Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Шаляпинский фестиваль-2012: опера «Очарованный странник»
- 14 февраля 2012 года
Спектакль Мариинского театра «Очарованный странник» можно назвать коллективным гастролером в программе Шаляпинского фестиваля 2012 года.
В Казань приехали солисты, хор и оркестр знаменитого театра. Такого за 30 лет истории фестиваля еще не было. Казанцам повезло – они увидели необычный спектакль вслед за американцами и питерцами.
«Очарованный странник» – опера для концертной сцены в двух актах для трёх солистов, хора и оркестра, написанная в 2002 году композитором Родионом Щедриным на его собственное либретто, основанное на сюжете одноименной повести Николая Лескова.
Опера была создана по заказу американского дирижёра Лорина Маазеля и посвящена ему. 19 декабря 2002 года состоялось премьерное концертное исполнение оперы Нью-Йоркским филармоническим оркестром под руководством Лорина Маазеля в концертном зале "Эвери Фишер-холл" (Нью-Йорк).
10 июля 2007 года в концертном зале Мариинского театра опера «Очарованный странник» была впервые исполнена в России. Солисты, хор и оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева представили ее в концертном исполнении. Через год эти же исполнители осуществили сценическую постановку оперы, премьера которой состоялась в том же концертном зале 26 июня 2008 года.
Музыкальный руководитель спектакля - Валерий Гергиев, режиссер-постановщик - Алексей Степанюк, художник-постановщик - Александр Фролов, художник по костюмам - Ирина Чередникова, художник по свету - Евгений Ганзбург, главный хормейстер - Андрей Петренко.
Казанцы имели возможность увидеть и услышать Сергея Алексашина, народного артиста России (Иван Флягин), Кристину Капустинскую, лауреата международных конкурсов (цыганка Груша) и Андрея Попова, дипломанта международного конкурса (засеченный монах).
Каждый из солистов исполняет в этом спектакле несколько партий. Например, Андрей Попов не только засеченный монах, но и князь, магнетизер, старик в лесу.
В одном из интервью Родиона Щедрина спросили, почему он пишет именно концертные оперы. Вот как он ответил на этот вопрос:
«Это веяние времени, потому что слушатели концертных залов легче воспримут оперные законы с концертной сцены, нежели с театральной. Им некогда, они торопятся, дайджесты кругом! «Войну и мир» читать долго. Гомера вообще невозможно! В то время как композиторы с мышлением для большой оперы или балета есть, и их немало.
Но только есть еще и экономические причины. Театры становятся беднее. Максимум, на что они сегодня способны, это одно новое сочинение в один или даже в два сезона. А исполнение современной музыки – безумно дорогая вещь! Это тоже одно из препятствий к ее появлению на сцене. Надо платить за авторское право, за прокат оркестрового материала, издателю партитуры и т д.»
Его спросили, почему он выбрал повесть Лескова? Он сказала так:
«Лесков – один из самых моих любимых писателей в русской литературе. Он менее известен за пределами России, чем его современники Толстой, Достоевский, Тургенев из-за трудностей перевода его ярчайшей, резко индивидуализированной речи. К тому же он более, может быть, русский, чем интернациональный писатель по всем своим компонентам – языку, сюжетам, характерам, безысходному драматизму и парадоксальности ситуаций, трагическим развязкам своих историй.
Часто журналисты задают вопрос о русской душе, ее загадках. Если «русская душа» взаправду и существует, то никто лучше Лескова не может ответить на сей сакраментальный вопрос.
Повесть «Очарованный странник» давно манила меня мощью и выпуклостью характеров, многокрасочностью и драматизмом сюжета, возможностью обращения к не затронутым еще в классической музыке пластам древней русской музыкальной культуры. И я так счастлив, что сумел реализовать свою мечту на самом, самом что ни на есть высшем уровне: Лорин Маазель, New York Philharmonic, Avery Fisher Hall …»
А в интервью журналу "Огонек" признался, что есть и личный мотив обращения к образу послушника Валаамского монастыря:
«Все же мой дед был православным священником в Алексине Тульской губернии, вся семья была очень верующей. Мать соблюдала все посты, все праздники. Разбуди ее ночью – она скажет, какого святого сегодня день. Вероятно, какой-то генетический код во мне сидит».
«Очарованный странник» – выдающееся произведение!»
Спектакль «Очарованный странник» был встречен казанскими меломанами восторженно. Он шел чуть более полутора часов без антракта, казалось, на одном дыхании и исполнителей, и зала. Весьма трудная для восприятия драма послушника Валаамского монастыря Ивана Сергеевича Флягина, выраженная в большей степени языком музыки, лишенная активного действия, при весьма скупой, но очень выразительной сценографии была принята публикой безоговорочно.
Возможно, казанцам повезло быть у истоков рождения нового оперного языка, снова возвращающего оперу в условный мир образов, предлагающего прежде всего музыку, а потом уже все остальное. Они оказались подготовленными к такому уровню оперного искусства. Все-таки 30 лет фестиваля сформировали в Казани профессионального зрителя.
Фото Татьяны Токаревой
Правда, заметим все-таки, что в зале в этот вечер было много профессионалов от музыки.
Нурия Джураева, хормейстер Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля, была немногословна в оценках, отвечая на вопрос о впечатлениях сразу после конца спектакля:
«Профессиональная, чистая работа!»
Она, как и мы, как и все зрители, еще находилась под впечатлением – от музыки, от необычного звона колоколов, от хора, от всего спектакля, передающего «русский дух» и заставляющего прочувствовать боль и страдания главного героя.
Как признался на пресс-конференции Валерий Гергиев, ему нравится замысел композитора и то, что он работает с великими произведениями русской литературы:
«В наше время мало кто так потрясающе пишет для хора. Многие хоровые коллективы ждут такие партии десятками лет. По-моему, «Очарованный странник» – выдающееся произведение! … У нас идет опера «Мертвые души» Родиона Щедрина, «Очарованный странник» прошел у нас раз 25, это очень много!
Мне очень нравится дирижировать этим произведением и как руководителю театра приятно, что театр справляется с исполнением».
Из-за жесткого гастрольного графика спектакль пришлось задержать почти на полчаса. И обещанная пресс-конференция Валерия Гергиева прошла не перед ним, а уже после спектакля, прямо на сцене, где еще стояли длинные пики камышей, привезенные питерцами с Онежского озера.
Валерий Гергиев впервые принимал участие в Международном оперном фестивале имени Ф. Шаляпина. А вообще в Казани он уже в пятый раз.
Валерий Абисалович Гергиев – художественный руководитель и главный дирижер Мариинского театра, а также главный дирижер Лондонского симфонического оркестра, сотрудничает с Венским филармоническим оркестром, оркестром Ла Скала, Нью-Йоркским и Роттердамским филармоническими оркестрами. По его инициативе созданы такие международные фестивали, как «Гергиев фестиваль» (Нидерланды), музыкальный фестиваль «Звёзды белых ночей» (Петербург) и Московский Пасхальный фестиваль.
За время своей музыкальной и общественной деятельности Валерий Гергиев был удостоен звания народного артиста России (1996), двух Государственных премий России (1994, 1999), правительственных наград Германии (Крест 1-го класса «За заслуги»), Италии, Франции, Нидерландов, Японии, премии Шведской королевской музыкальной академии PolarMusicPrize, а также почетного звания «Артист мира ЮНЕСКО».
«Нам легко планировать совместную работу»
В этот же день, перед самым началом спектакля, состоялась встреча маэстро с Президентом РТ Рустамом Миннихановым, на которой речь зашла и о сотрудничестве между театрами.
Валерий Абисалович не стал раскрывать всех подробностей, но небольшую завесу секретности приоткрыл:
«Я думаю, что сегодня есть хорошие возможности, опираясь на уже имеющийся опыт, обменяться визитами, спектаклями. Собственно говоря, обмен уже происходит – наши солисты поют в Казани. Я давно хотел, чтобы у нас в Мариинском театре пела солистка казанской оперы Альбина Шагимуратова, и мы приглашали ее на открытие конкурса Чайковского. И мы хотели бы видеть на нашей сцене не только Альбину, но и других казанских солистов.
Обменяться спектаклями тоже очень важно. Я считаю, что у Казани есть множество поводов для гордости. Ваши спортивные клубы сверкнули очень ярко, я думаю, проигрыш «Рубина» в Греции будет восполнен победой. В Греции сейчас кризис – им не до побед! Думаю, «Рубин» скоро поедет набирать очки, а мы будем за них болеть. А наши театры могут работать вместе!
Для меня сделать что-то интересное в Казани не менее интересно и важно, чем за границей. Я боюсь сейчас что-либо еще говорить. Вдруг мы сейчас что-то заявим, а потом не выполним!
Мне хочется познакомить казанскую публику с нашими работами и наоборот, публику Мариинского театра – с творчеством театра оперы и балета имени Джалиля. Кстати, с главным дирижером театра Ренатом Салаватовичем Салаватовым мы "одноклассники". Вместе учились в классе Мусина. В то время на пике своей славы был выдающийся дирижер Евгений Мравинский. Сейчас концертов такого уровня просто не бывает. Мы в этом плане счастливчики.
Я очень рад, что Ренат Салаватович возглавляет оркестр. Нам будет легко вместе планировать совместную работу».
Говоря о фестивале имени Ф. Шаляпина, Валерий Гергиев подчеркнул, что для него выступать здесь – это большая честь. Приглашение на участие было принято с радостью. Исполнители приехали в Казань из Ханты-Мансийска.
«Я волновался: как пройдет перенос спектакля в другой зал, с другими условиями, переживал, что хор будет далеко от оркестра.
Но в Казани прекрасный театр! Он связан навсегда с именем Федора Шаляпина, как и наш театр. Это дополнительный повод подумать о чем-то достойном.
Мы сейчас ставим «Дон Кихота» Жюля Массне. Федор Шаляпин поднял этот спектакль на недосягаемую высоту. Нужно помнить, что великий казанец был первым исполнителем партии Дон Кихота.
У нас заглавную партию поет Феруччо Фурланетто. Это будет очень хороший спектакль. Возможно, после премьеры мы привезем этот спектакль в Казань.
Через две недели запись этой оперы появится во всем мире. Мне кажется, постановку этой яркой оперы можно считать скромным нашим подношением великому Шаляпину».
Совершенно неожиданно для журналистов наш гость из Питера заговорил о спорте, об Универсиаде. Наверняка под впечатлением о встрече с Рустамом Миннихановым. Валерий Гергиев сообщил, что готов стать одной из главных фигур культурной программы Универсиады.
Договорились устроить в дни Универсиады под стенами Кремля, на площади Тысячелетия, там, где проходит рок-фестиваль «Сотворение мира», гала-концерт классической музыки. В Казань могла бы приехать звезда уровня Анны Нетребко. Ее, кстати, приглашали на юбилейный Шаляпинский фестиваль, она согласилась, но заболела. К тому же ее тесные контакты с маэстро Гергиевым вполне могут помочь в таком содружестве.
Аккомпанировать мог бы Лондонский симфонический оркестр, которым также руководит маэстро Гергиев.
«760 спектаклей в год: а вам слабо?»
Делясь секретом о том, как все успеть, маэстро ответил скромно:
«Я думаю, не мне одному удается успевать все. Просто оркестр хороший, сам всё играет! В прошлом году мы показали 760 спектаклей. Это сумасшедшие цифры! Продажи достигают 92 процентов! Мы играем много современной музыки, у нас выступает много молодых, пока еще не известных исполнителей. Публика Петербурга узнала наш новый зал.
Мы работаем смело. Названия «Электра», «Женщина без тени» и многие другие лет 10 назад вызывали удивление, никто даже не думал, что это можно ставить. 20 лет назад мы сделали смелый шаг – поставили шесть опер Прокофьева. Они все до сих пор у нас в репертуаре – «Огненный ангел», «Игрок», «Война и мир», «Обручение в монастыре», «Семён Котко», «Любовь к трём апельсинам».
Я считаю, пришло время, когда Леош Яначек, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович перестали считаться труднодоступными, трудно продаваемыми.
Когда вы проходите, как я, уже через все, остается мало произведений, которые хочется продирижировать. Но у меня они еще остались. Скоро мы представим спектакль «Пелеас и Мелизанда» Дебюсси».
Учитывая, что за плечами этого выдающего музыкального деятеля огромный опыт, как-то странно воспринимать его слова о том, что его миссия в культуре «самая простая: хорошо делать свое дело!»
«Мне нужно руководить театром, что театр был в форме: оркестр, опера, балет, хор и технический комплекс. Нужно сделать всё, чтобы построить вторую сцену, здорово и хорошо. Я работаю над этим на протяжении многих лет, потому что в России, да и не только, стройки имеют тенденцию, раз, затягиваться по срокам, два, разбухать по бюджету. По мистическим причинам бюджеты растут страшно! А сроки – страшно растягиваются! С этим бороться почти невозможно, но мы пытаемся.
И при этом сохранить хотя бы жизнь, не говоря уже о здоровье. Это уже достаточно много. Я хочу издавать книги о музыке, что мой фонд делает довольно часто. Хочу помогать молодежи, содействовать получению стипендий, помогать школам, работать с детьми – делать целые циклы абонементных концертов.
Я не устаю ездить по регионам России, разговаривать с губернаторами о необходимости строительства концертных залов. Я уже побывал, если не ошибаюсь, в сорока регионах России. У нас есть опыт, и мы готовы помогать! Я считаю, это тоже миссия».
Ирина ПЕТРОВА, Любовь АГЕЕВА