842 года. Но эти и другие балеты до настоящего времени не сохранились.

Продолжает шествие по музыкальным сценам мира только балет Адана. Либреттисты балетных спектаклей XIX века нарисовали красочную картину из жизни корсаров. Менялась хореография, добавлялись музыкальные номера, но сюжет оставался прежним. Похищенную корсаром Конрадом невольницу Медору с помощью обмана и предательства возвращает к себе ее владелец Исаак Ланкедем и продает паше Сеиду. Влюбленный в Медору корсар с друзьями проникает во дворец паши на берегу Босфора, освобождает пленницу и бежит с нею на корабле, который терпит крушение. Медора и Конрад спасаются, достигая прибрежной скалы.

Музыка современного «Корсара» имеет в своей основе произведения разных композиторов. Это не только Адольф Адан, но и Лео Делиб, Чезаре Пуни, Людвиг Минкус и другие. Так, Цезарь Пуни в 1858 году дополнил спектакль своими музыкальными номерами и оркестровками для петербургской постановки балета. Каждый из авторов пытался приблизить балет к современному восприятию, создать более целостную художественную линию спектакля.

Вносились изменения и в либретто. Поставленный хореографом Жозефом Мазилье для Парижского театра «Гранд-Опера», «Корсар» уже через два года был перенесен в Россию. Через пять лет за него взялся Мариус Петипа, который совершенствовал балет всю свою долгую жизнь. Он обращался к «Корсару» пять раз, заново переосмысливая хореографическую партитуру спектакля, обогащая ее приемами, найденными при постановках других балетов.

В Казани балет впервые был поставлен только в 1973 году. Тогда главный балетмейстер театра Дина Арипова переосмыслила сюжетную канву, персонажей и, соответственно, хореографию в рамках современного развития балетного искусства.

По словам руководителя балетной труппы Владимира Яковлева, новая постановка этого спектакля, осуществленная в 2004 году в хореографии Мариуса Петипа и Константина Сергеева, была обусловлена одним из принципов репертуарной политики. Театр стремится к воссозданию и сохранению признанных ценностей мировой хореографии. На балетной афише казанского театра есть практически все шедевры хореографического искусства.

Современный «Корсар» на сцене театра имени Джалиля – яркий, динамичный и насыщенный хореографическим действием балет. Музыкальный материал для  постановки собирали буквально по крупицам: в Алма-Ате, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Мюнхене. Кроме того, часть партитуры, в том числе сцены «Марш после кораблекрушения», «Тартар», «Оживленный сад», а также «Адажио», выход Паши, вариации Медоры (фрагменты), воссозданы и оркестрованы казанским композитором, заслуженным деятелем искусств Татарстана Рустемом Зариповым с видеозаписи постановки «Корсара» на сцене Американского театра балета.

Балетмейстером-постановщиком выступила Елена Панкова, выпускница  Ленинградского хореографического училища имени Вагановой, танцевавшая в Кировском (ныне – Мариинском) театре, затем работавшая за рубежом, в 2003 году получившая диплом педагога-балетмейстера в Академии имени Вагановой.

Как отмечалось в газете «Время и Деньги», особенностью новой постановки является то, что, сохраняя в целом хореографический язык Петипа, балетмейстер пытается облегчить восприятие зрелища современной публике. Для этого переосмыслены некоторые мизансцены, по-новому расставлены акценты в драматургическом развитии спектакля, исключен ряд пантомимических сцен.

Еще одно новшество – в спектакль включен ряд сцен, поставленных в свое время такими хореографами, как П.Гусев и В.Чабукиани. Все эти нововведения сделали «Корсар» более динамичным.

Классический балет украшает работа знаменитого художника-постановщика из Грузии Ушанги Имерлишвили. Как пишут критики, «Корсар» – зрелище на все вкусы, сочетающее имперскую роскошь постановки, динамичный сюжет и великолепные разнообразные танцы. Редкий балетный фестиваль или конкурс обходятся без фрагментов из «Корсара». Практически каждый год знаменитое па-де-де из II акта исполняется в заключительном гала-концерте Нуриевского фестиваля звездами мирового уровня.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить