Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Разрушили памятник старины? Нет состава преступления!

В 2002 году"Казанские истории" активно разрабатывали тему охраны памятников старины. Реализация Программы ветхого жилья привела к тому, что к сносу стали готовить не только развалюхи, но и вполне добротные дома, сохранность которых гарантирована государством. 

Предлагаем вашему вниманию одну из таких публикаций.

Как, оказывается, интересно и полезно читать деловую переписку. Жаль, что не всегда подобные письма становятся объектом гласности.

Из почты Премьер-министра Республики Татарстан

Кому:

Премьер-министру Республики Татарстан МИННИХАНОВУ Р.Н.

Уважаемый Рустам Нургалиевич!

В соответствии с протоколом совещания у Премьер-министра Республики Татарстан от 20 мая с.г. Министерство культуры направляет Вам информацию о состоянии историко-культурного наследия на территории г.Казани и нарушениях законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры.

Главное управление государственного контроля, охраны и использования

памятников истории и культуры Министерства культуры Татарстана

 

В информационной записке содержится довольно критическая оценка деятельности городской власти, констатируется, что часто отводы земельных участков под строительство жилых и общественных зданий, работы по сносу, реконструкции, реставрации и новому строительству в исторической части города проводятся без  утвержденной  в установленном порядке проектно-сметной и градостроительной документации, без необходимых согласований и мероприятий по обеспечению сохранности историко-культурных объектов.

Письма, предписания,  заключения и рекомендации Министерства культуры РТ, решения Научно-методического совета, решения и рекомендации Комиссии и рабочей группы при Управлении архитектуры и строительства Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ по г.Казани зачастую игнорируются администрацией Казани. Самым ярким примером такого игнорирования   называется реконструкция здания бывшего Дворянского собрания на площади Свободы, которая привела, по оценке специалистов, к утрате им статуса памятника.

Среди территорий, которые более всего пострадали в результате такой “реконструкции”, называются районы улиц Свердлова, Островского, Подлужной, Федосеевской, Баумана, Бутлерова, Некрасова,  Кирова, район охранной зоны Кремля.

В настоящее время в городе утрачены 14 вновь выявленных историко-культурных объектов, под угрозой разрушения находятся 19, в том числе 11 – памятники истории и культуры.

В документе подчеркивается, что администрация города не выполняет даже собственные решения, в частности, постановление главы К.Исхакова от 31.10,1997 г. “О сохранности историко-архитектурного облика при реконструкции кварталов ветхого жилья в г.Казани”.

Большинство ветхих зданий и сооружений, вошедших в Перечень зданий, представляющих архитектурно-художественную ценность, формирующих и поддерживающих историческую застройку, вошедших в Программу ликвидации ветхого жилья и подлежащих сохранению и реставрации, снесены.

В записке предлагаются конкретные меры, которые помогут прекратить разрушение исторической части Казани:

– прекратить практику доведения отселенного ветхого фонда, в том числе памятников истории и культуры до аварийного состояния, обеспечить их охрану до передачи инвесторам;

– ускорить разработку проекта детальной планировки центра города, что сдерживает темпы реконструкции и создает опасность разрушения исторически сложившейся среды;

– осуществлять реконструкцию и реставрацию жилых и общественных зданий строго в соответствии с утвержденной и согласованной государственными органами охраны памятников проектно-сметной документацией;

– пересмотреть Перечень объектов реконструкции и реставрации к 1000-летию основания Казани, включив в него наиболее ценные объекты историко-культурного наследия;

– направить в органы прокуратуры материалы по фактам самовольного сноса выявленных памятников в городе.

  От кого:

Главы администрации г.Казани ИСХАКОВА К.Ш.

Уважаемый Рустам Нургалиевич!

Рассмотрев и проанализировав направленную Вам информацию о состоянии объектов историко-культурного наследия на территории г.Казани, подготовленную Министерством культуры Республики Татарстан, сообщаем, что в информации наряду с объективным анализом ситуации допущен ряд неточностей.

По существу поставленных проблем считаем необходимым дополнить следующим:

1. В 1997 г. по инициативе администрации города и Министерства культуры РТ в дополнение к ранее разработанной и принятой Программе ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья во исполнение Указа Президента РТ №720 от 23.10.95 “О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, и реконструкции кварталов ветхого жилья в Казани” был разработан и принят Казгорсоветом раздел “О мерах по сохранению объектов историко-культурного наследия”.

Анализ ситуации в ходе реализации Программы показывал значительное отставание реконструкционных и реставрационных работ в историческом центре при высоких темпах отселения. Это связано прежде всего с   необходимостью   значительных   капиталовложений   не  только   в реконструкцию исторической застройки, но и с фактически полной заменой инженерных коммуникаций, ремонтом дорог, благоустройством улиц и т.д.

При этом следует отметить, что стоимость 1 кв.м реконструируемого исторического здания, в том числе и нового строительства в историческом центре, в несколько раз превышает стоимость 1 кв. м при типовом домостроении. Из-за необходимости замены сетей, укрепления фундаментов, замены перекрытий решение данного вопроса предлагалось вести по 2-м направлениям:

a) утверждение порядка передачи исторических зданий после отселения;

б) предлагалась передача отселенных зданий на безвозмездной основе, но стимулирование  инвестиционно-строительной  деятельности  в  области реставрации и реконструкции путем внесения предложений по установлению налоговых льгот. Это оказалось невозможным в рамках российского законодательства.

В этих направлениях приняты следующие меры:

a) В настоящее время Постановлением Главы администрации от 27.04.02 №620 “О мерах по выполнению Программы ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья по г.Казани на 2002 год” принято Положение о порядке передачи отселенных домов.

б) Федеральным законом РФ от 25 июня 2002г. №73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”, статья 14, прописан порядок получения льгот, предоставляемых физическим или юридическим лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия. До этого в законодательстве не было оснований для предоставления льгот.

2. К вопросу об административной ответственности по фактам нарушения законодательства об охране и использовании объектов историко-культурного значения сообщаем, что Управлением охраны и памятников истории и культуры Управления архитектуры и градостроительства г.Казани с 1996 г. выдано 108 предписаний по фактам нарушения законодательства, в том числе и по памятникам республиканского значения.

В Законе РТ “Об охране и использовании исторических и культурных ценностей”, как пишется в письме, отсутствуют статьи об административной ответственности, наложении административных штрафов. Поэтому по предписаниям, выдаваемым Управлением через ГАСК, приостанавливалась лишь только самовольная разборка.

Механизм взыскания ущерба по памятникам регионального (республиканского) и муниципального (местного) значения на сегодняшний день отсутствует. Кодексом РФ об административных нарушениях, статьей 7.13, предусматриваются штрафные санкции исключительно по памятникам истории и культуры федерального значения.

УГКОИП участвовало в разработке предложений для включения специальных статей раздела по нарушениям требований сохранения, использования, охраны объектов культурного наследия памятников истории и культуры регионального и муниципального значения, их территорий и зон их охраны.

3. Следует также отметить, что администрацией города в целях обеспечения сохранности археологического слоя в 2001 г. создана служба археологического надзора в рамках Управления госконтроля охраны и использования памятников г.Казани, в обязанности которой входит контроль за проведением земляных работ, археологические наблюдения и исследования.

Без согласования УГКОИП не даются разрешения на производство земляных работ и замену инженерных сетей. Это стало действенным механизмом в предотвращении нарушения законодательства об охране историко-культурного наследия.

4. В соответствии с распоряжением Главы администрации г.Казани от 5.11.97г. №1203р “О порядке рассмотрения вопросов сохранения объектов историко-архитектурной среды и сноса ветхих строений в исторически сложившихся  районах  г.Казани”   при   Управлении   архитектуры   и градостроительства г.Казани действует Комиссия и ее рабочая группа.

Проведено 177 заседаний, даны рекомендации о сносе и сохранении по 1573 зданиям,  не  являющимся  памятниками  истории  и  культуры,  но представляющим собой исторически сложившуюся среду.

5. Выполнение Постановления Главы администрации г.Казани №2192 от 31.10.1997   “О   сохранности   историко-архитектурного   облика   при реконструкции кварталов ветхого жилья в г.Казани”, о чем указано в информации,  осложнено  объективными   обстоятельствами. Ошибочно связывать утраты исторически ценной среды с развернувшейся реализацией Федеральной целевой программы “Сохранение и развитие исторического центра г.Казани”.

В рамках подготовки к празднованию 1000-летия г.Казани программой предусмотрена реставрация 180 объектов-памятников истории и культуры.

6. По предложенным Министерством культуры РТ мерам сообщаем:

- В рамках действующего законодательства принято решение о передаче зданий с земельными участками в собственность через продажу на аукционе, подготовлены 75 лотов, в том числе 2 памятника истории и культуры;

- Разработка проекта детальной планировки исторического центра г.Казани будет завершена институтом “Казгражданпроект” в декабре 2002 года и проект в установленном порядке будет представлен на согласование в Министерство культуры РТ;

- Проекты реконструкции и реставрации памятников истории и культуры направляются на согласование в Министерство культуры РТ в установленном порядке;

- Пересмотр Перечня объектов реконструкции и реставрации к 1000-летию г.Казани предполагается провести в 2002 году по результатам анализа выполнения ФЦП и состояния объектов.

Необходимые пояснения

Из-за большого объема мы не можем полностью опубликовать информационную записку Министерства культуры Республики Татарстан, приведем лишь главные положения пространного документа, опубликованного в августовском номере газеты “Казанский телеграфъ”, посвященном проблемам сохранности памятников истории и культуры в Казани.

К письму Министерства культуры  прилагался  список конкретных объектов, уже утраченных или находящихся под угрозой разрушения, с адресами и краткой характеристикой современного состояния. И список внушительный – всего 32 объекта.

Выберем для примера два из них: один связан с русской историей, другой – с татарской.

Как видим, отношение к культуре одинаковое.

Дом Щетинкина, 1841-1844 гг., арх.Ф.И.Петонди, ул.Баумана, 34; памятник республиканского (РТ) значения, постановление СМ ТАССР №320 от 27.07.87 г., отселен, разрушается.

Дом, где родился и жил в 1882-1908 гг. Х.М.Ямашев, Тукаевская, 79; памятник республиканского (РТ) значения, постановление СМ ТАССР №591 от 30.10.59 г., отселен, часть здания разобрана.

Это хорошо, что документ попал в открытую печать, и мы узнаем о принципиальной позиции Министерства культуры по отношению к проблеме сохранения исторического и культурного наследия. Однако не можем не заметить один настораживающий пассаж из этого документа.

Выразив вполне справедливый, заметим,  гнев по поводу переделки здания Дворянского собрания, в ходе которой  у него появились купол, мансардный этаж и прочие новшества, специалисты министерства сообщают Премьер-министру о принятых в связи с этим мерах: они направили в городскую администрацию письмо, в котором посоветовали в установленном законодательством порядке обратиться в Кабинет министров по вопросу… снятия этого здания  с государственной охраны как памятника истории и архитектуры республиканского значения.

Как говорится, нарочно не придумаешь. Надо  так сделать со всеми другими памятниками. И не будет никаких проблем…

Естественно, в ответ на документ, присланный из Правительства в администрацию Казани для принятия мер, был подготовлен ответ  мэра города К.Исхакова.

Как утверждает начальник Управления госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры администрации г.Казани Ф.Забирова, он был предложен журналистам к публикации – чтобы население знало и позицию городской власти.

Однако ответа в газетах мы не увидели.

Лучше – сотрудничать

Из выступления на  Всероссийской конференции

“Проблемы охраны и реставрации памятников в современных условиях” (Булгар, сентябрь 2002 г.)

Прежде всего, хочется выразить искреннюю признательность организаторам конференции за приглашение. Есть остро наболевшие проблемы, которые лучше обсуждать вместе, чем заочно, через газеты и письма, нападать друг на друга. Лучше – сотрудничать.

Проведение конференции особенно актуально в этом году, который объявлен годом сохранения культурного наследия ЮНЕСКО. Тема конференции исключительно востребована в Казани – в связи с реализацией Программы ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкцией кварталов старой Казани, когда темпы отселения значительно превышают темпы реконструкции и инвестиционных процессов.

Проблемы регионального и национального в архитектуре исключительно актуальны в эпоху глобализации. Казань пока находится на периферии этих процессов, но мировые тенденции в архитектуре мы отслеживаем и по литературе, и в живом общении с коллегами. В июне этого года у нас прошел симпозиум “Многообразие культур – ключ в устойчивое будущее” под эгидой ЮНЕСКО и Совета Европы.

Казань – город с тысячелетней историей. Территория города составляет около 425 км. м (42516 га). Площадь исторического центра - 1700 га, или 6% от территории города. Общее количество памятников – 758. В планировке исторического города сохранились 3 градостроительные сетки, которые наложились друг на друга: татарская (до 1552 г.) и две русских – дорегулярная (до 1768 г.) и регулярная.

Мы видим, как сопротивлялись регулированию отдельные участки города: Старо­татарская слобода, район восточнее Кремля и др. Причина – не только в ландшафтных особенностях, но и в сложившейся культурной среде: население территорий хотело сохранить свой уклад и образ жизни.

В Казани, одном из первых городов России (мы опередили даже Москву), были разработаны и утверждены в 1988 г. на уровне правительства республики Проект зон охраны памятников истории и культуры и Концепция градостроительного развития до 2005 года. В этом году завершается разработка проекта детальной планировки центральной части города.

Решительный шаг в правовом регулировании застройки, в формировании единой градостроительной политики города в рыночных условиях сделан с принятием 26 декабря 1998 г. городским Советом народных депутатов Градостроительного устава Казани, который разрабатывался с 1997 по 1998 гг. Управлением архитектуры и градостроительства совместно с Международным агентством США.

Казань - первый миллионный город в России, принявший столь важный для градостроительного развития правовой документ.

Важными разделами Градостроительного устава являются разделы, связанные с вопросами сохранения историко-культурного наследия. В градостроительной и архитектурной деятельности мы руководствуемся следующими принципами: устойчивое развитие; сохранение исторически сложившейся планировочной структуры исторического центра; сохранение своеобразия Казани как исторически поликонфессионального и мультикультурного города; интегральный подход с учетом природно-ландшафтного, экологического, геологического, культурно-этнографического, социально-экономического, историко-архитектурного, инженерного и других аспектов; включенность в мировое культурное пространство; баланс культур и конфессий; органичное сочетание старого и нового; преемственность в развитии культурно-исторических традиций. Базируясь на этих принципах, мы разработали концепцию сохранения и развития Старо-Татарской слободы, Казанского Кремля, охранной зоны в центре города.

В современном мире сохранение историко-культурного наследия надо рассматривать как фактор гуманитарной безопасности. На симпозиуме “Многообразие культур – ключ к устойчивому будущему” я сделала доклад на эту тему. Речь сейчас идет не об абстрактной гуманитарной безопасности, а о физической сохранности наследия.

В Казани только в нынешнем году подожжено 2 уникальных памятника деревянного зодчества, частично разобраны 17 памятников, десятками разбираются “средовые” дома, рекомендованные к сохранению специальной комиссией по сохранению и сносу. Мы многократно обращались в милицию, давали предписания балансодержателям.

Пришлось даже жаловаться начальнику УВД.

Попытки возбудить уголовные дела по фактам разрушения памятников не только в Татарстана – в России безуспешны: не создано ни одного прецедента судебного наказания за разрушение памятника, никто ни разу не наказан – за неимением состава преступления.

Процесс разрушения “средовых” домов мародерами и поджог памятников идет с 1997 года, но  в газетах только в последние 2 месяца активно, как по команде, стали писать о “целенаправленной стерилизации исторической памяти”, об утрате былой старины, красоты и камерности Казани. Во всем обвиняют органы охраны памятников и мэра города.

При этом нас критикуют со всех сторон – и архитекторы, и власть, и жители. А у Министерства культуры РТ – “чистая” позиция: обличать и писать письма. Хотя ответственность за памятники республиканского и федерального значения  и все юридические рычаги – у него.

По программе ликвидации ветхого жилья институт “Казгражданпроект”  “приговорил” к сносу все деревянные здания в историческом центре  – 8000 домов. Мы проанализировали эти списки, и по нашему проекту 31 октября 1997 г. принято постановление главы администрации города, которым предписано обеспечить сохранность 75-ти памятников истории и культуры, 115 зданий  – реконструировать, были взяты под охрану 273 здания, представляющие архитектурно-художественную ценность как формирующие и поддерживающие среду, согласно Проекта зон охраны памятников.

Распоряжением главы администрации в 1997 г. была создана комиссия по решению вопросов сохранения и сноса в историческом центре города Казани, проведено 180 ее заседаний, обследовано 1372 здания, из них к сносу рекомендовано 608. У нас есть правовая база – федеральный закон  “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”, республиканский закон “Об охране и использовании культурных и исторических ценностей”, есть все необходимые механизмы для регулирования застройки. 

В постановлении главы администрации указывается, какие документы регламентируют строительство, указаны режимы реконструкции сохраняемых зданий и реставрации памятников. Но многие застройщики нужных согласований  не делают, архитекторы же рисуют то, что клиент захочет. Главное – получить подпись на нулевой цикл. 

Только сейчас у нас появился надежный рычаг – без подписи службы археологического надзора начало земляных работ не разрешается. А здесь и выясняется – проект не согласован, здания комиссионно не обследованы, уже наполовину разобраны,   снесены или сожжены. Ответственности за это никто не несет, так как здания – не на балансе застройщика. Начинается затяжная позиционная война.

В настоящий момент она идет по 18-ти разрешениям на нулевой цикл. Застройщики не заинтересованы в сохранении памятников и каких бы то ни было зданий.И причины здесь чисто экономические.

В этом году мне была предоставлена возможность поучиться разрешению этих проблем в Америке. Мы встречались с общественными и государственными организациями, занимающимися сохранением историко-культурного наследия в шести штатах, и везде лейтмотивом было: надо стимулировать собственников, “давать им морковку”.

В Америке прошли стадию, на которой мы находимся сейчас, еще в 60-е годы, когда в результате реализации программы борьбы с трущобами и реконструкции дорог была утрачена значительная часть наследия. В 1968 году там был принят федеральный закон об охране памятников, предусматривающий   жесткую регламентацию градостроительной деятельности.

На охране государства, наряду с памятниками археологии, со зданиями, самым старым из которых – 250 лет, состоят карусели, сараи, совершенно заурядные здания 60-х годов. Мы же теряем наследие многих поколений, живших до нас.

Фарида ЗАБИРОВА, начальник Управления госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры администрации г.Казани

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

О мерах по обеспечению соблюдения законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры

20 сентября 2002 г. № УП-824

В целях сохранения историко-архи­тектурного и культурного наследия города Казани, других городов и иных населен­ных пунктов республики, их первоначаль­ного исторического облика, а также недо­пущения утраты памятников истории и культуры, представляющих социально-культурную, историческую, архитектурную и градостроительную ценность, постанов­ляю:

1. Считать важнейшей задачей неуклон­ное соблюдение законодательства об ох­ране и использовании памятников исто­рии и культуры в процессе реализации Программы ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхо­го жилья в г. Казани, Программы подго­товки к празднованию 1000-летия осно­вания г. Казани, а также при застройке и реконструкции других городов и иных на­селенных пунктов республики.

2. Кабинету Министров Республики Та­тарстан:

— обеспечить соблюдение действую­щего законодательства об охране и ис­пользовании памятников истории и куль­туры, установленного режима содержания и использования памятников истории и культуры, их территорий и зон их охраны;

— в срок до 1 февраля 2003 года раз­работать и утвердить план мероприятий по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, объектов, представ­ляющих историческую, научную, художе­ственную или иную культурную ценность и поддерживающих историческую среду;

— обеспечить осуществление мониторинга данных о состоянии и использовании объек­тов историко-культурного наследия, включенных в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и в государственные ох­ранные реестры недвижимых памятников истории, градостроительства и архитектуры, мо­нументального искусства республиканского и местного значения и вновь выявленных объ­ектов культурного наследия;

— включить вновь выявленные объекты культурного наследия в охранные реестры нед­вижимых памятников истории, градостроительства и архитектуры, монументального искус­ства республиканского значения;

— пересмотреть перечень объектов строительства и реконструкции к 1000-летию осно­вания г. Казани, содержащийся в Программе подготовки к празднованию 1000-летия осно­вания г. Казани, дополнительно включив в него наиболее ценные объекты историко-культурного наследия;

— проводить работу по освещению вопросов охраны памятников истории и культуры в средствах массовой информации.

3. Администрации города Казани:

— совместно с Министерством культуры Республики Татарстан, Министерством строи­тельства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Службы земельного кадастра по Республике Татарстан установить строгий контроль за сохран­ностью и режимом использования памятников истории и культуры, других объектов истори­ко-культурного наследия, их территорий и зон охраны при отводах земельных участков под строительство жилых и общественных зданий, а также при ликвидации ветхих жилых домов, реконструкции кварталов ветхого жилья, реставрации памятников истории и культу­ры и благоустройстве их территорий, строительстве новых объектов в историческом центре города Казани;

— совместно с исполнительной дирекцией Государственного жилищного фонда при Пре­зиденте Республики Татарстан и Министерством культуры Республики Татарстан разрабо­тать и до 1 декабря 2002 года представить на утверждение в Кабинет Министров Республи­ки Татарстан проекты нормативных правовых актов, регламентирующих механизм сохране­ния отселенных ветхих жилых зданий, в том числе памятников истории и культуры, выяв­ленных историко-культурных объектов, до передачи их инвесторам;

— рассмотреть вопрос о включении вновь выявленных объектов культурного наследия в охранные реестры недвижимых памятников истории, градостроительства и архитектуры, монументального искусства местного значения;

— завершить до 1 января 2003 года разработку проекта детальной планировки центра города Казани. 4. Администрациям районов и городов Республики Татарстан, имеющим на подведом­ственных территориях объекты историко-культурного наследия, разработать и утвердить в установленном порядке в срок до 15 декабря 2002 года планы мероприятий по обеспече­нию сохранности и использованию в современных условиях памятников истории и культу­ры и выявленных объектов культурного наследия и определить перспективу их развития на основе учета историко-архитектурной ценности сложившейся застройки.

5. Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Республики Татарстан Шаймиев М.Ш.

«Казанские истории», №23-24, 2002 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить