Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Петербург – культурная столица России. Это так
- Любовь АГЕЕВА
- 24 октября 2016 года
В конце сентября мы с коллегой Людмилой Карташовой побывали в Санкт-Петербурге. Поехали отдохнуть от привычных забот. Но мы были бы плохими журналистами, если бы не копили впечатления, которыми потом можно поделиться с другими.
Эпизод третий
В первой публикации – Люблю тебя, Петра творенье… – я рассказала о посещении Музея А.С. Пушкина и спектакле «Дядя Ваня» в Театре Европы. Сегодня поделюсь впечатлениями о посещении Эрмитажа и Русского музея.
Государственный Русский музей
В корпусе Бенуа Русского музея ни одна из нас не была, и мы не смогли пройти мимо, когда во второй вечер гуляли по набережной канала Грибоедова. Когда зашли внутрь, увидели, как нам повезло.
Само по себе здание не представляет такого интереса, как, скажем, царские дворцы Государственного Эрмитажа. А вот ради двух выставок, которые мы увидели в корпусе Бенуа, можно приехать в Питер специально. В левом крыле демонстрировалась выставка «Круг Петрова-Водкина», в правом – выставка «Василий Кандинский и Россия».
В первой экспозиции мы увидели полотна яркого и самобытного художника Кузьмы Петрова-Водкина. Несмотря на то, что он явно выделялся на фоне художников, исповедующих социалистический реализм, его творчество всегда было представлено в палитре советского изобразительного искусства. Но широко известны лишь несколько его работ, в том числе «Купание красного коня», «Смерть комиссара».
Кузьма Петров-Водкин. Купальщицы
На выставке были представлены работы из Русского музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Московского музея современного искусства, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Кроме этого, в экспозиции были представлены произведения более чем из 10-ти частных собраний.
Кузьма Петров-Водкин. Богоматерь Умиление злых сердец (1914-1915)
Но в экспозиции мы увидели картины не только Петрова-Водкина, но и его учеников: А.Лаппо-Данилевского, Л.Чупятова, П.Голубятникова, П.Соколова, В.Дмитриевой, А.Самохвалова, А.Пахомова, И.Лизака, В.Малагиса, Е.Эвенбах, А.Зернова, Н.Лермонтовой, Ф.Шихмановой, Р.Котович-Борисяк, Т.Купервассер, М.Ломакиной, Г.Эфроса, Е.Благовещенской. Имена, которые были для нас обеих открытием. Оказывается, Петров-Водкин преподавал с 1910-го года в школе Е. Званцевой, и его ученики унаследовали оригинальный стиль своего учителя.
Как написано в пресс-релизе выставки на сайте музея, очень сильный состав учеников предопределил характер их отношений с Петровым-Водкиным: он был педагогом и одновременно старшим товарищем по искусству. В экспозиции представлен большой пласт произведений художников, которым довелось превзойти курс петрово-водкинской «науки видеть» и вырасти во вполне самостоятельных мастеров.
Интересно, что в экспозиции с большим интересом смотрятся даже работы учебно-постановочного плана.
Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет
В этой связи нельзя не вспомнить, что первые десятилетия советской власти были очень плодотворными в творческом отношении. Художники примеряли на себе нетрадиционные для русской живописи художественные техники, порой решительно отвергая реализм своих предшественников. Даже такие мастера, как В. Серов, П. Кончаловский, Б. Кустодиев, картины которых мы увидели на втором этаже, в какой-то мере рвали с традицией почти фактографического отображения жизни. Однако в целом они следовали этим традициям, работая в привычных жанрах: пейзаж, портрет.
Портретная галерея второго этажа заняла наше внимание надолго. Как завороженная, стояла я возле портрета князя Феликса Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона, пытаясь разгадать, каким образом художник добился такого необычного белого цвета. Кстати, ни одна репродукция, которую я увидела уже дома в Интернете, не передает прелести картины Серова.
Мне было не столь важно знать, кто на том или ином портрете. Женщины, изображенные на полотнах, манили своей таинственностью и обаянием. Они наверняка сводили с ума десятки поклонников. Позировали художникам не натурщицы, а реальные персонажи: княгиня О. Орлова и княгиня З. Юсупова (картины Серова).
Валентин Серов. Портрет княгини Ольги Орловой
Валентин Серов. Портрет княгини Зинаиды Юсуповой
Как с добрым знакомым, мы встретились со знаменитым портретом нашего земляка Федора Шаляпина (Кустодиев). Пусть это не оригинал (портрет хранится в мемориальной квартире певца по адресу: улица Графтио, 2Б), но встреча была приятной.
Борис Кустодиев. Портрет Федора Шаляпина
На втором этаже корпуса Бенуа – часть постоянной экспозиции Русского музея. Здесь представлено русское искусство конца XIX - начала XX века.
Василий Кандинский ушел в творческих поисках дальше других художников. Выставка его работ называется «Василий Кандинский и Россия». Она будет работать в Русском музее до 4 декабря.
Сразу признаюсь, что не являюсь почитателем абстрактного искусства, даже если авторы – очень известные художники. Но неспешное погружение в мир Кандинского, документальный фильм о его творчестве, который показывают здесь же, в экспозиции, образцы народных промыслов, некогда поразившие начинающего художника, помогли лучше вглядеться в его работы. Это не значит, что после этого я полюблю полотна, выполненные в стиле символизма, кубизма или модерна. Но теперь мне более понятна тяга художника изображать мир в линиях, в красочных и черных пятнах.
Это не просто поиски внешних форм, как мне представлялось ранее при встрече с отдельными работами Кандинского, Малевича, Шагала и чем грешат современные художники, исповедующие абстракционизм. Это прежде всего поиски внутренних смыслов. Мир существовал для Кандинского не в форме реальных вещей, а в виде этих самых пятен и линий, через них он выражал свое восприятие этого мира.
Как, однако, полезно, такое погружение в неизвестное.
Кстати, в экспозиции есть несколько пейзажей Кандинского, написанные в традиционной манере, но в них уже угадывается интерес к иной форме творческого высказывания. Он пытался достичь гармонии цветовыми сочетаниями и геометрическими формами. Но все-таки это мир, в котором еще есть дома, деревья…
В состав выставки, приуроченной к 150-летию со дня рождения Кандинского, наряду с живописными и графическими произведениями этого мастера и образцами авторского фарфора, вошли работы его знаменитых современников, среди которых я нашла работы Давида Бурлюка, ученика Казанской художественной школы.
На выставке представлены произведения из собрания Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ имени А.С.Пушкина, Государственного Эрмитажа и других музеев, а также из российских частных собраний. Не уверена, что репродукции из Интернета представляют картины с выставок. Фотографировать на них запрещено.
И последнее. На выставках представлены по одной работе из коллекций Государственного музея изобразительных искусств Татарстана. Это единственная в Казани картина Кандинского, которая в пору укрепления региональных музеев была передана в наш музей из Третьяковской галерее, и полотно «Крестьянка» Магды Нахман. Эта художница из «круга Петрова-Водкина» уехала в Индию еще до Октябрьской революции. Музей изобразительных искусств приобрел работу у частного владельца.
С открытием в Казани филиала Русского музея казанцы получили возможность знакомиться с его коллекциями, не выезжая из своего города.
Государственный Эрмитаж
Несмотря на то, что в Казани есть выставочный центр «Казань-Эрмитаж» и мы имеем возможность знакомиться с его коллекциями, пройти мимо питерского Эрмитажа было бы непростительно. Когда-то я бродила по его залам, и одна, и с экскурсоводом, попадала сразу, если посчастливилось, или выстояв гигантскую очередь.
На этот раз мы с Людмилой Карташовой выбрали безошибочный вариант, купив экскурсию по городу с посещением музея. Сначала была экскурсия, конечно, галопом по Европам, а потом еще часа два неспешного поиска того, что захотелось посмотреть. Так, в ходе экскурсии голландских мастеров мы буквально проскочили, задержавшись только возле двух полотен, зато потом мы постояли у картин Рембранта и Рубенса, сколько хотели.
Государственный Эрмитаж обладает одной из крупнейших в мире коллекций голландской живописи. Ее первые экспонаты появились на берегах Невы в 1716 году, задолго до того, как был основан музей. В этом году Осип Соловьев приобрел для Петра I в Голландии 121 картину, а вслед за тем Юрий Кологривов купил в Брюсселе и Антверпене еще сто семнадцать полотен.
Несколько позже к этому собранию присоединились 119 произведений, присланных царю английскими купцами Званом и Элсеиом. Голландские картины, наряду с фламандскими, здесь преобладали: как сообщает биограф Петра I Яков Штелин, любимыми художниками царя были Рубенс, ван Дейк, Рембрандт, Стен, Вауверман, Брейгель, ван дер Верф и ван Остаде, а любимыми сюжетами – сцены из жизни «голландских мужиков и баб».
В этой приверженности ко всему голландскому не следует видеть проявление только личного вкуса «шкипера Питера», как называли Петра во время его пребывания в Голландии. Голландский бюргерский демократизм, нашедший яркое выражение в национальной живописи, был особенно близок характеру демократических преобразований в России того времени в области культуры и быта.
В 1915 году в музей поступило приобретенное еще в 1910 году огромное собрание «малых голландцев» знаменитого русского ученого и путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского, который собрал 79 картин 340 авторов. С этим собранием в каталоге музея появилось 190 новых имен. Таким образом, если раньше голландская коллекция Эрмитажа выделялась в ряду других музеев мира количеством шедевров, то теперь она заняла одно из первых мест и по количеству представленных в ней имен, в том числе и самых редких.
http://www.bibliotekar.ru/kholland/1.htm
Нетрудно заметить, что экскурсионные группы движутся по залам Эрмитажа в определенном порядке, чтобы не мешать друг другу. А потому мы могли свободно постоять у знаменитой «Данаи» Рембранта. Экскурсовод даже умолкла минуты на три, давая нам возможность рассмотреть картину.
Пожалуй, не было в нашей группе человека, который бы не знал про историю Данаи, дочери царя древнегреческого города Аргоса, и ее возлюбленного – бога Зевса. Но тема эта неисчерпаема, и мы узнали новые подробности. Например, о том, что на картине – две Данаи, которых художник рисовал с любимых женщин, жены и любовницы.
Наших сотоварищей по группе интересовало, как восстанавливали полотно после того, как 15 июня 1985 года душевнобольной литовец Бронюс Майгис выплеснул на «Данаю» серную кислоту, после чего дважды пырнул картину ножом. Компьютерный анализ показал, что чуть менее 30 процентов авторского письма было утрачено навсегда… Над восстановлением картины реставраторы бились долгих 12 лет.
В 1997 году шедевр снова появился в Эрмитаже (история восстановления - http://www.liveinternet.ru/users/4652778/post305826276).
Реставраторы, вернувшие человечеству «Данаю»
Сегодня на полотне нет ни одного следа от того страшного преступления. Оно укрыто специальным бронированным стеклом, как и другие ценные картины.
Те, кто узнал о такой защите впервые, потом приглядывались к каждому полотну, чтобы разглядеть стекло, но его видел только объектив фотоаппарата, оставляя блики на снимке. Настолько тонкое это стекло…
Посещение картины кисти Рафаэля «Мадонна Конестабиле», видно, не входило в наш маршрут, но, услышав просьбу, экскурсовод после недолгого колебания все-таки подвела нас к этому маленькому полотну. «Единственная картина в Эрмитаже!», – прокомментировал любознательный товарищ. Но экскурсовод его поправила. Есть еще 3 картины и Галерея Рафаэля.
Под впечатлением от античных орнаментов Рафаэль создал композиции, в которых диковинные образы причудливо сочетаются с мотивами, навеянными земной реальностью. Орнамент такого типа получил название «гротеск». Возникшее от слова «грот» (пещера), оно связано с росписями интерьеров «Золотого дома» – дворца императора Нерона, руины которого, со временем оказавшиеся под землей, были открыты в конце XV века. Гротески, рожденные свободной и яркой фантазией Рафаэля, не имеют себе равных в искусстве эпохи Возрождения.
По распоряжению Екатерины на торцовой стене эрмитажной галереи был помещен портрет «божественного Рафаэля» (в ватиканских лоджиях на этом месте изображен герб Медичи – рода, к которому принадлежал заказчик галереи Папа Лев X).
Эта информация – из Интернета. Заявка на еще одно посещение Эрмитажа – чтобы увидеть то, что не увидела на этот раз.
Совершенно случайно моя спутница Людмила Карташова набрела на картину Франсиско де Гойи. Это портрет актрисы Антонии Сарате, написанный около 1810-1811 годов.
Эта картина – действительно, единственная в Эрмитаже. И я ее видела раньше, но, кажется, в другом месте. Как утверждают специалисты, по настроению и характеру передачи внутреннего состояния человека это один из лучших портретов эпохи романтизма.
Стоит отметить, что экспозиции Эрмитажа не статичны. Конечно, галерея портретов героев Отечественной войны 1812 года – на своем месте, а вот в Георгиевском зале появился царский трон, которого раньше не было.
Зал Зимнего дворца был создан в начале 1840-х годов В.П. Стасовым, который сохранил композиционное решение своего предшественника Дж. Кваренги. Двусветный колонный зал отделан каррарским мрамором и позолоченной бронзой. Над Тронным местом помещен барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона». Большой императорский трон был исполнен по заказу императрицы Анны Иоанновны в Лондоне.
У нас была сопроводительная карта по залам Эрмитажа, но, устав, мы уже не искали конкретные картины – просто любовались огромными вазами из малахита и других драгоценных материалов, необыкновенным паркетом, мозаикой, повторяющей античный оригинал, найденный в 1780 году при раскопках терм (бань) близ Рима. Уменьшенное повторение этой мозаики исполнено теми же мастерами для круглой столешницы, которая находится здесь же.
Мозаичный пол появился в Павильонном зале Эрмитажа еще в 1852 году. Здесь есть что посмотреть, кроме этой мозаики. Можно просто глазеть по сторонам, заряжаясь красотой стен, огромных люстр и паркетных полов. Многие так и делают…
Мы долго разглядывали необыкновенные часы, которые каждый день видим на телеканале «Культура». В 10 часов, когда канал начинает вещание, павлин распускает свой ослепительный хвост. Он делает это и в Эрмитаже, только значительно реже.
В 1777 году князь Григорий Потемкин решил в очередной раз удивить императрицу Екатерину. Его выбор пал на работу английского механика Джеймса Кокса. Почему именно на него, неизвестно. Возможно, русский граф увидел удивительные вещи в рекламных каталогах, которые издавал мастер.
Подарок пришлось разобрать – иначе его было просто не доставить в Россию. Разобрать-то разобрали, а вот собрать не смогли – часть деталей оказалось то ли сломана, то ли утрачена. Так и пылился бы эффектный подарок, если бы в 1791 году Потемкин не поручил «оживить птичек» Ивану Кулибину. И мастер высочайшего класса сделал невозможное: часы пошли, а затейливый механизм пришел в движение.
Как только часы начинают звонить, «оживает» сова в клетке. Под звон колокольчиков клетка начинается вращаться. Затем «просыпается» павлин: его хвост поднимается, начинает распускаться, птица кланяется, втягивает и запрокидывает голову, открывает клюв.
Источник: pressa.tv
Только по тени можно определить, что это паркетный пол. Точно такой же рисунок - на потолке
В пору моего последнего посещения в Эрмитаже было гораздо меньше залов со скульптурой, чем сегодня. Но я искала то, что восхитило меня тогда – небольшое скульптурное изображение молодой женщины с названием «Смирение». Не нашла. Фото скачала из Интернета, где узнала, что это работа Лоренцо Бартолини, которая поступила в Эрмитаж в 1926 году из собрания князей Юсуповых.
Сегодня не могу представить, почему этот скульптурный портрет вызвал у меня такой интерес, что я помню его название уже более 30 лет. Помню эти нежные, беспомощные руки… Наверное, было соответствующее настроение.
На этот раз тоже запомнились не многочисленные боги, ангелы и правители, а безымянный юноша, присевший на корточки.
Возвращались мы из Эрмитажа по подвальным залам, где размещено искусство древних мастеров Египта: гробницы, скульптурные портреты и композиции, фрагменты мозаик… Сил подойти к конкретным экспонатам уже не было. Воспринимали все в целом, восхищаясь не столько самими экспонатами, сколько тем, как они могли сохраниться до наших дней. Представить невозможно – есть экспонаты конца 5 - начала 4 тысячелетия до нашей эры.
Напоследок совет тем, кто собирается в Эрмитаж, Русский музей или Третьяковскую галерею – разрабатывайте маршрут движения по залам заранее. Тогда вы точно найдете то, что хотели бы посмотреть, не отвлекаясь на другое. Это как в Интернете – можно часами следовать указаниям гиперссылок, удивляясь потом, сколько информационного мусора тебе попалось на глаза.
В музеях мусора, конечно, нет – сплошь шедевры. И увидеть все в один раз невозможно. Даже если вы будете бродить целых день…
В питерских дворцах я не раз думала о том, что их владельцы вряд ли бывали во всех залах. Жизни бы не хватило. Экскурсовод подтвердила это. Общая длина залов Эрмитажа – примерно 25 км. В Эрмитаже около 3000000 (официальный сайт) экспонатов. Если на каждый затрачивать 1 минуту, то (не считая времени перехода от одного экспоната к другому) на осмотр всей экспозиции вам потребуется около пяти с половиной лет!!!
Эрмитаж сегодня занимает 6 зданий, некогда принадлежавших правителям России. Кроме того, в составе музейного комплекса находятся Дворец Меншикова, восточное крыло здания Главного штаба, музей Императорского фарфорового завода и реставрационно-хранительский центр «Старая деревня». К 250-летию Эрмитажа (юбилей отмечался в 2014 году), в «Деревне» открыт еще один, пятый по счету корпус. Все здания здесь работают по принципу «открытого хранения» — увидеть экспонаты может любой посетитель. Протяженность экскурсионного маршрута по Центру составляет около километра.
Более подробную информацию об Эрмитаже можно получить на его официальном сайте. По этому же адресу можно заказать входные билеты в музей через Интернет.
Читайте первую публикацию - Люблю тебя, Петра творенье…