Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Рамиль Тухватуллин: «У нас было сорок вариантов сценария»
- Любовь Агеева
- 25 октября 2007 года
Автор сценария, режиссер-постановщик и исполнитель одной из главных ролей в фильме «Дилемма» – начальник отдела культуры правительства Татарстана Рамиль ТУХВАТУЛЛИН. Мы попросили его ответить на вопросы нашего корреспондента.
– Как появился замысел картины и кто автор ее основной идеи?
– Если быть точным, то автор идеи – известный татарский писатель, депутат Государственного Совета республики Туфан Абдуллович Миннуллин. Он попросил нашу съемочную группу снять фильм по его «задумке» и предложил нам эссе на нескольких страницах, которое назвал «Просветление».
Это был сюжет о молодой девушке 16-17-ти лет, которая приехала на землю древних Булгар и встретила там старика, который рассказал ей о судьбе булгарского народа.
По нашей просьбе писатель Мансур Гилязов написал киносценарий с названием «Генокод». Основная мысль была понятна, но как ставить фильм, пока было неясно. Вместе с Айсылу Хафизовой мы работали над сценарием полтора года. Мысль постепенно «обрастала мясом». Вариантов сценария было 30 или 40. Требовалось оживить задуманную идею. Это была не просто конкретная девушка, это был собирательный образ.
Любая сцена должна была иметь внутренний подтекст. Не случаен страх высоты у Индиры. Не случайно действие в большинстве случаев происходит ночью. Помните, «Чистильщик» говорит: «Я человек ночи. Днем нет звезд». Индира ему возражает: «Днем они тоже есть, но их не видно».
Рамиль Тухватуллин получает приз зрительских симпатий фестиваля "Золотой Минбар". 2007 год, октябрь
– В главной роли снималась Ваша дочь, тоже Индира. Она – актриса?
– Нет, Индира – студентка первого курса юридического факультета Казанского государственного университета. По сути, она играла свою сверстницу, что помогало ей быть естественной. Нельзя не сказать о моем коллеге по Камаловскому театру – Азгаре Шакирове. Он работал на 150 процентов, а его герой очень много дает для понимания основной идеи фильма.
– Как снималась картина? Что можете сказать о своей команде?
– Вспоминаются съемки в Булгарах. Там и в самом деле человек себя по-другому ощущает. Мы вывозили туда 150-160 человек, а всего в массовках участвовало до 300 человек. Я благодарен руководству «Доктор-клуба» – на время съемок вечеринки там останавливались, и клуб имел финансовые потери.
Тяжело давались ночные съемки. Нужен особый свет. Наш опыт доказывает, что республике нужен художник по свету, и он у нас есть – Рузаль Хабибуллин. Хотел бы отметить художника Ленара Гильмутдинова, от которого исходил фонтан идей, Дмитрия Карпова, сорежиссера и монтажера, оператора Эмира Золондинова. Это наша третья совместная работа: в 2002 году мы сняли фильм «Упкын» («Пропасть»), который стал лауреатом конкурса, посвященного 200-летию Министерства внутренних дел России. В 2005 году была «Зулейха», призер зрительских симпатий на кинофестивале «Берлин – Азия».
«Дилемму» можно назвать первой попыткой снять «большое» татарстанское кино. В этом смысле и для меня фильм стал дилеммой: или я продолжаю работать в кино – или, в случае неудачи, я не художник. Поэтому приз зрительских симпатий на фестивале «Золотой Минбар» – это не просто приятная оценка нашего труда, это нечто большее.
– Какие оценки Вам приходится слышать о «Дилемме»?
– Самые разные. Очень лестные оценки были от профессионалов. Тепло приняли «Дилемму» первые зрители. Радует, что наш замысел оказался понятым. Но пришлось слышать и такое мнение: картина из разряда явлений массовой культуры, с чем я решительно согласиться не могу. Наоборот, у нас есть опасение, что «Дилемма» окажется слишком сложной для современной молодежи, поэтому мы договорились с Министерством образования проводить после ее просмотра зрительские конференции, дискуссии.
Фильм будет демонстрироваться по всей республике (премьера пройдет в 23-х районах), в Казани – в трех кинозалах. Кинотеатры пошли на то, чтобы снизить цены на входные билеты. Я благодарен мэру Казани Ильсуру Метшину, руководству городского управления культуры за активную рекламную кампанию.
– Последний вопрос – кто финансировал проект?
– На 90 процентов – это средства республиканского бюджета. Премьер-министр Рустам Нургалиевич Минниханов, посмотрев «Дилемму», сказал: «Этот фильм о молодежи и для молодежи».
Любовь АГЕЕВА
Фото Владимира ЗОТОВА
Написано для журнала «Лидер Поволжья», октябрь 2007 года