Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Судьба Шамовской аллеи

Наш внештатный автор Галина Зайнуллина озабочена судьбой Шамовской аллеи.

Менее чем через год Казань отметит свой 1000-летний юбилей. Впрочем, многие казанцы относятся к предстоящим торжествам достаточно отстраненно. Творческая интеллигенция деморализована тотальным уничтожением исторического облика их города. Долгосрочные проекты, на реализацию которых она надеялась (учитывая ожидаемый приток средств из федерального бюджета), особенно в части решения проблемы реставрации и использования памятников архитектуры, составляющих «изюминку» исторического богатства Казани, и превращения ее на этой основе в туристическую «Мекку», не оправдались.

Можно ли утверждать, что надежды казанцев пали жертвой сиюминутных корыстных интересов чиновников и их «деловых партнеров» (прежде всего из строительного бизнеса)?

Что юбилей стал настоящим праздником только для этого симбиоза и именно поэтому казанская общественность, в том числе специалисты (историки, краеведы, музейные работники и пр.), была напрочь оттеснена от какого-либо участия в подготовке юбилея?

Постараемся проанализировать ситуацию на примере борьбы за возрождение уникального уголка старой Казани – Шамовской аллеи (она же роща Фрунзе).

Все началось с того, что жители близлежащей улицы Волкова, не знакомые с мыслями норвежского архитектора К.Норберга, вдруг, тем не менее, начали действовать согласно сформулированному им принципу: человек самореализуется, если знает место своего обитания, заботится о нем и строит с помощью способа, находящегося в согласии с таинственным качеством места.

Надо сказать, что с некоторых пор гармоничное согласие здания Шамовской больницы, длинной аллеи, протянувшейся по гривке холма меж оврагов, и двух кирпичных ворот стало с «таинственным качеством места» бывшей Осокиной рощи (купеческой усадьбы, чьи границы когда-то простирались от улицы Ульяновых (Первой Горы) до Калинина (Третьей Горы)) нарушаться. Откуда ни возьмись рядом с кованым ограждением памятника архитектуры «воздвигся» гаражный кооператив из белого силикатного кирпича. Вдоль дороги, как грибы, выросли курганы строительно-бытовых отходов.

Это позже архитектор Сергей Саначин подтвердит интуитивную уверенность горожан: действительно, комплекс уникален, здание больницы на вершине холма, которое «фланкируется» двумя воротами – такого нигде в мире нет. А тогда, 24 июля 2002 года, когда редакция «Комсомольской правды» в Республики Татарстан» организовала прямую связь с мэром, инициативная группа начала разговор с К.Ш.Исхаковым с чистого листа.

Градоначальника убедили приехать и ознакомиться с типологически редким для Казани видом пространства – аллеей. Разумеется, ему не декламировали стихотворение Анненского «Электрический свет в аллее»: «А свод так царственно дремуч, так миротворно слиты звенья…» Просто объясняли: аллея – пространство, предназначенное для релаксации людей, неспешных медитативных прогулок. Поэтому тот, кто несколько десятилетий назад, повесил «кирпич», запрещающий сюда въезд автотранспорта, знал, что делал.

Также Камилю Шамильевичу предложили заглянуть в глубокий овраг с южной стороны и ужаснуться гигантскому мусоросборнику, который там образовался. А ведь еще в начале 80-х годов на дне оврага протекал чистый ручей, располагалась спортивная площадка, где студенты КИСИ играли в волейбол.

По этому поводу мэр, откликнувшийся на приглашение, глубокомысленно заметил: дескать, овраг можно и засыпать, для городской администрации ничего невозможного нет.

Но жители все же расценили сам факт его визита в рощу Фрунзе как знак благосклонного расположения к идее и начали более тщательную проработку проблемы в различных ведомствах. В первую очередь написали в Главное управление госконтроля охраны памятников РТ.

Каково же было удивление, когда благодаря ответу-справке, составленной начальником отдела И.Нестеренко, выяснилось, что их чаяния удовлетворены давным– давно.

Общеизвестно, что здание больницы является памятником архитектуры республиканского значения в соответствии с постановлениями Совета министров ТАССР № 601 от 23.10.1981 г. и Кабинета министров Республики Татарстан № 188 от 15.04.1993 г.

Но существует еще и постановление Совмина ТАССР от 23.09.1988 г. (№ 334), согласно которому объектами, подлежащими охране, являются также ограда больницы, парк, восточные и южные ворота – как неотъемлемые и нераздельные элементы архитектурно-ландшафтного комплекса (в соответствии с духом и буквой федерального закона «Об объектах культурного наследия» (от 25 июня 2002) и закона РТ «Об охране и использовании культурных и исторических ценностей» (от 2 октября 1996).

Так появились веские основания сделать тон последующих заявлений требовательным. Начальника управления по борьбе с правонарушениями в области окружающей среды МВД РТ Р.Хусаинова попросили выявить и наказать виновных в систематическом сбросе строительно-бытовых отходов. От начальника ОГАИ УВД Казани Ш.Юмаева потребовали периодически выставлять пост ДПС для выявления проезда под знак 3.2 «движение запрещено». Главного врача СГСН А.Имамова попробовали испугать: «Детский ясли-сад № 212 и клиническая больница №1 задыхаются. На прилегающую к ним территорию сбрасываются туши коров и гнилая капуста. Будем ждать холеры, а потом лихорадочно искать виновных?»

Главе администрации Вахитовского района Р.Бурганову указали на царящую в Осокиной роще разруху: все фонарные столбы в некогда освещаемой аллее давно попадали вниз из-за оползневых процессов.

Не было ни одного ведомства, которое бы не вступило с инициативной группой по возрождению Шамовской аллеи в активную переписку. Сказать, что маховик бюрократической машины раскрутился вхолостую, нельзя. Р.Бурганов лично посетил подвластную ему территорию и распорядился перечислить Горводзеленхозу из районного бюджета деньги на проведение работ.

Уже в сентябре 2002 года в аллее было спилено и выкорчевано 700 деревьев. А в период предвыборной компании 2003 года, благодаря заявлению в избирательный штаб «Единой России», удалось силами Участка по содержанию парков и скверов высадить в аллее молодые липки.

Борцы с правонарушениями в области охраны окружающей среды не успевали реагировать на заявления и составлять протоколы с привлечением виновных к административной ответственности. Например, только весной 2004 года они обязали директора студенческого городка ликвидировать свалку рядом с общежитием КГАСА, как уже в июле аллея обезобразилась новыми тоннами строительного мусора.

К этому времени инициативная группа приросла настолько активными членами, что удалось организовать засаду. Вместе с жителями несколько часов терпеливо сидели в кустах сотрудник экологической милиции и представитель администрации района. Один из пойманных с поличным водителей «КамАЗа» чуть ли не плакал от стыда, а второй (Каюмов М.Т., обслуживающий стройку ООО «Таиф» возле метро по ул. Свердлова) нимало не смутился и, не сходя с места экологического преступления, стал названивать высоко наверх – одному из чиновников, ведающему благоустройством.

К сожалению, лихо закрученная, как в боевике, история закончилась прозаически: мусор просто-напросто спихнули бульдозером в многострадальный овраг (повредив при этом один из принявшихся саженцев липы). А заявителей Р.Хусаинов утешил письмом, в котором рассказал, как прорабу стройки был выдан акт предписания на вывоз мусора в объеме 50 кубических метров и тот его исполнил в точности.

Как показалось жильцам, налицо был полюбовный сговор представителей «констракшн-бизнеса» и чиновников за спиной «шамовцев»? Они подозревают, что мусорные горы Вахитовская администрация с подобострастием сама же «замела» на деньги из районного бюджета.

Также среди старожилов бытует устойчивое убеждение, что якобы вся окрестная земля давно уже распродана. Поэтому бизнесменов проблемы чиновников мало волнуют. («Мы вам заплатили, а дальше вы как хотите, так и кувыркайтесь с этой общественностью, иначе денежки придется вернуть»).

Чем иначе объяснить локальный характер побед тех, кто болеет за город душой? Ведь к обсуждению всем миром глобальных вопросов их на пушечный выстрел не подпускают.

Неоднократные просьбы, обращенные к главному дизайнеру города Р.Нургалеевой, разработать проект возрождения архитектурно-ландшафтного комплекса аллеи так и остались без ответа, равно как и предложение присоединить реставрацию «шамовских» ворот к благоустройству Суконной слободы, которая включена в федеральную программу «Сохранение и развитие исторического центра г.Казани». Общественности ненавязчиво дают понять, что зодчество не есть голос социума, а высказывание от лица власти и доминации. Что малоимущие слишком многого хотят – пространства с широкими возможностями для культурно-исторической идентификации, тогда как им предназначено прозябание – жизнь без значений.

 

Жители на субботнике по уборке мусора

В сложившейся ситуации явно малопродуктивно ломание критических копий в СМИ, общение с власть имущими путем взаимной переписки. Думается, что и на политизированные сверхусилия надежд тоже возлагать не стоит. Допустим, удастся на какое-то время блокировать движение автотранспорта в том самом месте аллеи, где когда-то все-таки выставлялся постовой ГАИ (в период посещения детсада №212 ребенком одного из чиновников данного ведомства). А зимой, когда крутой спуск аллеи обледенеет и работникам Шамовской больницы придется с риском для жизни карабкаться на место работы, можно устроить перед мэрией митинг с плакатами «Требуем ступенек!»

Все равно в итоге общественная энергия рассеется и испарится в виртуальной реальности телерепортажей с места событий. Это отработанная технология. Чтобы быть на высоте брошенного виражом истории вызова, творческая интеллигенция должна создать более действенные механизмы взаимодействия с властью, для чего нужно научиться если не зарабатывать, то привлекать деньги на свои проекты. Тогда, может быть, прецедент разговора с властью и бизнесом на равных произойдет.

 Галина ЗАЙНУЛЛИНА

«Казанские истории», №19-20, 2004 г.  

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить