Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Соловей татарской сцены
- 04 октября 2002 года
4 октября 2002 года в музее имени Галии Кайбицкой (филиал Национального музея РТ), который находится в селе Б. Кайбицы, состоялась презентация специального номера журнала «Казань», посвященного Галие Кайбицкой – символу и легенде национального музыкального искусства.
Среди приглашенных гостей были представители Министерства культуры РТ, администрации Кайбицкого района, близкие родственники легендарной актрисы, творческая интеллигенция республики (писатели, артисты), создатели экспозиции Музея им. Г.Кайбицкой и журнала «Казань».
В 2006 году исполнится сто лет со времени создания татарского театрального коллектива «Шимбэ» и труппы «Сайяр», положивших начало профессиональному татарскому театру. Годом раньше мы отметим 100-летие со дня рождения звезды татарской сцены Галии Кайбицкой, с именем которой связаны замечательные страницы национального театрального искусства.
Галие Кайбицкой и созвездию других блестящих имен в истории татарской культуры посвящена основная часть публикаций специального номера журнала «Казань».
Семья, в которой родилась и воспитывалась Галия Мутыгулловна Тухватуллина (Кайбицкая), занимает особое место в истории татарской культуры. Ее отец Мутыгулла хазрат Тухватуллин, создатель медресе «Мутыгия» в Уральске, обессмертил свое имя тем, что стал учителем и наставником Габдуллы Тукая и основателя татарской театральной труппы «Сайяр» Габдуллы Кариева, бывших шакирдами медресе.
О значительной роли Мутыгуллы Тухватуллина в их воспитании и образовании многие десятилетия было не принято говорить из-за его духовного сана. Одним из самых прогрессивных людей своего времени был старший брат Галии Кайбицкой Камиль Тухватуллин (Мутыги) – друг Тукая и Кариева, издатель и знаменитый певец, которого называли «татарским Шаляпиным».
Выдающаяся оперная певица Галия Кайбицкая (колоратурное сопрано) стояла у истоков создания татарского профессионального музыкального искусства и первого национального музыкального театра с новым жанром – музыкальная драма. Ее творчество стало частью незабываемого взлета татарского театрально-музыкального искусства, связанного с именами Салиха Сайдашева, Назиба Жиганова, Джаудата Файзи, Мусы Джалиля, Тази Гиззата, Аделя Кутуя, Ситдика Айдарова, Ильяса Аухадеева, Фахри Насретдинова, Ниаза Даутова и многих других известнейших деятелей культуры.
Творческая биография Г.Кайбицкой уникальна. Она довольно поздно вышла на оперные подмостки, но за ее плечами был богатый опыт сценической жизни: она играла героинь в музыкальных спектаклях драматического театра. Двадцать лет она блистала на оперной сцене, став первой исполнительницей сложнейших колоратурных партий татарских композиторов, русских и зарубежных классиков в Татарском оперном театре. Среди них – Райхан («Качкын» Н.Жиганова – этим спектаклем открылся театр), Галиябану (одноименная опера М.Музафарова), Сарвар («Башмачки» Дж. Файзи), Виолетта («Травиата» Дж. Верди).
Незабываема ее Алтынчеч в одноименной опере Н.Жиганова, образ которой до сих пор живут в памяти многих слушателей.
Г. Кайбицкая, которую благословил еще девочкой Тукай, а ее творческий путь озарил Сайдашев, пожила нелегкую, но счастливую жизнь. Звонкий голос Галии Кайбицкой, как сказал в свое время Сибгат Хаким, навсегда останется символом красоты, изящества и вдохновения.
Событием большого культурного значения стало создание в административном центре Кайбицкого района музея первой народной артистки республики Г. Кайбицкой. Он стал первым в районе музеем и был торжественно открыт 29 октября 1998 г. в итоге совместной работы администрации района при большой поддержке ее прежнего главы Азата Сафиновича Ханифатуллина, Национального музея РТ (генеральный директор Геннадий Степанович Муханов), земляков артистки и творческой интеллигенции, близких родственников Г. Кайбицкой, в том числе ее старшего сына – известного ученого Сайяра Ситдиковича Айдарова и дочери Рушании Ильясовны Ожеговой (Аухадеевой).
Экспозиция создавалась фирмой «Музейный дизайн» (директор Аида Гарифжанова; в творческую группу входили заместители генерального директора Национального музея РТ Розалия Галиакбаровна Гарифжанова и Алсу Даниловна Хайруллина, главный хранитель фондов Гузель Хамзовна Еникеева, заведующая сектором этнографии отдела фондов Маргарита Константиновна Завьялова и художник-реставратор Александр Семенович Угаров.
За прошедшие годы музей под руководством директора Марьям Сагдеевны Шафигуллиной при постоянной поддержке главы администрации Кайбицкого района Завдата Рашитовича Гаффарова стал важным центром пропаганды национальной культуры.
В журнале «Казань» через экспонаты музея раскрывается творческий путь певицы, ее учителей и товарищей по сцене. Сами авторы публикаций также составляют созвездие имен людей, которые вносят значительный вклад в национальную культуру. Среди них доктор архитектуры профессор Сайяр Ситдикович Айдаров, писатели Рустем Кутуй и Фоат Галимуллин, народный артист республики Усман Альмеев, народные артисты России и Татарстана Айрат Арсланов и Зиля Сунгатуллина, режиссеры: народный артист СССР Марсель Салимжанов (возможно, это последняя подготовленная им лично при жизни публикация), заслуженный деятель искусств Татарстана Фарид Хабибуллин, другие известные деятели культуры.
Впервые жизненный и творческий путь звезды татарской сцены раскрывается с такой полнотой и разнообразием, рассказывается о некоторых событиях, не являвшихся до настоящего времени достоянием широкой общественности.
Пресс-релиз редакционно-издательского отдела Национального музея РТ и журнала «Казань».
«Казанские истории», №19-20, 2002 год