Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Не всё можно обсуждать публично
- Любовь АГЕЕВА
- 28 июня 2014 года
Среди публикаций последнего времени не могла не обратить внимание на ситуацию вокруг Казанского театрального училища.
Живешь себе – и не знаешь, какие страсти кипят в театральном сообществе. Но о некоторых страстях широкой общественности лучше не знать. Это именно тот случай. Всуе вспоминаются имена двух достойнейших актеров, которые, если бы знали об этом, были, уверена в этом, крайне возмущены развернувшейся дискуссией. Знала лично и Юнону Кареву, и Шауката Биктемирова. Люди были крайне чистоплотны во взаимоотношениях, не мерялись заслугами. Каждый пахал свою грядку и радовался успехам другого.
И вот теперь «общественность» решает, кто из них более заслужил славы, чьим именем назвать Казанское театральное училище?
Юнона Карева, талантливая актриса и великолепный педагог, отдала этому учебному заведению 42 года своей жизни. У нее сотни учеников, известных не не очень, но всем бы педагогам такую любовь, какую она знала, как Учитель.
Как выяснилось, идею назвать училище именем Каревой поддержали Чулпан Хаматова, Константин Хабенский и Сергей Безруков, которые в эти дни встречаются с казанскими зрителями. Чулпан Хаматова была ученицей Юноны Ильиничны, актриса недолго работала с Вадимом Кешнером в казанской театральной школе Константина Хабенского. Сергей Безруков с Каревой знаком не был, но, узнав о ней от коллег, искренне их поддержал. Они подписали письмо с соответствующим предложением на имя Президента РТ, имели разговор об этом с казанским Мэром Ильсуром Метшиным.
А родилась идея в самом училище, в котором Юнона работала до самого последнего своего дня. Мы потеряли ее год назад.
Насколько мне известно, до этого никто вопроса о присвоении театральному училищу чьего-то имени не поднимал и предложений по конкретной кандидатуре не делал. Имен достойных много, и среди педагогов, и среди выпускников.
Кандидатура Шауката Биктемирова возникла скорее в противовес – в этой ситуации понадобилась фигура не менее значимая. И не менее достойная. Шаукат Хасанович – легендарный актер, который мог бы войти в историю татарского театра только за одну роль – Альмандара из Альдермеша, а у него целый ряд таких творческих удач. К истории театрального училища актер имеет самое непосредственное участие – он его выпускник.
И началось жонглирование фамилиями, фактами из жизни двух актеров. В СМИ появились мнения художественного руководителя – директора Казанского Большого драматического театра имени Качалова Александра Славутского и главного режиссера Татарского академического театра имени Камала Фарида Бикчантаева, которые, как явствует из публикации в газете «БИЗНЕС Online», сочли возможным поддержать конкретную кандидатуру. Александр Славутский при этом подчеркнул, цитирую:
«Называть училище именами выпускников – это корректная и обоснованная практика. Прецедентов множество. Например, в Нижнем Новгороде училище носит имя Евгения Евстигнеева, пожалуй, самого известного выпускника этого учебного заведения».
Но в Казани есть консерватория, которая носит имя педагога – ее первого ректора, музыкальный колледж имени другого педагога – это тоже «корректная и обоснованная практика».
По счастью, желающих поучаствовать в этой «творческой» дискуссии оказалось немного.
И я бы промолчала, если бы не анонсирование возможного обсуждения этого вопроса на заседании в Союзе театральных деятелей Татарстана. А это значит – противопоставление двух замечательных актеров завершится официальным решением о том, кто из них училищу «более ценен». И еще не известно, какой резонанс получит это решение в театральном сообществе республики. Каким бы продуманным не было это решение.
В этой связи не могу не высказать свое мнение. Публичный разговор на эту тему не кажется мне правомерным. Это не только плохо по отношению к конкретным персонам, но и опасно, поскольку сравниваются уже не актеры, а их фамилии. И я слышу от знакомого актера тревожный комментарий: «Конечно, имя будет татарское…»
Мне понравился комментарийРашида Загидуллина, главного режиссера театра драмы и комедии имени Тинчурина, которое он высказал в газете «БИЗНЕС Online»:
«Я хорошо отношусь и к Шаукату Биктимирову, и к Юноне Каревой, тем более что она была моим педагогом. Но решать, кто из них более достоин, я не берусь. Для чего вообще нужно противопоставлять этих ушедших из жизни людей? Мне кажется, что это неправильно».
Я много лет в журналистике, и всегда выступала против того, чтобы ради «трех строчек в газете» делать гласными деликатные ситуации, публичное обсуждение которых имеет больше минусов, чем плюсов. Много лет назад несколько часов провела на собрании актеров Качаловского театра – коллектив объявил вотум недоверия главному режиссеру. Тема для публикации была более чем громкая. Весь город обсуждал бы скандал в театральном семействе.
Но я не сочла возможным писать об этом собрании, просто высказала свое мнение актерам, которые меня пригласили на этот острый разговор в труппе.
Сегодня иные времена. Среди редакций идет своеобразная борьба за «эксклюзив» – чья публикация окажется громогласнее? Другого слова не подберу.
Особая деликатность ситуации в данном случае связана с тем, что ни Юноны Каревой, ни Шауката Биктемирова уже нет с нами, и они не могут принять участия в дискуссии о том, чье имя должно носить театральное училище.
Как мне кажется, они бы посоветовали нам оставить всё, как есть. Пусть в Казани будет просто театральное училище. Без имени.
Комментарии