Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Казань чтит память Назиба Жиганова
- 21 января 2011 года
15 января 2011 года в Татарстане проходили мероприятия в честь выдающегося деятеля искусств, Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР, первого ректора Казанской государственной консерватории Назиба Гаязовича Жиганова.
Первому ректору консерватории посвящается
С утра в день его рождения – 15 января – на Арском кладбище, у памятника Назибу Жиганову работы Михаила Аникушина, по традиции собрались родные и друзья композитора, в том числе сыновья Рустэм и Иван Жигановы с женами, приехавшие из Москвы, сын Светланы Назибовны Жигановой – Алексей Егоров, коллеги, просто почитатели таланта Назиба Гаязовича, те, кто ценит его огромный вклад в развитие музыкальной культуры нашей республики.
Сыновья прибыли с опозданием, поскольку с утра посетили консерваторию. Они не сдержали восхищения тем, как изменилось здание после капитального ремонта. По их мнению, это лучший подарок Назибу Гаязовичу в день его столетия.
Поминальный митинг вел ректор консерватории Рубин Абдуллин. Слово о юбиляре тепло сказала вице-премьер – министр культуры Зиля Валеева, которая отметила большие заслуги Назиба Гаязовича перед республикой. Председатель правления Союза композиторов РТ Рашид Калимуллин сообщил, что в программу концертов в честь юбилея творческого союза обязательно включались сочинения его первого председателя. Генеральный директор Национального музея РТ Гульчачак Назипова отметила большую роль в сохранении памяти Жиганова музея-квартиры, созданного его женой Ниной Ильиничной. Несколько слов сказал композитор Леонид Любовский, который ознаменовал юбилей своего учителя завершением работы над балетом «Легенда о желтом аисте».
Президент фонда «Международные созвездия Назиба Жиганова» Светлана Тенишева – гостья из Уральска, сообщила о юбилейных мероприятиях на родине композитора.
В 13 часов в Государственном Большом концертном зале имени С. Сайдашева началось торжественное заседание Ученого совета Казанской консерватории. Это было не совсем обычное заседание. Во-первых, в зале были не только педагоги и студенты консерватории, но и представители широкой общественности, учащиеся музыкальных учебных заведений. Во-вторых, на сцене уже сидел Государственный симфонический оркестр РТ. Заседание открыл ректор консерватории Рубин Абдуллин. К собравшимся обратилась вице-премьер – министр культуры РТ Зиля Валеева, которая зачитала обращение к жителям республики Президента Рустама Минниханова.
«Первооткрыватель во многих жанрах классической музыки, Назиб Жиганов оставил богатейшее наследие – восемь опер, в том числе – ставшие национальной классикой «Джалиль» и «Алтынчеч» («Золотоволосая»), три балета, семнадцать симфоний, большое количество произведений симфонических и камерных жанров.
Высочайший профессионализм, богатство и красота музыкальной и образной палитры обеспечили широкое признание его сочинений далеко за пределами Татарстана. А симфоническая поэма «Кырлай», Сюита на татарские темы, симфония «Сабантуй» и другие произведения Назиба Жиганова способствовали признанию татарской симфонической музыки как значительного самобытного явления российской музыкальной культуры. Это был художник, находившийся в постоянном движении к новому, к духовному совершенству.
Творческое горение, присущее личности Назиба Жиганова, распространялось и на его многогранную государственную, общественную и педагогическую деятельность», – это цитата из этого обращения (полный текст смотрите ниже).
Зиля Валеева начала свое выступление со слов профессора Московской и Казанской консерваторий, народного артиста России, Татарстана и Казахстана, многие годы возглавлявшего Государственный симфонический оркестр РТ Фуата Мансурова: «Я рассматриваю фигуру Назиба Гаязовича Жиганова как личность номер 1 в татарской музыке. … Есть композиторы, которые пишут одну оперу, одну симфонию – и остаются в истории. А послужной список Жиганова настолько велик, что хватило бы на несколько жизней. Его можно назвать революционером в татарской культуре, пионером и новатором татарской музыки».
В гостевой ложе сыновья Назиба Жиганова - Рустэм и Иван с супругами
«Наши достижения часто бывают результатом очень простых, но важных практических дел», – напомнила министр слова Назиба Жиганова из его статьи для журнала «Советская музыка». В юбилейные дни об этих «простых» делах Назиба Жиганова говорили много. Министр культуры напомнила собравшимся некоторые факты из жизни республики, которые напрямую связаны с именем Жиганова, а также о программе мероприятий в честь столетнего юбилея выдающегося сына татарского народа.
Потом была музыка – оркестр под управлением заслуженного артиста России Александр Сладковского исполнил Вторую симфонию Назиба Жиганова «Сабантуй», сочинение, за которое композитор в 1970 году получил Государственную премию СССР.
Это сочинение композитор вынашивал десять. «Поначалу его смущало общепринятое толкование: Сабантуй – это всегда праздник. Но тогда художественное воплощение идеи Сабантуя тянет, в лучшем случае, на праздничную увертюру. Потом решил, если Сабантуй есть своеобразный символ народного праздника, единства национального самосознания, то разве это единство не достигается порой ценою горя?
Так постепенно замысел «Сабантуя» драматургически выстраивался до четырехчастного цикла», – это цитата из статьи музыковеда Галины Касаткиной о премьере симфонии. Сам композитор подчеркивал, что содержание симфонии объемно и многосторонне, выходит за рамки праздника. Праздничные сцены, вызывая живой эмоциональный отклик, дают толчок фантазии, становились источником последующих обобщений, вызывали порой неожиданные ассоциации, которые, в свою очередь, определяли дальнейшее течение мысли, – так пояснял Назиб Гаязович свой замысел в беседе с Семеном Гурарием. «Сабантуй» не раз исполнялся нашим симфоническим оркестром – в интерпретации Натана Рахлина, Фуата Мансурова и других дирижеров.
Для Александра Сладковского это было скорее всего первое обращение к творчеству Жиганова. Как говорили мне специалисты, дирижер прочитал в сочинении прежде всего его праздничную составляющую, однако в день рождения композитора такое толкование было воспринято как уместное.
15 января было объявлено о Международном конкурсе композиторов имени Н.Г.Жиганова, организаторами которого выступили Министерство культуры Республики Татарстан и Казанская государственная консерватория (академия) имени Н.Г. Жиганова. Принять в нем участие приглашены профессиональные композиторы, которые пишут музыку для симфонического оркестра.
«Сочинение должно отличаться национальной самобытностью, быть ярким, концертным и содержащим творческий, инновационный подход в применении современных средств музыкального языка», – таково одно из условий конкурса, итоги которого планируется подвести в апреле. Руководство республики выделило значительную сумму на поощрение победителей конкурса.
"Я пою, чтобы мир был светел..."
16 января в Государственном Большом концертном зале имени С. Сайдашева прошел литературно-музыкальный моноспектакль «Я пою, чтобы мир был светел…», который представил богатейшее эпистолярное наследие мемориального музея-квартиры Назиба Жиганова – письма композитора и к нему. Со сцены прозвучали фрагменты воспоминаний брата Назиба Гаязовича – Джаляля Садрижиганова, учителя композитора по Московской консерватории Генриха Литинского. Автором сценария выступила Лидия Яковлева, заведующая музеем Жиганова.
Программу представляли заслуженная артистка РТ, научный сотрудник музея Лилия Аппакова и народный артист РТ, актер Казанского академического Большого драматического театра имени В.И. Качалова Михаил Меркушин.
На сцене Лилия Аппакова и Николай Меркушин
Интересно, что на столе, за которым сидел актер, читающий письма и воспоминания, была красная настольная лампа. Та самая, которая освещала рабочий стол в домашнем кабинете Назиба Гаязовича. Во время концерта на двух лазерных экранах демонстрировались фотоснимки и документы, связанные с темой концерта. Видеоряд составят более 50-ти фотографий из фонда музея. В подготовке медиасоставляющей концертной программы принимал участие внук Жиганова Алексей Егоров.
Концерт начался строками из стихотворения известного татарского поэта Равиля Файзуллина «Белый парус», посвященного Назибу Гаязовичу:
В дни, когда настигло черное сиротство,
в колыбельке светлой жизнь мою глуша,
спас меня луч света, посланный оттуда,
где звездою стала матушки душа.
В концерте приняли участие студенты и недавние выпускники Казанской консерватории, учащиеся других музыкальных учебных заведений Казани, капелла мальчиков Верхнеуслонского района под руководством Владимира Ульянова.
Из «взрослых» выступили народный артист РТ Рубин Абдуллин (благодаря Назибу Жиганову он стал известным органистом), заслуженный артист РТ пианист Марат Сиразетдинов (один из самых ярких исполнителей жигановской музыки), народный артист РТ Рустам Маликов (сегодня в Татарстане нет Джалиля лучше него). Прозвучала фортепьянная музыка, романсы, арии из опер Назиба Жиганова.
Причем содержание писем и воспоминаний впрямую сочеталось с музыкальным сочинением, которое звучало в этот момент. Например, сообщение о начале творческой деятельности, которое сам композитор связывал с учебой на втором курсе Восточного техникума искусств (ныне музыкальное училище) иллюстрировал вальс, исполненный вокальным квартетом музыкальной школы №20 (руководитель З. Гайсина), письмо Назиба Гаязовича дочери Светлане о завершении работы над балетом «Нжери» сопровождало адажио из этого сочинения в исполнении заслуженного артиста РТ Андрея Каминского (переложение для виолончели).
Нельзя не заметить, что некоторые из молодых исполнителей были «внуками» Жиганова, поскольку их учителя считают себя его учениками. Так, певец Филюс Кагиров, исполнивший арию Джика из оперы «Алтынчач», учится у З. Сунгатуллиной и А. Заппаровой.
Вырученные от концерта средства будут перечислены в фонд музея-квартиры Назиба Жиганова.
***
Юбилейные события в честь Назиба Жиганова будут проходить в республике в течение всего 2011 года. Особенно плотной юбилейная программа оказалась в Елабуге.
Управление культуры Елабужского муниципального района провело в январе и феврале цикл мероприятий к 100-летию Назиба Жиганова.В январе в библиотеках города был организован цикл книжных выставок и обзоров для широкого круга читателей «Җырлы мирас. Музыкальное наследие».
14 января в городском Дворце культуры прошел вечер песен и романсов, посвященный 100-летию со дня рождения Н.Жиганова.
15 января в Центральной библиотеке состоялся музыкальный вечер «Любимые мотивы родного края. Туган як моңнары» с участием студентов Елабужского училища культуры и искусств и старшеклассников общеобразовательных школ. Детская музыкальная школа №2, актовый зал в этот день пригласила в «Музыкальную гостиную» творческую интеллигенцию города. Это был совместный творческий проект с детской художественной школой №1 им. И. Шишкина.
17 и 18 января в выставочном зале школы имени Шишкина были показаны работы, представленные на конкурс творческих работ «В мире музыки».
20 января состоялся концерт учащихся детской музыкальной школы №1 имени Э.Бакирова. Внесли свой вклад в юбилейные торжества архивисты республики. На сайтах двух республиканских архивов появились документы, связанные с жизнью и творчеством Жиганова.
Фото Владимира Зотова
Обращение Президента Республики Татарстан
Р.Н. Минниханова в связи со 100-летием со дня рождения композитора Назиба Жиганова
Уважаемые татарстанцы!
В нынешнем году мы отмечаем сто лет со дня рождения выдающегося татарского композитора, музыкального и общественного деятеля Назиба Гаязовича Жиганова. Он по праву входит в великую плеяду славных сынов нашего народа, чьё творчество ознаменовало новый этап в развитии татарской национальной музыкальной культуры.
Создавая шаг за шагом основу современного татарского музыкального искусства, Назиб Жиганов соединял на принципиально новом смысловом уровне высокую профессиональную культуру и достижения народного творчества. Деятельность Назиба Жиганова настолько велика и многообразна, что позволяет говорить о нём как об одной из крупнейших фигур музыкальной культуры XX столетия не только Татарстана, но и России в целом.
Первооткрыватель во многих жанрах классической музыки, Назиб Жиганов оставил богатейшее наследие - восемь опер, в том числе - ставшие национальной классикой «Джалиль» и «Алтынчеч» («Златовласка»), три балета, семнадцать симфоний, большое количество произведений симфонических и камерных жанров. Высочайший профессионализм, богатство и красота музыкальной и образной палитры обеспечили широкое признание его сочинений далеко за пределами Татарстана. А симфоническая поэма «Кырлай», Сюита на татарские темы, симфония «Сабантуй» и другие произведения Назиба Жиганова способствовали признанию татарской симфонической музыки как значительного самобытного явления российской музыкальной культуры.
Это был художник, находившийся в постоянном движении к новому, к духовному совершенству. Творческое горение, присущее личности Назиба Жиганова, распространялось и на его многогранную государственную, общественную и педагогическую деятельность. Он стал инициатором создания Казанской государственной консерватории и более сорока лет, до последних своих дней, являлся её ректором. Первой симфонией композитора открылась Татарская государственная филармония, оперой «Качкын» («Беглец») - Татарский театр оперы и балета.
С именем Назиба Жиганова неразрывно связаны создание средней специальной музыкальной школы для одарённых детей при консерватории, появление в Казани симфонического оркестра и другие значительные свершения в истории музыкальной культуры Татарстана. Почти четыре десятилетия Назиб Гаязович возглавлял Союз композиторов республики, более четверти века был секретарём Союза композиторов СССР, членом правления Союза композиторов России.
Назиб Жиганов является одним из ярких примеров беззаветного служения своему народу, которому он посвятил всего себя без остатка. Родина высоко оценила заслуги композитора: он удостоился званий Героя Социалистического Труда, Народного артиста СССР, лауреата Государственной премии имени Габдуллы Тукая, трёх Государственных премий СССР и многих других наград. Сегодня столица Татарстана - тысячелетняя Казань - известный оперный и филармонический город, где есть все учебные заведения, необходимые для получения полного музыкального образования. И огромная заслуга в этом, безусловно, принадлежит Назибу Жиганову и его единомышленникам.
Убеждён, что лучшим признанием великих достижений композитора является сохранение и преумножение этих славных традиций. Пусть же в день рождения Назиба Жиганова в сердце каждого татарстанца и по всей нашей республике звучит его бессмертная музыка, дающая нам духовные силы, помогающая жить и трудиться!
Президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов
15 января 2011 г.