Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Шаляпинский фестиваль-2012: опера «Борис Годунов»
- 13 февраля 2012 года
13 февраля 2012 года в программе Шаляпинского фестиваля была опера Модеста Мусоргского "Борис Годунов". Благодаря пресс-службе театра имени Джалиля нам удалось узнать подробности фестивального спектакля.
Наш корреспондент Гузель Зарипова, студентка Института социальных технологий КНИТУ-КАИ, рассказывает об истории этой оперы. Публикуем краткие интервью с певцами, занятыми в спектакле, показанном 13 февраля.
Спектакль "Борис Годунов" 2012 года - ключевое событие Шаляпинского фестиваля, примечательное по нескольким причинам.
Во-первых, Шаляпинский фестиваль ангажировал для спектакля лучших мировых исполнителей. Список приглашенных возглавит один из лучших интерпретаторов партии Бориса наших дней, обладатель премий Грэмми Рене Папе. Рене Папе приступил к репетициям 10 февраля, и, как признались те, кто на них присутствовал, талант гостя производит неизгладимое впечатление.
«Рене блестяще владеет певческим русским языком. Это великолепный певец и актер, – рассказал главный дирижер театра Ренат Салаватов. – Кроме того, он удивительно приятный собеседник и интеллигентный человек».
Напомним, Рене Папе, которого критики называют одним из ведущих басов нового поколения, является постоянным солистом Метрополитен Опера и Берлинской государственной оперы. Сорокасемилетний певец пел во всех ведущих театрах Европы, США и Японии. В Казани выдающийся бас выступит впервые.
Партию Ксении Годуновой будет петь солистка оперной труппы Большого театра - Венера Гимадиева, а партию царского сына Федора исполнит певец, обладающий редчайшим оперным голосом - контртенор Антон Крутько.
Также среди гостей-участников фестиваля народный артист России Алексей Стеблянко (Шуйский), солистка Большого театра Ирина Макарова (Марина), солисты Национальной оперы Украины им. Т.Шевченко Сергей Ковнир и Дмитрий Кузьмин (Пимен и Самозванец), солист Метрополитен Опера Михаил Светлов-Крутиков (Варлаам) и другие.
Во-вторых, публике будет представлена не совсем обычная постановка произведения Мусоргского, а совмещенная версия двух редакций оперы (Н.Римского-Корсакова и П.Ламма).
Уникальный спектакль в таком формате пройдет лишь один раз. По сути, в рамках фестиваля состоится премьера хорошо знакомого шедевра.
История создания оперы
Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина «Борис Годунов» в 1825 году Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор Николай Васильевич Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы.
«Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей, – писал он. – Это моя задача. Я попытался решить ее в опере».
Работа, начатая в октябре 1868 года, протекала с огромным творческим подъемом. Через полтора месяца уже был готов первый акт. Композитор сам писал либретто оперы, привлекая материалы «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина и другие исторические документы.
По мере сочинения отдельные сцены исполнялись в кружке «кучкистов», собиравшихся то у Александра Сергеевича Даргомыжского, то у сестры Глинки Людмилы Ивановны Шестаковой.
«Радость, восхищение, любование были всеобщими», – вспоминал Владимир Васильевич Стасов.
В конце 1869 года опера «Борис Годунов» была завершена и представлена театральному комитету. Но его члены, обескураженные идейно-художественной новизной оперы, отвергли произведение под предлогом отсутствия выигрышной женской роли. Композитор внес ряд изменений, добавил польский акт и сцену под Кромами.
Однако вторая редакция «Бориса», законченная весной 1872 года, также не была принята дирекцией императорских театров. «Борис» был поставлен лишь благодаря энергичной поддержке передовых артистических сил, в частности певицы Юлии Фёдоровны Платоновой, избравшей оперу для своего бенефиса.
Премьера состоялась 27 января (8 февраля) 1874 года в Мариинском театре. Демократическая публика встретила «Бориса» восторженно. Реакционная же критика и дворянско-помещичье общество отнеслись к опере резко отрицательно.
Вскоре оперу стали давать с произвольными сокращениями, а в 1882 году вообще сняли с репертуара.
«Ходили слухи, – писал по этому поводу Николай Андреевич Римский-Корсаков, – что опера не нравится царской фамилии; болтали, что сюжет ее неприятен цензуре».
Несмотря на отдельные возобновления «Бориса», его подлинное открытие и международное признание пришли после 1896 года, а в особенности в 1908 году, после парижского спектакля, в котором пел Фёдор Шаляпин. Это была опера, отредактированная Римским-Корсаковым.
Шаляпин в опере «Борис Годунов»
Федор Шаляпин создал непревзойденный по силе и жизненной правде образ Бориса Годунова. С потрясающей правдивостью и силой раскрывал он мучительный душевный разлад и угрызения совести, испытываемые главным героем.
Это трагедийный образ, очень богатый, сложный, противоречивый по своему внутреннему содержанию. В такой интерпретации Борис – человек умный, огромного честолюбия, достигший «высшей власти», но... достигший ее путем злодеяния – убийства законного наследника престола царевича Дмитрия.
Роль Бориса трудна. И для исполнения этой партии требуется не только превосходный певец, но и первоклассное мастерство драматического актера. Шаляпин справлялся с многообразием стоящих перед ним задач в совершенстве. Все, кто видел и слышал Шаляпина в «Борисе Годунове», были словно зачарованы.
«В «Борисе Годунове» Мусоргским с потрясающей силой нарисован своеобразный представитель этой бродяжной России – Варлаам. На русской сцене я не видел ни одного удовлетворительного Варлаама, и сам я не в совершенстве воплощал этот образ, но настроение персонажа я чувствую сильно и объяснить его я могу. Мусоргский с несравненным искусством и густотой передал бездонную тоску этого бродяги – не то монаха-расстриги, не то просто какого-то бывшего церковного служителя. Тоска в Варлааме такая, что хоть удавись, а если удавиться не хочется, то надо смеяться, выдумать что-нибудь этакое разгульно-пьяное, будто бы смешное. Удивительно изображен Мусоргским горький юмор Варлаама, – юмор, в котором чувствуется глубокая драма»,
– писал Шаляпин в своей книге «Маска и душа». Он выступал и в роли Варлаама.
«Борис Годунов» в России
В России опера «Борис Годунов» впервые была показана 5 февраля 1873 года – в Мариинском театре Санкт-Петербурга были поставлены три сцены. Полностью опера была представлена также в Мариинском театре 27 января 1874 года.
Партию Бориса исполнял Иван Александрович Мельников, известный русский оперный певец (лирико-драматический баритон). В этой партии в разные годы блистали: баритон Богомир Богомирович Корсов; бас-баритон Михаил Васильевич Луначарский; Марк Осипович Рейзен, солист Большого театра СССР, народный артист СССР с 1937 года, лауреат трёх Сталинских премий первой степени; Александр Степанович Пирогов, народный артист СССР с 1937 года, лауреат двух Сталинских премий первой степени; Борис Тимофеевич Штоколов, советский и российский оперный певец, народный артист СССР с 1966 года, лауреат Государственной премии СССР.
Лучшим интерпретатором этого образа до сих пор считается Федор Иванович Шаляпин (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, театра «Метрополитен Опера», первый народный артист Российской Республики, в 1918-1921 годах – художественный руководитель Мариинского театра.
«Борис Годунов» на казанской сцене
На казанской сцене опера «Борис Годунов» была представлена впервые в 1899 году. Это было время антрепризы Михаила Матвеевича Бородая.
Опера шла со значительными купюрами, в урезанном виде и заканчивалась смертью Бориса. Сцена под Кромами целиком была изъята.
Цензура и губернское начальство зорко следили за постановками «Бориса». Н. Боголюбов вспоминает эпизод, который относится примерно к 1910 году:
«Генерал-губернатор <...> сухой официально обратился ко мне: Как же вы, любезнейший, позволяете, чтобы на оперной сцене творилось подобное безобразие: разнузданное мужичье и разная голь оскорбляют царского наместника, вешают христианских богослужителей и, наконец, словно стадо тупых скотов, именуют бродягу и вора самозванца – царем и бегут за ним?! Разве это может совершаться в оперном театре? <...> Эту безобразную сцену уберите!»
(Цитируем по книге Георгия Кантора «Музыкальный театр в Казани XIX – начала XX века (1997 г.).
Несмотря на купюры, казанская пресса высоко оценила усилия певцов и дирижера И. Палицына. Федор Шаляпин видел в роли Бориса Годунова баритона А.Н. Круглова, артиста большого сценического и певческого дарования (артист умер и похоронен в Казани). Опера редко появлялась на казанской сцене, и каждый спектакль сопровождался критическими рецензиями.
Судьба оперы круто изменилась после Октябрьской революции. Ее содержание было созвучно настроениям того времени. Позднее опера привлекала прежде всего своими музыкальными достоинствами, однако ее практически в Казани не знали. Основное внимание театр тогда уделял национальным постановкам.
На памяти современных театралов Казани постановка «Бориса Годунова» в театре имени Мусы Джалиля возобновлялась в 1963 году. Вот что пишет об этом спектакле Георгий Кантор:
«Безусловно одним из лучших спектаклей явился «Борис Годунов» (И. Шерман – Е. Кушаков, 1963). Это была принципиальная в некотором смысле постановка. В основу была положена первая редакция оперы, кончавшаяся смертью Бориса. Таких редакций оперные театры в те годы не осуществляли. Музыкальная часть постановки отличалась высоким уровнем, отлично звучал оркестр, был найден хороший темпо-ритм, все вокальные партии были тщательно отделаны.
Концепционно в центре оперы стоял не народ, а Борис. Очень убедителен был в этой партии М. Пантюшин (мне кажется, это одна из его лучших ролей), раскрывший в своем герое не царственно-величавую фигуру, не предопределенного богом самодержца, а раздираемую противоречиями мятущуюся фигуру. Имея перед собой незабываемый шаляпинский образ, Пантюшин не мог, да и не хотел уйти от него. Его Борис был трагическим страдальцем.
Самозванец явился одной из лучших ролей А. Аббасова в длинной галерее его оперных партий. В нем было нечто одержимое, демоническое, он был во власти своей маниакальной идеи, его поступки были проникнуты неукротимой волей. Пожалуй, Аббасов-актер побеждал Аббасова-певца, которому не хватало истинной крепости, вокальной наполненности (через два десятилетия Аббасов с успехом споет в новой постановке «Бориса» партию Шуйского).
Режиссер Е. Кушаков строил спектакль как острый конфликт, педалируя то, чего, может быть, не было ни у Мусоргского, ни у Пушкина. Главный конфликт понимался им как противопоставление законности и незаконности власти, а не как противопоставление Царя и Народа. Отсюда – народ радостно приветствует Самозванца как законного царя, который являлся в царском облачении.
Сделав Самозванца русским царем, режиссер вынужден был пойти на малопонятную переакцентировку образа Юродивого. В сцене под Кромами вместо Юродивого являлся некий мудрый благообразный Старец (образ Руси?).
Склонный к статуарному решению спектаклей, Кушаков остался верен этому принципу. На сцене была единая декорационная установка, придававшая спектаклю монументальность. Спектакль в то же время «дышал» (художник П. Золочевский), декорации были просты и скупо-граничны.
Чрезвычайно выразительна была А. Мурко – Хозяйка корчмы, а вся сцена в корчме (Варламм – В. Жарков, Мисаил – Г. Шаймарданов) была замечательным вокально-сценическим ансамблем».
Мы нашли также упоминание о постановке 1980 года, однако в книге Георгия Кантора «Казань – музыка – ХХ век» (2007), на которую мы уже ссылались, об этом спектакле не сказано ни одного слова.
«Борис Годунов» звучал практически на каждом Шаляпинском фестивале, начиная с 1982 года. Исключение составляют только фестивали 1990, 1991, 1992 и 1993 годов. В роли царя Бориса в разные годы выступали Карлис Миесниекс, Николай Шопша, Михаил Кит, Владимир Ванеев, Анатолий Кочерга, Михаил Светлов-Крутиков, Владимир Огновенко. Эта роль – важное событие в оперной карьере казанских певцов Юрия Борисенко и Михаила Казакова.
Шаляпинский фестиваль 1985 года. Борис Годунов - Юрий Борисенко
Сегодня опера идет в версии 2005 года, которая была поставлена дирижером и музыкальным руководителем Ренатом Салаватовым и режиссёром Михаилом Панджавидзе. Проект художественного оформления спектакля выполнен по эскизам Федора Федоровского художником Виктором Немковым. Художник по костюмам –Людмила Волкова.
Действующие лица и исполнители
Наш гость из Германии Рене ПАПЕ исполнил в «Борисе Годунове» заглавную партию.
«По строгому «шаляпинскому счету» он стал достойным преемником традиции певца-актера, необходимого оперному театру как воздух: настолько пугающе правдоподобно в каждой интонации он сумел показать духовную катастрофу, ад, творившийся в душе русского царя», – написала «Российская газета».
Немецкий певец ответил на несколько вопросов Гузели Зариповой.
Рене Папе. Лауреат двух премий «Грэмми», обладатель звания «Певец 2002 года» по рейтингу журнала «Музыкальная Америка». Один из ведущих басов нового поколения. Музыкальное образование получил в Дрездене. В 1988 году, еще будучи студентом, дебютировал в Берлинской государственной опере, членом труппы которой продолжает оставаться по сей день. В этом театре сыграл все основные роли своего репертуара, в том числе Бориса Годунова.
Певец выступал во всех ведущих оперных театрах стран Европы, Японии и Соединенных Штатов Америки, принимал участие в фестивале «Звезды белых ночей» (Санкт-Петербург). Является приглашенным солистом театра Метрополитен-опера, который заключил с ним договор до сезона 2012-2013 года. Выступал со многими известными симфоническими оркестрами.
Чувствуя себя в равной мере органично и на концертных площадках, Рене Папе пел в лучших концертных залах Токио, Мадрида, Лондона, Флоренции, Рима, Нью-Йорка, Чикаго, Парижа, Филадельфии и многих других городов. Сотрудничает со многими звукозаписывающими компаниями, среди которых BMG, EMI, DGG и TELDEC. В августе 2008 года компания Deutsche Grammophon выпустила первый сольный диск Рене Папе под названием «Боги, короли и демоны».
– Здравствуйте, Рене! Очень рады видеть вас в нашем городе. Как вам Казань?
– Здравствуйте! Казань очень красивый город, но здесь холодно. Завтра я собираюсь посмотреть Кремль. Мне понравилось у вас. Я приеду еще.
– Вы исполняете партию Бориса. Как вам эта роль?
– Она требует времени, терпения, голоса. Но она фантастичная. Мне очень нравится эта роль.
– Я читала, что вы любите русскую литературу. Чему отдаете предпочтение?
– Да, я люблю русскую литературу, читаю переводы произведений Пушкина и Достоевского.
– Вы оперный певец мирового уровня. Какая черта характера способствует успешности карьеры?
– Не нужно щадить себя.
***
Михаила СВЕТЛАКОВА-КРУТИКОВА казанские меломаны увидели в роли Варлаама.
Михаил Светлаков-Крутиков. Окончил Московскую государственную консерваторию им.П.Чайковского (класс народного артиста РФ Е. Нестеренко). После победы на Международном конкурсе вокалистов им. Виотти (Италия) был приглашен солистом оперной труппы Большого театра России. Выступал на сценах многих известных театров мира: Metropolitan Opera, Teatro Alia Scala, New York City Opera; Deutsche Oper Berlin и других, с такими известными оркестрами, как Лондонский симфонический, Берлинский филармонический, Государственный симфонический оркестр России в сотрудничестве с И.Менухиным, М.Ростроповичем, К.Аббадо, В.Ашкенази, А.Ведерниковым и другими музыкантами. Участвовал в Уэксфордском, Зальцбургском, Эдинбургском фестивалях, фестивале в Брегенце и других. Был номинирован на получение премии Grammy за участие в записи оперы «История солдата» И.Стравинского. Обладатель премии Telcrama (Франция) за записи мировой премьеры оперы С. Рахманинова «Скупой рыцарь» и оперы В.Серова «Юдифь» совместно с компанией «Le Chant du Monde». Имеет записи на CD: Шостакович, Симфония №14; Шостакович, «Игроки»; С. Прокофьев, «Обручение в монастыре». В репертуаре партии: Захария («Набукко»), Атилла, Феррандо («Трубадур»), Рамфис («Аида»), Дон Базилио («Севильский цирюльник»), Дон Жуан, Галицкий, Князь Игорь, Кончак («Князь Игорь») и другие. Живет и работает в США.
– Вы исполняете партию Варлаама. Как вам эта роль?
– Роль Варлаама очень выпуклая. Недаром Шаляпин очень любил роли Бориса и Варлаама, тем самым подчеркивая равновеликость этих образов. Он исполнял обе эти роли. Мне очень почетно в день рождения великого певца исполнять роль Варлаама в городе, где родился Федор Иванович Шаляпин.
– Что вы еще поете в спектаклях из программы Шаляпинского фестиваля?
– Уже несколько раз выступал в роли Бориса Годунова. Буквально на днях исполнял партию Дона Базилио в опере «Севильский цирюльник». Пел в опере «Князь Игорь». Могу сказать, что я не новичок на этом фестивале, имею возможность приезжать сюда. И я счастлив, что у меня есть возможность участвовать в юбилейном фестивале. В опере «Борис Годунов» все роли очень выпуклые, и, чтобы их исполнить, нужно войти в этот образ. Это глубокая драма, а в драме нет маленьких ролей, есть маленькие артисты. Я очень бережно отношусь к каждой из ролей. Это великое произведение, как драма Пушкина, так и опера Мусоргского.
– Какие партии из тех, что вы исполнили, являются для вас любимыми?
– Борис Годунов, Варлаам, Мефистофель в опере «Фауст».
– Какая черта характера, на ваш взгляд, способствует успешности карьеры оперного певца?
– Я думаю что, наверное, целеустремленность и настойчивость.
***
В роли наследника престола, царевича Феодора впервые на Шаляпинском фестивале выступил обладатель редкого голоса (контртенор) Артём КРУТЬКО.
С молодым певцом побеседовал Артур Гаврилов.
Артём Крутько. Окончил Челябинскую государственную академию культуры и искусств в 2007 году (класс доцента кафедры вокального искусства Людмилы Боровик). В августе 2005 года был принят стажёром в Челябинский театр оперы и балета имени Глинки. Менее чем через год стал полноправным членом оперной труппы. На сцене Челябинского театра исполнил партии Керубино в «Свадьбе Фигаро» В.А.Моцарта, Миловзора в «Пиковой даме» П.И.Чайковского, князя Орловского в оперетте И.Штрауса «Летучая мышь», Леля в опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» и Принца в музыкальной сказке А.Э.Спадавеккиа «Золушка».
Ведет активную концертную деятельность, выступая с органистами и оркестрами под руководством таких дирижёров, как В.Гергиев, П.Смелков, А.Гришанин, Р.Калошин, С. Ферулёв, А.Максутов, А.Шароев, Ф.Мастранджело, А.Абдурахманов, В.Белинский, В.Бокман, М.Сннькевич и Э.Грач. Гастролировал в Германии, Италии и Голландии. С 2008 года является приглашенным солистом Мариинского театра. Лауреат международных конкурсов. В репертуаре произведения Баха, Вивальди, Глюка, Генделя, Моцарта, Перголези, Штрауса, Чайковского, Римского-Корсакова, Свиридова и других композиторов.
– Артем, каковы ваши впечатления о Казани и Шаляпинском фестивале?
– Самые положительные. В Казани я в первый раз. Уже давно мечтал попасть в этот город и побывать в Татарском оперном театре! Для меня это честь. О фестивале я наслышан: и о том, какие здесь проходят постановки, какие сюда приезжают знаменитости. То, что меня пригласили, мне очень польстило! Кстати, в «Борисе Годунове» я в первый раз исполню Феодора в сценической постановке. До этого пел в Мариинском театре в концертной версии.
– Есть ли у вас любимые спектакли?
– Естественно, под мой голос подходит барочная музыка – Гендель, Вивальди. Также мне нравится петь Леля, Ратмира.
– Как вы развивали свой голос?
– В музыкальной школе пел в хоре.В 12 лет у меня произошла ломка голоса: я стал более грубо говорить, но у меня сохранилась возможность петь в дискантовом ключе, фальцетом. Я жил в небольшом городке Славянск-на-Кубани (Ставропольский край), педагоги мне говорили, что у меня тенор-альтино-ультра-лирический, ультра-высокий теноровый голос. Когда поехал поступать в Академию культуры города Челябинска, меня прослушали и сказали, что у меня контртенор. Только тогда я узнал, как называется мой голос, стал доставать какие-то записи, слушать других контртеноров. Узнал, что они пользуются достаточно хорошим спросом. В России очень сложно найти хорошего педагога, чтобы он смог воспитать певца-контртенора, не испортив при этом голос. К счастью, мне повезло: я попал в класс Людмилы Григорьевны Боровик, замечательного преподавателя...
– Много ли вам поступает предложений о работе?
– Предложений много, но поступать они начали относительно недавно. Был период, когда я ставил голос, ездил по конкурсам, «копил» репертуар. Набрался опыта, выступая на театральной сцене. Сейчас я солист Челябинского театра оперы и балета и приглашенный солист Мариинского театра – пою там Оберона в опере «Сон в летнюю ночь» Бриттена. Постановка новая, и она довольно успешно проходит, постоянно собирая аншлаги...
***
В роли князя Шуйского в опере «Борис Годунов» зрители увидели народного артиста России, солиста Мариинского театра Алексея СТЕБЛЯНКО. Певец дал интервью Елене Остроумовой и Гузели Зариповой.
Алексей Стеблянко. Народный артист РСФСР. Лауреат всесоюзного конкурса. Окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова. С 1976 года в труппе Государственного академического театра оперы и балета им. СМ. Кирова (сейчас - Мариинский театр). В репертуаре: Князь Василий Голицын («Хованщина»), Ленский («Евгений Онегин»), Княжич Всеволод («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»), Измаил («Набукко»), Радамес («Аида»), Дон Альваро («Сила судьбы»), Отелло («Отелло»), Дон Хозе («Кармен»), Самсон («Самсон и Далила»), Лоэнгрин («Лоэнгрин»), Калаф («Турандот»). В 1991 году был приглашен в Германию, где сотрудничал с Баварской государственной оперой (Мюнхен), исполняя партии Григория («Борис Годунов»), Канио («Паяцы») и Флорестана («Фиделио»). Выступал на оперных сценах Бонна, Ессена, Брюсселя, Амстердама, Кельна, Штутгарта. Дебютировал в Карлсруэ в партии Германа в знаменитой «Пиковой даме» Любимова. Позже участвовал в концертных исполнениях «Пиковой дамы» в Концертгебау (Амстердам), дирижер Валерий Гергиев. В театре Ла Скала дебютировал в партии Энея («Троянцы»), а его дебютной партией в Королевском оперном театре Ковент-Гарден стал Ясон в «Медее». На этих сценах исполнил также главные партии в операх «Трубадур», «Борис Годунов» и «Князь Игорь». Исполнил партию Пьера Безухова в опере «Война и мир», поставленной Мариинским театром совместно с Метрополитен-оперой. Имеет записи на радио и CD.
– Как вам роль Шуйского? –
Гениально, фантастично! Пою ее второй раз.
– Какую партию вы мечтаете исполнить?
– Отелло. Тенор всегда мечтает спеть Отелло.
– Кто ваш любимый классический композитор?
– Вагнер, Чайковский, Мусоргский.
– Какую литературу вы читаете?
– Последнее время с удовольствием читаю Булгакова. Обожаю Чехова.
– Какую музыку слушаете в свободное время?
– Я люблю концерты «Live» с хорошими исполнителями. Иногда слушаю симфоническую музыку.
– Алексей Алексеевич, вам нравится наш театр, город?
– Города пока не видел, а театр замечательный! Хожу и любуюсь: просторный, чистый, уютный. Люди относятся доброжелательно. Самые лучшие впечатления! Да и сам фестиваль ко многому обязывает. Я обожаю Шаляпина, знаю его место в истории оперы...
– Как вы готовитесь к выходу на сцену?
– Самое главное – это психологическая настройка: «войти» в тот образ и то состояние, которое ты должен вынести на сцену. Певец должен воплотить на сцене то, что задумал композитор. Твои собственные переживания, нюансы никого не интересуют. Музыкальный образ – самое важное. Станиславский говорил: «На сцене надо быть», а Шаляпин ему противоречил: «Казаться»... Я верю Федору Ивановичу...
***
В спектакле «Борис Годунов» выступили два солиста Национальной оперы Украины: Сергей КОВНИР исполнил роль летописца Пимена, а Дмитрий КУЗЬМИН спел Самозванца Григория Отрепьева.
С киевскими гостями фестиваля пообщались Елена Остроумова и Гузель Зарипова.
Сергей Ковнир. Лауреат Всероссийского конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург» (Россия, 2003, I премия), Международного конкурса вокалистов им. Б. Гмыри (Киев, 2004, I премия и Золотая медаль), Международного конкурса оперных певцов Г.Вишневской (Москва, 2008 г., III премия) и др. Окончил Национальную музыкальную академию Украины им. П.И.Чайковского в 2006 году (класс нар. артистки СССР, проф. Е.С.Мирошниченко). С 2003 года – солист Национальной оперы Украины им.Т.Шевченко (Киев). Гастролировал в Японии, Португалии, Голландии и других странах. Участвовал в Зальцбургском фестивале в Австрии.
На протяжении нескольких лет сотрудничает с Татарским оперным театром. В репертуаре партии Собакина, Малюты Скуратова («Царская невеста» Н.Римского-Корсакова), Гремина («Евгений Онегин» П.Чайковского), Пимена («Борис Годунов» М.Мусоргского), Рамфиса, Царя Египта («Аида» Дж.Верди) и др.
– Сергей, сегодня, в день рождения Федора Шаляпина, вы исполните роль Пимена...
– Да-да. Я дебютировал в казанском театре именно в партии Пимена. Это было 8 декабря 2008 года.
– На нынешнем фестивале вы выступаете в пяти спектаклях. Не сложно?
– Нет. Я доволен тем, что мне дается...
– Расскажите, как вы пришли в оперный театр?
– Меня «благословил» Иосиф Кобзон. Мы встретились с ним на одном концерте, пели вместе «Вдоль по Питерской». Он спросил, какие у меня планы. Я ответил, что в июле буду прослушиваться в Киевский оперный театр, а он пожелал мне удачи. И меня взяли! Я попал в стажёрскую группу, начинал с маленьких партий, хотя был лауреатом многих конкурсов. Считаю, это правильно; развиваться нужно постепенно, от маленьких партий – к большим...
– Что вы считаете самым сложным в профессии?
– Самое сложное – это остаться человеком, самим собой. Особенно в театральной сфере...
– У вас есть жизненное правило?
– Я никогда не опаздываю.
– Как вы расслабляетесь?– А я не напрягаюсь! (смеется)
На вопросы отвечает Дмитрий Кузьмин, солист Национальной оперы Украины им. Т.Шевченко.
Дмитрий Кузьмин. Лауреат Международного конкурса им. Н. Лысенко (Киев, 2008, III премия). Окончил Национальную музыкальную академию им. Чайковского (Киев) в 2005 году (кл. проф. Г.Гаркуши). С 2003 года – солист Национальной оперы Украины им. Т.Шевченко. В репертуаре: Альфред («Травиата»), Фауст («Фауст»), Макдуф («Макбет»), Самозванец («Борис Годунов»), Ленский («Евгений Онегин»), Лыков («Царская невеста»), партия тенора в «Реквиеме» Верди, «Реквиеме» Моцарта, «Реквиеме» Шнитке, «Военном реквиеме» Бриттена и др. Гастролировал в Японии, Австрии, Швейцарии, Германии, Дании, Таиланде.
– Дмитрий, в премьерном спектакле нынешнего Шаляпинского фестиваля вы пели романтичного Ленского. Сегодня исполняете коварного Лжедмитрия. А сами вы какой по характеру?
– В зависимости от ситуации, но, скорее всего спокойный (смеётся).
– Говорят, артисты – люди чувствительные, их запросто можно вывести из себя, и спутники творческих людей должны во всем их поддерживать. Так ли это?
– Моя жена – прекрасная женщина. Она меня поддерживает и в жизни, и в работе. У неё есть музыкальное образование, она – мой первый критик в профессиональном плане. Жена не станет лукавить: если я выступил плохо – она так мне и скажет. Если хорошо, но я сам этого не заметил и сомневаюсь, она меня переубедит. Я верю ей.
– Вы слушаете другую музыку, кроме классики?
– Крайне редко. Даже радио в машине нет, я его убрал. Люблю иногда слушать Майкла Джексона, Челентано, Высоцкого, Цоя...
– Есть ли такая партия, которую вы мечтаете исполнить?
– Мечтать можно о многом, но петь нужно то, что подходит тебе по голосу. Я – лирический тенор и хотя обожаю драматические арии, но знаю, что никогда не спою их. Впрочем не буду загадывать, ведь голос меняется с каждым годом...
– В чем секрет вашего успеха?
– Успех – скользкое понятие. Важно уметь совмещать две несовместимые вещи – работу и творчество. Будем надеяться, что у меня это получается!
– Как вам роль Самозванца?
– Эта партия интересна тем, что в ней слито несколько образов. Самозванец – это добродушный человек, который жил в келье с монахами; потом в нем начинают проявляться подлость и обман; затем его любовь к Марине, где появляются совсем другие эмоции и чувства… И все это нужно передать, исполнить. И в плане вокала, и в плане игры, чтобы зритель не только слышал, о чем ты поешь, но и воспринимал роль с точки зрения пластики.
Я очень доволен. Это многогранная партия, где нужно перевоплощаться по ходу оперы. Очень интересно.
– Что бы вы еще исполнили из программы Шаляпинского фестиваля?
– Я с удовольствием принял участие в постановке Онегина. Это то, что я больше всего хотел исполнить на этом фестивале. Хотелось бы исполнить также партию Риголетто.