Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Сабантуй – в список мировых шедевров
- 13 июня 2002 года
Казанский Совет народных депутатов на XI сессии решил представить национальный праздник Сабантуй в список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО. Депутаты отметили, что Сабантуй имеет выдающуюся ценность с исторической, художественной и этнологической точек зрения. Он является подтверждением культурного единства народа, живущего в Казани и Татарстане.
Празднование Сабантуя - давняя историческая традиция, поэтому праздник необходимо сохранить для всех последующих поколений и мирового сообщества. Совет народных депутатов дал поручение администрации Казани - не позднее 1 октября этого года представить документацию в российскую национальную комиссию по делам ЮНЕСКО и секретариат ЮНЕСКО.
Олимпийские игры по-татарски
Вот что такое Сабантуй
Список шедевров устного и нематериального наследия человечества был создан по инициативе Генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацууры. По решению ЮНЕСКО странам предложено вносить в него свои предложения. Это могут быть песни, исторические эпосы, национальные праздники, народные традиции, уходящие в глубокое прошлое и требующие сохранения. К такому наследию, безусловно, относится и наш татарский национальный праздник Сабантуй.
Как вспоминает заместитель председателя Казанского Совета народных депутатов Л.Андреева, впервые предложение о включении Сабантуя в Список шедевров было высказано заместителем Генерального директора ЮНЕСКО М. Бушенаки в ходе его визита в Казань в июне 2001 года. Тогда он прибыл сюда для вручения сертификата и флага Всемирного центра наследия и ООН Казанскому кремлю.
Побывав на национальном празднике, он выразил свое восхищение массовостью и красочностью древнего торжества, заявив, что Сабантуй имеет полное право занять достойное место в списке подобного рода шедевров. Эта идея получила активную поддержку со стороны руководства Казани.
В Комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО было направлено письмо с просьбой включить предложение Татарстана в специальный лист ожидания. В Казань уже поступили необходимые официальные документы, а теперь есть и решение городского Совета. Есть надежда, что к 1000-летию основания Казани решение ЮНЕСКО по Сабантую будет принято, и это станет одним из ярких событий в юбилейных мероприятиях города.
Предлагаем вашему вниманию публикацию, подготовленную на основе статьи Дамира ШАРАФУТДИНОВА об истории Сабантуя, опубликованной в журнале «Эхо веков» (№1-2, 2002).
Лингвистический анализ составляющих название праздника и имеющих древнетюркское происхождение слов «сабан» и «туй», сравнение с аналогичными календарными праздниками других тюркских народов дают основание полагать, что слово «Сабантуй» с самого своего зарождения означало весенний праздник в честь пробуждения природы и начала весеннего цикла работ. Его происхождение связано с бытовавшим у ряда племен древних тюрков – как и других народов мира – календарных обрядов ритуального вступления в брак с природой.
Следует предположить, что первоначально игры и состязания Сабантуя также носили сакральный характер. Курэш, скачки, стрельба из лука и другие составляющие содержания Сабантуя присущи подобным праздникам всех тюркских народов. С переходом наших предков к оседлой жизни, к занятиям земледелием праздник – в силу своей универсальности – стал земледельческим.
Обнаруженная Ф. С. Хакимзяновым в деревне Иске Салман Алькеевского района РТ в июле 1979 года эпитафия булгарского периода, содержащая надпись «День Сабантуя» и датируемая 15 июнем 1292 года, свидетельствует о не менее чем 710-летней истории праздника на территории Татарстана.
Сабантуй традиционно проводился после схода снега, за 2-3 недели до начала весенней пахоты, но с начала 20-х годов XX века, под влиянием советских и партийных органов его начали справлять после завершения весенних полевых работ.
Претерпел некоторые изменения и традиционный сценарий праздника. Сабантуй начинался состязаниями детей и аксакалов, почетными подарками для победителей являлись преподношения снох, вышедших замуж после предыдущего Сабантуя, что подчеркивало планетарную оптимистическую идею о продолжении рода, непрерывности человеческой жизни.
По неписаным правилам, майдан – открытый, никто не должен уйти без подарка. Обязательно награждали повредившего ногу бегуна, коня, пересекшего финишную черту последним. Неотъемлемым элементом Сабантуя были вечерние молодежные игрища. Указанных традиций придерживаются и на современном Сабантуе. После Октябрьской революции наметилась тенденция придания Сабантую идейно-политического характера. Именно этим продиктованы организация в начале праздника политических митингов, перегрузка его содержания чисто спортивными элементами, имеющими военно-прикладную направленность, что противоречило природе праздника. В результате создавалась угроза утраты Сабантуем многих присущих традиционному торжеству черт, но, тем не менее, он оставался веселым и жизнерадостным праздником.
Сабантуй праздновался даже в годы Великой Отечественной войны. В послевоенные годы стала складываться современная форма праздника. С этого времени начинается интенсивный процесс его идентификации, едиными стали сроки проведения. В 70 - первой половине 80-х годов прошлого столетия сложилась практика его организации в крупных населенных пунктах.
Другая черта Сабантуя застойных лет – его заорганизованность, излишняя регламентация. Но вместе с тем за годы советской власти зародились и продолжают существовать как важнейшие части праздника новые ритуалы, утверждающие общественную значимость труда. Праздник открывается подъемом флага Сабантуя передовиками производства аграрного сектора; парадом спортсменов и победителей смотра художественной самодеятельности, награждением по итогам посевной подарками лучших механизаторов, что приравнивало их к батырам Сабантуя.
Истинно народная природа, дух Сабантуя исподволь содействуют сохранению и укреплению межнационального согласия и сплочения, социальной стабильности. Поэтому отнюдь не случайно Сабантуй сразу после провозглашения Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан был включен в список законодательно утвержденных общереспубликанских праздников.
Примечательной чертой современного Сабантуя, начиная с конца 80-х годов XX века, является возрождение праздника в малых аулах - главных хранителях народных обычаев, возвращение его традиционных ритуалов. Практика районных и городских праздников последних десятилетий показала, что в их программу входит в среднем не менее 20 национальных и общенациональных видов спорта. Основным из них является поясная борьба курэш, которая издревле приобрела основные черты спортивных состязаний. Благодаря курэшу заняли свое место в большом спорте многие мастера греко-римской борьбы, среди которых есть чемпионы СССР, Европы, мира и Олимпийских игр.
В настоящее время актуальными являются проблемы сохранения самобытности курэша, его развития и обогащения, выведения на международную арену, как сумо, дзю-до, самбо и др.
В этой связи факт придания Сабантую международного статуса трудно переоценить. Нельзя представить современный Сабантуй без музыки, песен и плясок. Для него характерно органическое сочетание профессионального и самодеятельного искусства. Предмет гордости древнего Сабантуя – непреходящий дух дружбы и гостеприимства. Эту черту праздника, наряду с самобытными обрядами, отмечают в своих трудах, относящихся еще к началу XV века, первые исследователи, сравнивая его с древнегреческими олимпийскими играми. Сохраняя лучшие традиции татарского народа, современный Сабантуй стал праздником людей всех национальностей, проживающих в Татарстане.
В 30-е годы XX века география Сабантуя значительно расширилась: он проводится теперь в Москве, Ленинграде и других городах России, где есть татарские диаспоры, в США, Финляндии, Канаде, Польше – везде, где живут татары. В нынешнем году Сабантуй праздновался особенно широко. Практически все крупные татарские диаспоры принимали гостей из Татарстана.
Грандиозным получился праздник и в Казани. Его участниками стали посланцы многих российских регионов, собравшиеся в Казани в преддверии Всемирного конгресса татар, а также участники научного симпозиума «Многообразие культур в исторических городах – ключ к устойчивому будущему» – представители разных стран мира.
«Казанские истории». №13-14, 2002 год