Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Разрушили памятник старины? Нет состава преступления!
- 05 декабря 2002 года
В 2002 году"Казанские истории" активно разрабатывали тему охраны памятников старины. Реализация Программы ветхого жилья привела к тому, что к сносу стали готовить не только развалюхи, но и вполне добротные дома, сохранность которых гарантирована государством.
Предлагаем вашему вниманию одну из таких публикаций.
Как, оказывается, интересно и полезно читать деловую переписку. Жаль, что не всегда подобные письма становятся объектом гласности.
Из почты Премьер-министра Республики Татарстан
Кому:
Премьер-министру Республики Татарстан МИННИХАНОВУ Р.Н.
Уважаемый Рустам Нургалиевич!
В соответствии с протоколом совещания у Премьер-министра Республики Татарстан от 20 мая с.г. Министерство культуры направляет Вам информацию о состоянии историко-культурного наследия на территории г.Казани и нарушениях законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры.
Главное управление государственного контроля, охраны и использования
памятников истории и культуры Министерства культуры Татарстана
В информационной записке содержится довольно критическая оценка деятельности городской власти, констатируется, что часто отводы земельных участков под строительство жилых и общественных зданий, работы по сносу, реконструкции, реставрации и новому строительству в исторической части города проводятся без утвержденной в установленном порядке проектно-сметной и градостроительной документации, без необходимых согласований и мероприятий по обеспечению сохранности историко-культурных объектов.
Письма, предписания, заключения и рекомендации Министерства культуры РТ, решения Научно-методического совета, решения и рекомендации Комиссии и рабочей группы при Управлении архитектуры и строительства Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ по г.Казани зачастую игнорируются администрацией Казани. Самым ярким примером такого игнорирования называется реконструкция здания бывшего Дворянского собрания на площади Свободы, которая привела, по оценке специалистов, к утрате им статуса памятника.
Среди территорий, которые более всего пострадали в результате такой “реконструкции”, называются районы улиц Свердлова, Островского, Подлужной, Федосеевской, Баумана, Бутлерова, Некрасова, Кирова, район охранной зоны Кремля.
В настоящее время в городе утрачены 14 вновь выявленных историко-культурных объектов, под угрозой разрушения находятся 19, в том числе 11 – памятники истории и культуры.
В документе подчеркивается, что администрация города не выполняет даже собственные решения, в частности, постановление главы К.Исхакова от 31.10,1997 г. “О сохранности историко-архитектурного облика при реконструкции кварталов ветхого жилья в г.Казани”.
Большинство ветхих зданий и сооружений, вошедших в Перечень зданий, представляющих архитектурно-художественную ценность, формирующих и поддерживающих историческую застройку, вошедших в Программу ликвидации ветхого жилья и подлежащих сохранению и реставрации, снесены.
В записке предлагаются конкретные меры, которые помогут прекратить разрушение исторической части Казани:
– прекратить практику доведения отселенного ветхого фонда, в том числе памятников истории и культуры до аварийного состояния, обеспечить их охрану до передачи инвесторам;
– ускорить разработку проекта детальной планировки центра города, что сдерживает темпы реконструкции и создает опасность разрушения исторически сложившейся среды;
– осуществлять реконструкцию и реставрацию жилых и общественных зданий строго в соответствии с утвержденной и согласованной государственными органами охраны памятников проектно-сметной документацией;
– пересмотреть Перечень объектов реконструкции и реставрации к 1000-летию основания Казани, включив в него наиболее ценные объекты историко-культурного наследия;
– направить в органы прокуратуры материалы по фактам самовольного сноса выявленных памятников в городе.
От кого:
Главы администрации г.Казани ИСХАКОВА К.Ш.
Уважаемый Рустам Нургалиевич!
Рассмотрев и проанализировав направленную Вам информацию о состоянии объектов историко-культурного наследия на территории г.Казани, подготовленную Министерством культуры Республики Татарстан, сообщаем, что в информации наряду с объективным анализом ситуации допущен ряд неточностей.
По существу поставленных проблем считаем необходимым дополнить следующим:
1. В 1997 г. по инициативе администрации города и Министерства культуры РТ в дополнение к ранее разработанной и принятой Программе ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья во исполнение Указа Президента РТ №720 от 23.10.95 “О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, и реконструкции кварталов ветхого жилья в Казани” был разработан и принят Казгорсоветом раздел “О мерах по сохранению объектов историко-культурного наследия”.
Анализ ситуации в ходе реализации Программы показывал значительное отставание реконструкционных и реставрационных работ в историческом центре при высоких темпах отселения. Это связано прежде всего с необходимостью значительных капиталовложений не только в реконструкцию исторической застройки, но и с фактически полной заменой инженерных коммуникаций, ремонтом дорог, благоустройством улиц и т.д.
При этом следует отметить, что стоимость 1 кв.м реконструируемого исторического здания, в том числе и нового строительства в историческом центре, в несколько раз превышает стоимость 1 кв. м при типовом домостроении. Из-за необходимости замены сетей, укрепления фундаментов, замены перекрытий решение данного вопроса предлагалось вести по 2-м направлениям:
a) утверждение порядка передачи исторических зданий после отселения;
б) предлагалась передача отселенных зданий на безвозмездной основе, но стимулирование инвестиционно-строительной деятельности в области реставрации и реконструкции путем внесения предложений по установлению налоговых льгот. Это оказалось невозможным в рамках российского законодательства.
В этих направлениях приняты следующие меры:
a) В настоящее время Постановлением Главы администрации от 27.04.02 №620 “О мерах по выполнению Программы ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья по г.Казани на 2002 год” принято Положение о порядке передачи отселенных домов.
б) Федеральным законом РФ от 25 июня 2002г. №73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”, статья 14, прописан порядок получения льгот, предоставляемых физическим или юридическим лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия. До этого в законодательстве не было оснований для предоставления льгот.
2. К вопросу об административной ответственности по фактам нарушения законодательства об охране и использовании объектов историко-культурного значения сообщаем, что Управлением охраны и памятников истории и культуры Управления архитектуры и градостроительства г.Казани с 1996 г. выдано 108 предписаний по фактам нарушения законодательства, в том числе и по памятникам республиканского значения.
В Законе РТ “Об охране и использовании исторических и культурных ценностей”, как пишется в письме, отсутствуют статьи об административной ответственности, наложении административных штрафов. Поэтому по предписаниям, выдаваемым Управлением через ГАСК, приостанавливалась лишь только самовольная разборка.
Механизм взыскания ущерба по памятникам регионального (республиканского) и муниципального (местного) значения на сегодняшний день отсутствует. Кодексом РФ об административных нарушениях, статьей 7.13, предусматриваются штрафные санкции исключительно по памятникам истории и культуры федерального значения.
УГКОИП участвовало в разработке предложений для включения специальных статей раздела по нарушениям требований сохранения, использования, охраны объектов культурного наследия памятников истории и культуры регионального и муниципального значения, их территорий и зон их охраны.
3. Следует также отметить, что администрацией города в целях обеспечения сохранности археологического слоя в 2001 г. создана служба археологического надзора в рамках Управления госконтроля охраны и использования памятников г.Казани, в обязанности которой входит контроль за проведением земляных работ, археологические наблюдения и исследования.
Без согласования УГКОИП не даются разрешения на производство земляных работ и замену инженерных сетей. Это стало действенным механизмом в предотвращении нарушения законодательства об охране историко-культурного наследия.
4. В соответствии с распоряжением Главы администрации г.Казани от 5.11.97г. №1203р “О порядке рассмотрения вопросов сохранения объектов историко-архитектурной среды и сноса ветхих строений в исторически сложившихся районах г.Казани” при Управлении архитектуры и градостроительства г.Казани действует Комиссия и ее рабочая группа.
Проведено 177 заседаний, даны рекомендации о сносе и сохранении по 1573 зданиям, не являющимся памятниками истории и культуры, но представляющим собой исторически сложившуюся среду.
5. Выполнение Постановления Главы администрации г.Казани №2192 от 31.10.1997 “О сохранности историко-архитектурного облика при реконструкции кварталов ветхого жилья в г.Казани”, о чем указано в информации, осложнено объективными обстоятельствами. Ошибочно связывать утраты исторически ценной среды с развернувшейся реализацией Федеральной целевой программы “Сохранение и развитие исторического центра г.Казани”.
В рамках подготовки к празднованию 1000-летия г.Казани программой предусмотрена реставрация 180 объектов-памятников истории и культуры.
6. По предложенным Министерством культуры РТ мерам сообщаем:
- В рамках действующего законодательства принято решение о передаче зданий с земельными участками в собственность через продажу на аукционе, подготовлены 75 лотов, в том числе 2 памятника истории и культуры;
- Разработка проекта детальной планировки исторического центра г.Казани будет завершена институтом “Казгражданпроект” в декабре 2002 года и проект в установленном порядке будет представлен на согласование в Министерство культуры РТ;
- Проекты реконструкции и реставрации памятников истории и культуры направляются на согласование в Министерство культуры РТ в установленном порядке;
- Пересмотр Перечня объектов реконструкции и реставрации к 1000-летию г.Казани предполагается провести в 2002 году по результатам анализа выполнения ФЦП и состояния объектов.
Необходимые пояснения
Из-за большого объема мы не можем полностью опубликовать информационную записку Министерства культуры Республики Татарстан, приведем лишь главные положения пространного документа, опубликованного в августовском номере газеты “Казанский телеграфъ”, посвященном проблемам сохранности памятников истории и культуры в Казани.
К письму Министерства культуры прилагался список конкретных объектов, уже утраченных или находящихся под угрозой разрушения, с адресами и краткой характеристикой современного состояния. И список внушительный – всего 32 объекта.
Выберем для примера два из них: один связан с русской историей, другой – с татарской.
Как видим, отношение к культуре одинаковое.
Дом Щетинкина, 1841-1844 гг., арх.Ф.И.Петонди, ул.Баумана, 34; памятник республиканского (РТ) значения, постановление СМ ТАССР №320 от 27.07.87 г., отселен, разрушается.
Дом, где родился и жил в 1882-1908 гг. Х.М.Ямашев, Тукаевская, 79; памятник республиканского (РТ) значения, постановление СМ ТАССР №591 от 30.10.59 г., отселен, часть здания разобрана.
Это хорошо, что документ попал в открытую печать, и мы узнаем о принципиальной позиции Министерства культуры по отношению к проблеме сохранения исторического и культурного наследия. Однако не можем не заметить один настораживающий пассаж из этого документа.
Выразив вполне справедливый, заметим, гнев по поводу переделки здания Дворянского собрания, в ходе которой у него появились купол, мансардный этаж и прочие новшества, специалисты министерства сообщают Премьер-министру о принятых в связи с этим мерах: они направили в городскую администрацию письмо, в котором посоветовали в установленном законодательством порядке обратиться в Кабинет министров по вопросу… снятия этого здания с государственной охраны как памятника истории и архитектуры республиканского значения.
Как говорится, нарочно не придумаешь. Надо так сделать со всеми другими памятниками. И не будет никаких проблем…
Естественно, в ответ на документ, присланный из Правительства в администрацию Казани для принятия мер, был подготовлен ответ мэра города К.Исхакова.
Как утверждает начальник Управления госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры администрации г.Казани Ф.Забирова, он был предложен журналистам к публикации – чтобы население знало и позицию городской власти.
Однако ответа в газетах мы не увидели.
Лучше – сотрудничать
Из выступления на Всероссийской конференции
“Проблемы охраны и реставрации памятников в современных условиях” (Булгар, сентябрь 2002 г.)
Прежде всего, хочется выразить искреннюю признательность организаторам конференции за приглашение. Есть остро наболевшие проблемы, которые лучше обсуждать вместе, чем заочно, через газеты и письма, нападать друг на друга. Лучше – сотрудничать.
Проведение конференции особенно актуально в этом году, который объявлен годом сохранения культурного наследия ЮНЕСКО. Тема конференции исключительно востребована в Казани – в связи с реализацией Программы ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкцией кварталов старой Казани, когда темпы отселения значительно превышают темпы реконструкции и инвестиционных процессов.
Проблемы регионального и национального в архитектуре исключительно актуальны в эпоху глобализации. Казань пока находится на периферии этих процессов, но мировые тенденции в архитектуре мы отслеживаем и по литературе, и в живом общении с коллегами. В июне этого года у нас прошел симпозиум “Многообразие культур – ключ в устойчивое будущее” под эгидой ЮНЕСКО и Совета Европы.
Казань – город с тысячелетней историей. Территория города составляет около 425 км. м (42516 га). Площадь исторического центра - 1700 га, или 6% от территории города. Общее количество памятников – 758. В планировке исторического города сохранились 3 градостроительные сетки, которые наложились друг на друга: татарская (до 1552 г.) и две русских – дорегулярная (до 1768 г.) и регулярная.
Мы видим, как сопротивлялись регулированию отдельные участки города: Старотатарская слобода, район восточнее Кремля и др. Причина – не только в ландшафтных особенностях, но и в сложившейся культурной среде: население территорий хотело сохранить свой уклад и образ жизни.
В Казани, одном из первых городов России (мы опередили даже Москву), были разработаны и утверждены в 1988 г. на уровне правительства республики Проект зон охраны памятников истории и культуры и Концепция градостроительного развития до 2005 года. В этом году завершается разработка проекта детальной планировки центральной части города.
Решительный шаг в правовом регулировании застройки, в формировании единой градостроительной политики города в рыночных условиях сделан с принятием 26 декабря 1998 г. городским Советом народных депутатов Градостроительного устава Казани, который разрабатывался с 1997 по 1998 гг. Управлением архитектуры и градостроительства совместно с Международным агентством США.
Казань - первый миллионный город в России, принявший столь важный для градостроительного развития правовой документ.
Важными разделами Градостроительного устава являются разделы, связанные с вопросами сохранения историко-культурного наследия. В градостроительной и архитектурной деятельности мы руководствуемся следующими принципами: устойчивое развитие; сохранение исторически сложившейся планировочной структуры исторического центра; сохранение своеобразия Казани как исторически поликонфессионального и мультикультурного города; интегральный подход с учетом природно-ландшафтного, экологического, геологического, культурно-этнографического, социально-экономического, историко-архитектурного, инженерного и других аспектов; включенность в мировое культурное пространство; баланс культур и конфессий; органичное сочетание старого и нового; преемственность в развитии культурно-исторических традиций. Базируясь на этих принципах, мы разработали концепцию сохранения и развития Старо-Татарской слободы, Казанского Кремля, охранной зоны в центре города.
В современном мире сохранение историко-культурного наследия надо рассматривать как фактор гуманитарной безопасности. На симпозиуме “Многообразие культур – ключ к устойчивому будущему” я сделала доклад на эту тему. Речь сейчас идет не об абстрактной гуманитарной безопасности, а о физической сохранности наследия.
В Казани только в нынешнем году подожжено 2 уникальных памятника деревянного зодчества, частично разобраны 17 памятников, десятками разбираются “средовые” дома, рекомендованные к сохранению специальной комиссией по сохранению и сносу. Мы многократно обращались в милицию, давали предписания балансодержателям.
Пришлось даже жаловаться начальнику УВД.
Попытки возбудить уголовные дела по фактам разрушения памятников не только в Татарстана – в России безуспешны: не создано ни одного прецедента судебного наказания за разрушение памятника, никто ни разу не наказан – за неимением состава преступления.
Процесс разрушения “средовых” домов мародерами и поджог памятников идет с 1997 года, но в газетах только в последние 2 месяца активно, как по команде, стали писать о “целенаправленной стерилизации исторической памяти”, об утрате былой старины, красоты и камерности Казани. Во всем обвиняют органы охраны памятников и мэра города.
При этом нас критикуют со всех сторон – и архитекторы, и власть, и жители. А у Министерства культуры РТ – “чистая” позиция: обличать и писать письма. Хотя ответственность за памятники республиканского и федерального значения и все юридические рычаги – у него.
По программе ликвидации ветхого жилья институт “Казгражданпроект” “приговорил” к сносу все деревянные здания в историческом центре – 8000 домов. Мы проанализировали эти списки, и по нашему проекту 31 октября 1997 г. принято постановление главы администрации города, которым предписано обеспечить сохранность 75-ти памятников истории и культуры, 115 зданий – реконструировать, были взяты под охрану 273 здания, представляющие архитектурно-художественную ценность как формирующие и поддерживающие среду, согласно Проекта зон охраны памятников.
Распоряжением главы администрации в 1997 г. была создана комиссия по решению вопросов сохранения и сноса в историческом центре города Казани, проведено 180 ее заседаний, обследовано 1372 здания, из них к сносу рекомендовано 608. У нас есть правовая база – федеральный закон “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”, республиканский закон “Об охране и использовании культурных и исторических ценностей”, есть все необходимые механизмы для регулирования застройки.
В постановлении главы администрации указывается, какие документы регламентируют строительство, указаны режимы реконструкции сохраняемых зданий и реставрации памятников. Но многие застройщики нужных согласований не делают, архитекторы же рисуют то, что клиент захочет. Главное – получить подпись на нулевой цикл.
Только сейчас у нас появился надежный рычаг – без подписи службы археологического надзора начало земляных работ не разрешается. А здесь и выясняется – проект не согласован, здания комиссионно не обследованы, уже наполовину разобраны, снесены или сожжены. Ответственности за это никто не несет, так как здания – не на балансе застройщика. Начинается затяжная позиционная война.
В настоящий момент она идет по 18-ти разрешениям на нулевой цикл. Застройщики не заинтересованы в сохранении памятников и каких бы то ни было зданий.И причины здесь чисто экономические.
В этом году мне была предоставлена возможность поучиться разрешению этих проблем в Америке. Мы встречались с общественными и государственными организациями, занимающимися сохранением историко-культурного наследия в шести штатах, и везде лейтмотивом было: надо стимулировать собственников, “давать им морковку”.
В Америке прошли стадию, на которой мы находимся сейчас, еще в 60-е годы, когда в результате реализации программы борьбы с трущобами и реконструкции дорог была утрачена значительная часть наследия. В 1968 году там был принят федеральный закон об охране памятников, предусматривающий жесткую регламентацию градостроительной деятельности.
На охране государства, наряду с памятниками археологии, со зданиями, самым старым из которых – 250 лет, состоят карусели, сараи, совершенно заурядные здания 60-х годов. Мы же теряем наследие многих поколений, живших до нас.
Фарида ЗАБИРОВА, начальник Управления госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры администрации г.Казани
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
О мерах по обеспечению соблюдения законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры
20 сентября 2002 г. № УП-824
В целях сохранения историко-архитектурного и культурного наследия города Казани, других городов и иных населенных пунктов республики, их первоначального исторического облика, а также недопущения утраты памятников истории и культуры, представляющих социально-культурную, историческую, архитектурную и градостроительную ценность, постановляю:
1. Считать важнейшей задачей неуклонное соблюдение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры в процессе реализации Программы ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья в г. Казани, Программы подготовки к празднованию 1000-летия основания г. Казани, а также при застройке и реконструкции других городов и иных населенных пунктов республики.
2. Кабинету Министров Республики Татарстан:
— обеспечить соблюдение действующего законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры, установленного режима содержания и использования памятников истории и культуры, их территорий и зон их охраны;
— в срок до 1 февраля 2003 года разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность и поддерживающих историческую среду;
— обеспечить осуществление мониторинга данных о состоянии и использовании объектов историко-культурного наследия, включенных в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и в государственные охранные реестры недвижимых памятников истории, градостроительства и архитектуры, монументального искусства республиканского и местного значения и вновь выявленных объектов культурного наследия;
— включить вновь выявленные объекты культурного наследия в охранные реестры недвижимых памятников истории, градостроительства и архитектуры, монументального искусства республиканского значения;
— пересмотреть перечень объектов строительства и реконструкции к 1000-летию основания г. Казани, содержащийся в Программе подготовки к празднованию 1000-летия основания г. Казани, дополнительно включив в него наиболее ценные объекты историко-культурного наследия;
— проводить работу по освещению вопросов охраны памятников истории и культуры в средствах массовой информации.
3. Администрации города Казани:
— совместно с Министерством культуры Республики Татарстан, Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Службы земельного кадастра по Республике Татарстан установить строгий контроль за сохранностью и режимом использования памятников истории и культуры, других объектов историко-культурного наследия, их территорий и зон охраны при отводах земельных участков под строительство жилых и общественных зданий, а также при ликвидации ветхих жилых домов, реконструкции кварталов ветхого жилья, реставрации памятников истории и культуры и благоустройстве их территорий, строительстве новых объектов в историческом центре города Казани;
— совместно с исполнительной дирекцией Государственного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан и Министерством культуры Республики Татарстан разработать и до 1 декабря 2002 года представить на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан проекты нормативных правовых актов, регламентирующих механизм сохранения отселенных ветхих жилых зданий, в том числе памятников истории и культуры, выявленных историко-культурных объектов, до передачи их инвесторам;
— рассмотреть вопрос о включении вновь выявленных объектов культурного наследия в охранные реестры недвижимых памятников истории, градостроительства и архитектуры, монументального искусства местного значения;
— завершить до 1 января 2003 года разработку проекта детальной планировки центра города Казани. 4. Администрациям районов и городов Республики Татарстан, имеющим на подведомственных территориях объекты историко-культурного наследия, разработать и утвердить в установленном порядке в срок до 15 декабря 2002 года планы мероприятий по обеспечению сохранности и использованию в современных условиях памятников истории и культуры и выявленных объектов культурного наследия и определить перспективу их развития на основе учета историко-архитектурной ценности сложившейся застройки.
5. Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Республики Татарстан Шаймиев М.Ш.
«Казанские истории», №23-24, 2002 год