Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Ностальгия по модерну
- 05 ноября 2002 года
5 ноября 2002 года в главном здании Национального музея РТ открылась выставка “Ностальгия”.
Разработчики проекта из Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина назвали ее выставкой настроения. Ее главная цель – вызвать у посетителей чувство тоски по уходящему старинному образу города.
Музейщики обратились к стилю “модерн” не только потому, что он снова стал моден. Окружающий нас мир создан не природой, а человеком. Одни его приветствуют, соглашаясь жить в условиях “эмоционального рабства”, другие проклинают, заставляет обратиться к истокам модерна.
Рожденный на рубеже XIX-XX веков, он явил собой новую форму жизни. Появление мегаполисов, переход поэтических усадеб скудеющего дворянства в руки нового энергичного класса предпринимателей, небывалая строительная лихорадка и стремительное превращение городов в один торговый дом – все это было предпосылками нового стиля. Психологически климат начала XX века и духовное самочувствие русской интеллигенции характеризовались повышенной нервной чувствительностью, метанием перед страхом и наивными радостями бытия. Мироощущение модерна – уйти от города-завода, города-спрута, на взгляд организаторов выставки, является завещанием потомкам.
Выставка “Ностальгия” в Самаре была открыта осенью прошлого года. В качестве метафоры был выбран образ "Титаника", так как музейщики этого города не хотят, чтобы “самарский модерн” превратился, как этот корабль-легенда, в “затонувшую мечту”. Выставка помогла собрать подписи в защиту гибнущих самарских особняков начала ХХ века. Благодаря “Ностальгии” общественность Самары сумела отстоять особняк Курлиной (на выставке в Казани представлены фрагменты его решеток в виде крыльев бабочки), были начаты работы по восстановлению этого дома.
Проблема сохранения домов, имеющих историческую ценность, актуальна и для Казани. Вот почему на выставке можно познакомиться не только с фотографиями самарских памятников в стиле модерн, но и с образцами казанского модерна. Это Дом архитектора на ул. Муштари, 33 (принадлежал К.С. Олешковичу); особняк Васильева на ул. Щапова (№ 41); здание торгового центра Е.С. Смоленцова и Н.П. Шмелева, в котором ныне находится гостиница “Совет”; дом Софронова, где сегодня расположился магазин “Парижский дом Д’Эль”; а также один из немногих сохранившихся деревянных зданий Казани – бывший дом А.И. Пора на ул.Гоголя, построенный в 1905 году и недавно перенесший страшный пожар, который поставил вопрос о дальнейшем его существовании.
Образ эпохи модерна создают вещи начала ХХ века из фондов Самарского музея. Это театральный бинокль, дамская сумочка, женские украшения, флаконы из-под духов, шкатулка, чайный набор, коробка из-под пастилы, бра, альбом учеников Самарской гимназии, открытки, испанская мантилья, разные бутылки, мужские лайковые перчатки…
Из коллекции Национального музея РТ представлены граммофон “Miraphone”, подсвечник, люстра и другие экспонаты. В экспозиции также вещи из частной коллекции С.В.Кузнецова: ваза, конфетница, лампа керосиновая, часы извозчика. Прикоснуться к тревожной красоте “последнего стиля эпохи”, “вздоха умирающего столетия”, как грустно именовали модерн России, чтобы понять вечное стремление человека к природе как путь к спасению в условиях цивилизации – вот что стало импульсом для авторов концепции выставки (Л.Бахарева, А.Сенькина – сотрудники Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина; Л.Подгаецкая, О.Гасимов – сотрудники Национального музея РТ. Художественное решение сотрудников Самарского музея В. Тюкина и Н. Звягинцевой).
“Посетив выставку, понимаешь свою связь с миром: мы живем, потому что было прошлое”, – так обобщила свои впечатления учитель из Пестречинского района Э.Кабирова. А другой посетитель посоветовал добавить экспонаты из Елабуги и Бугульмы.
Наша справка:
Модерн – стиль европейского искусства, который характеризуется подчеркнутой необычностью декоративно выделенных деталей, изысканностью, эстетизмом, умелым сочетанием черт и элементов искусства предшествующих эпох (эклектизм), в которых художник находит новые возможности, поворачивая их другими сторонами, и которые становятся, тем самым, подчиненными новым стилистическим задачам
(Большой толковый словарь иностранных слов, Ростов-на-Дону, 1995).
«Казанские истории», №23-24, 2002 год