Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Две казанские церкви: «обезглавленная» судьба

8 октября Мэр Казани Ильсур Метшин оценил ход реставрационных работ в здании бывшей Спасо-Преображенской церкви на улице Университетской.

В рабочем обходе приняли участие заместитель руководителя Исполкома Руслан Шакиров, заместитель главы администрации Вахитовского и Приволжского районов Евгений Варакин, а также директор ООО «МК «Безопасность Офис Спец Строй» Георгий Пурелиани.

Дом №2/53 был одним из пяти объектов, о которых шла речь в январе 2013 года на аппаратном совещании в Мэрии Казани (о нем сообщала «Вечерняя Казань»). Главный архитектор Казани и руководитель Управления архитектуры и градостроительства (УАиГ) Татьяна Прокофьева, которая обязана обеспечивать контроль сохранности памятников старины, сообщила тогда, что в прошлом году было проведено 12 плановых проверок объектов исторического и культурного наследия муниципального значения. В ходе внеплановой проверки бывших храмовых сооружений на улице Университетской был составлен протокол о нарушениях в ходе ремонтных работ на объекте ООО «МК «Безопасность Офис Спец Строй»

Ровно год назад при практически полном равнодушии официальных защитников, включая представителей УАиГ, казанские энтузиасты пытались спасти здание бывшего Спасо-Преображенского храма от уничтожения.

«Тогда, помнится, официальные власти затруднились даже сообщить, кому этот памятник принадлежит. Столько раз его продавали-перепродавали, что счет потерян. Да и теперь г-жа Прокофьева отчиталась лишь формально – о протоколе на нарушения, а не о том, что же в итоге было ею и ее подчиненными сделано для прекращения разрушения памятника культуры, – писала Анна Алтынова, корреспондент «Вечерки» 23 января. 

Мимо двух бывших храмов, находящихся в самом центре Казани, ежедневно проходят тысячи людей. Но мало кто знает, что старинный розовый дом с лепниной – «обезглавленный» Преображенский храм XIX века.  Рядом, на Булаке – Никольский храм, тоже «обезглавленный». Они принадлежали единоверческой церкви – ответвлению старообрядцев, признающих юрисдикцию Московского патриархата.

Здание Спасо-Преображенского храма, построенное по проекту архитектора П.И Романова в 1870 году, преобразилось до неузнаваемости, но его фасад сохранил пышный декор в стиле эклектики псевдорусского направления. Вместе с трапезной храмового комплекса здание постановлением главы администрации Казани от 3 февраля 1997 года было признано памятником архитектуры и градостроительства. В перечень объектов культурного наследия местного (муниципального) значения здание включено постановлением Кабинета министров РТ от 10 июня 2009 года (перерегистрация – 30.09.2013).

Снимок 26 июня 2013 года. Фото Любови Агеевой

В советское время в бывшем храме находилась редакция газеты «Сталинец», затем – Радиокомитет Татарской АССР, а после его упразднения здание опустело.

23 ноября 2006 года распоряжением Комитета земельных и имущественных отношений исполкома Казани здание церкви и прилегающий к нему земельный участок были переданы ОАО «СК «Миллениум Зилант-Сити» в качестве оплаты доли учредителя (муниципалитета) в уставном капитале общества. Как оказалось, этому обществу была передана значительная часть коммунального имущества Казани, находящегося в собственности города. Это была стопроцентная «дочка» Исполкома, Комитета по имуществу. Поскольку ОАО  так и не приступило к реставрации объекта культурного наследия (видимо, такое обремение было зафиксировано документально), бывший храм был продан ООО «МК «Безопасность Офис Спец Строй», зарегистрированному 7 февраля 2011 года. Его учредителем и директором был один человек – Георгий Нугзарович Пурелиани.

Рядом со Спасо-Преображенским, по улице Университетской, Никольский храм. О том, что угловое здание на Булаке было когда-то церковью, напоминают разве что проемы окон с характерным верхним закруглением и некоторые детали старой архитектуры дома. Во время Гражданской войны купол Никольской церкви был поврежден артснарядом. В 30-е годы его остатки разобрали, колокольню взорвали.

Снимки 26 июня 2013 года. Фото Любови Агеевой

Здание использовалось как общежитие, в годы перестройки здесь был офис частной аптечной фирмы, потом -  кафе с названием «Флер» (Fleur). Судя по всему, оно сейчас пустует.

Снимок Александра Чеботаря

Эти здания оказались в центре внимания любителей старины  в 2012 году, когда в здании бывшей Спасо-Преображенской церкви начались ремонтные работы.  В один из январских дней в него заглянул молодой человек, назвавшийся Антоном. Антон Рыков коллекционировал фотографии старой исчезающей Казани и к дореволюционным постройкам был не равнодушен. Внутри здания на стенах он неожиданно обнаружил старинные росписи. На втором этаже уцелело до половины фресок, сохранившихся под толстым слоем побелки и бумажных обоев. На первом этаже были уничтожены практически все росписи. На здании он увидел объявление о его продаже с указанием телефона агентства недвижимости «Миан» (казанский офис федеральной сети агентств недвижимости появился в Татарстане в  2008 году).

Антон рассказал об увиденном в сети, обратился в ТРО ВООПИиК. Однако вскоре после его визита на двери здания появился замок, а объявление о продаже, напротив, исчезло. Антон в тревоге позвонил в казанскую редакцию «Российской газеты», опасаясь, что уцелевшие росписи могут уничтожить. Он видел, как из бывшего храма вывезли КАМАЗ мусора.

Так начался в Татарстане объявленный Год историко-культурного наследия. Если бы не случайный любопытный прохожий, решивший заглянуть в бывший храм, эта история огласки точно бы не получила.

О росписях Спасо-Преображенской церкви рассказали тогда «Российская газета» и «Вечерняя Казань».  Процитируем «Российскую газету»:

«Поначалу ничего интересного внутри не заметил. Мусор на полу, обшарпанные стены. Но тут ему показалось, что за побелкой проступает какая-то картина. Он потер штукатурку и обнаружил лик. Вдохновленный такой находкой, Антон начал отмывать стены. Через несколько часов молодой человек оказался в окружении святых. И стены, и потолок были покрыты росписями. Среди изображенных он, в частности, узнал архиепископа Казанского Гермогена, впоследствии российского патриарха. Того самого, что в 1610-1612 годах своими воззваниями из заточения поднял народ на борьбу с польскими захватчиками. Сам патриарх умер в темнице от голода. К слову, в начале марта Русская православная церковь будет праздновать 400-летие со дня его подвига.

О ценности росписей Антон судить не мог, поскольку он не специалист. Но в одном был уверен точно – нимбы святых написаны сусальным золотом.

Особых иллюзий по поводу своего открытия парень не питал. Раз здание продавалось, то наверняка под офисный центр, а значит, росписи там ни к чему. На сайте фирмы «Миан» можно было узнать и цену – более 12 миллионов рублей (казанский офис федеральной сети агентств недвижимости появился в Татарстане в  2008 году - Ред.).

Антон поспешил сфотографировать находку и выложить снимки в одной из социальных сетей. Чтобы хоть напоследок люди полюбовались. Рабочие отбили на первом этаже почти всю штукатурку, уничтожив часть фресок. Уцелели только фрески на втором этаже.

Корреспондент «РГ» обратился к заместителю министра культуры РТ Светлане Персовой, и вот что она ему сказала:

– Это здание стоит на государственной охране как памятник истории и культуры регионального значения. Оно не находится в частной собственности, и даже если вдруг его продадут, сделка будет признана незаконной, – заверила она. – Бывший храм может быть передан религиозной организации, которая обратится к нам с таким заявлением. Если желающие не найдутся, будем думать, как его использовать. Это большая проблема, характерная не столько для Казани, сколько для районов. В Татарстане много пустующих храмов. Порой стоят они просто в чистом поле, поскольку не сохранились деревни. Конечно, сейчас мы не готовы сразу все их восстановить. Церковь просит нас о передаче только тех храмов, где можно создать приход. Так что надо думать всем миром, что с ними делать.

В пустующем храме уничтожили уникальные росписи. Олег Корякин. 27.02.2012   

Активисты Татарстанского республиканского отделения ВООПИиК и Общества русской культуры направили обращения в УВД Казани и Вахитовскую районную прокуратуру города. Они связались с представителями старообрядческой общины в Казани, и те выразили готовность принять храм у государства. 28 февраля 2012 года Казанская епархия РПЦ направила Президенту РТ Рустаму Минниханову письмо от имени архиепископа Анастасия с просьбой разобраться в ситуации и оказать помощь в передаче православным проданного Спасо-Преображенского храма.

Вот что 29 февраля рассказала об этих событиях газета «Вечерняя Казань» (Инна Серова. «Кто и кому продал церковь, выясняют в прокуратуре и минкульте»):

… активисты-общественники, члены Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и татарстанского Общества русской культуры обнаружили, что в доме №2 по Университетской, который является частью храмового комплекса Спасо-Преображенской Никольской единоверческой церкви, неизвестные граждане отбивают со стен штукатурку с церковными росписями. В понедельник активисты проникли в здание, сфотографировали следы разрушений, обратились в полицию с заявлением об акте вандализма в отношении охраняемого государством памятника культуры, известили об этом прокуратуру и сотрудников министерства культуры. Было это в три часа дня.

К пяти на Университетскую прибыли наряд полиции во главе с участковым инспектором и представитель минкульта – начальник управления охраны памятников Арслан Султанбеков. Но в здание они не вошли: их встретил гражданин, который имени-фамилии не назвал и документов не предъявил, но от имени собственника заверил, что никто росписи в храме не разрушает, и пообещал предъявить «завтра» документы, дающие право распоряжаться этим зданием. Входить в помещение и осматривать его он запретил. Полиция не настаивала.

Тем временем один из блогеров, вооружившись фотоаппаратом, пробрался на территорию храмового комплекса и обнаружил свидетельства бурной деятельности. В помещении, где часть штукатурки была уже отбита, кто-то в спешке побросал строительные инструменты и рабочую одежду и под шумок скрылся. Парень «вещдоки» на всякий случай сфотографировал.

– Понимая, что до вторника на стенах храмового комплекса может не остаться ни кусочка штукатурки с росписями, мы разыскали телефон Олеси Балтусовой, – рассказывал вчера «ВК» председатель казанского отделения Общества русской культуры РТ Михаил Щеглов. – Она приехала...

Появление Балтусовой произвело эффект: к семи вечера полиция в присутствии старшего помощника прокурора Вахитовского района Ильнара Ибатуллина вскрыла замки на церковных дверях и приступила к осмотру. А еще спустя час двери храмового комплекса были опечатаны, и полиция разъяснила так и не представившемуся «представителю» собственника здания, что за разрушение росписей грозит уголовная ответственность.

Вчера Ильнар Ибатуллин сообщил «ВК», что приступил к изучению фотографий и актов осмотра помещения, в котором, как полагают общественники, был совершен акт вандализма:

– Я еще не видел правоустанавливающих документов. Сейчас готовлю требование о явке представителей собственника. Устанавливается также личность гражданина, который пока неофициально представляет интересы собственника.

Прокуратура, говорит Ибатуллин, пока располагает неподтвержденными сведениями от этого человека, что здание и земля под ним принадлежат московскому ООО «Зенит Холдинг». Об этой фирме в прокуратуре пока не выяснили ничего. Корреспондент «ВК» обнаружила в Интернете информацию о некоем зарегистрированном под Москвой, в Коломне, ООО «Зенит Холдинг». Это предприятие, находящееся в смешанной иностранной собственности, то есть в числе его учредителей могут быть не только граждане России и российские предприятия, но и иностранные юридические и физические лица, а также лица без гражданства. Там же перечислены виды деятельности фирмы: подготовка к продаже, покупка и продажа собственного недвижимого имущества, деятельность ресторанов и кафе, сдача внаем собственного недвижимого имущества, предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом. В качестве гендиректора указан Шайнуров Анвар Нуриханович. Принадлежит ли храмовый комплекс на Университетской, 2 этой фирме, в прокуратуре пока не знают.

Неясно также, кто и как будет теперь устранять нависшую над памятником культуры угрозу разрушения. Как сообщил вчера «ВК» начальник управления охраны памятников Арслан Султанбеков, комплекс Спасо-Преображенской Никольской единоверческой церкви – памятник муниципального значения, за сохранностью которого должно следить не министерство, а муниципальные чиновники. Но теперь-то уж в минкульте, говорит он, постараются разобраться, как получилось, что церковь в середине 90-х ушла в частные руки без обременения и обязательства собственника сохранить культурные ценности.

«На моей памяти другого случая, чтобы было продано культовое здание, не было, его должны были передать церкви», – заметил Султанбеков и дал понять, что в будущем, при наличии веских оснований, можно будет попробовать поднять вопрос о реституции, но пока говорить об этом преждевременно. Он подтвердил, что в понедельник на территории храма велись работы: «Когда мы вошли, во дворе догорал костер, рядом валялась спецовка»...

«Это академическая иконописная живопись конца XIX – начала XX века, которая, безусловно, достойна изучения и реставрации», – ответила на вопрос корреспондента «ВК» о ценности росписей храмового комплекса на Университетской член ВООПИиК, архитектор-реставратор Ирина Аксенова.

А председатель казанского отделения Общества русской культуры РТ Михаил Щеглов сообщил корреспонденту «ВК», что подал в полицию еще одно заявление – о возбуждении уголовного дела в связи с возбуждением религиозной ненависти. Ведь уничтожению подверглись церковные росписи, которые являются не просто памятником культуры – святыней для православных христиан, считает Щеглов.

 

По просьбам общественности, Прокуратура РТ провела проверку здания Спасо-Преображенской церкви. Как сообщило агентство «Татар-информ», в ходе проверки выяснилось, что разрешения на работы в церкви не выдавалось, а договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на указанный вид деятельности, не заключался. После прокурорской проверки здание было опечатано.

Прокуратура Вахитовского района Казани направила материалы в орган предварительного расследования ОП №16 «Япеева» для принятия решения об уголовном преследовании. Директору ООО «МК «Безопасность Офис Спец Строй» было объявлено официальное предостережение о недопустимости проведения работ, которые могут причинить вред памятнику, без разрешения соответствующего органа охраны объектов культурного наследия.

Противоаварийные работы на территории объекта культурного наследия местного значения начались летом 2012 года, затем рабочие приступили к укреплению фундамента и ремонту крыши. К июню 2013 года в историческом здании были завершены работы по восстановлению фасада, кровли, практически все отделочные работы, сообщила пресс-служба Мэрии Казани. Согласно охранному обязательству срок завершения всех работ – 2015 год, однако в настоящее время реставрация здания выполнена на 98 процентов.

Как рассказал реставратор высшей категории Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ) Валерий Косушкин, сохранившуюся на стенах трапезной здания живопись сняли и перенесли в помещение будущего храма. Кроме того в помещении сохранились тяги и остатки настенной росписи – их также решено восстановить. В планах реставраторов провести оштукатуривание стен и добавить новую живопись, объединив в концепции храмовой части старинные фрески с современной церковной росписью.

По словам Георгия Пурелиани, до нынешней реставрации комплекс зданий перестраивался 6 раз.

– Мы соединили части фундамента все зданий комплекса, восстановили кровлю, создав единый архитектурный ансамбль, – сообщил он мэру при осмотре зданий.

Назначение объекта после реставрации – административные помещения и церковный приход. Отвечая на вопрос Мэра о доступности церковной части комплекса для горожан и туристов, Георгий Пурелиани рассказал, что будут определены часы посещения.

– У нас есть договоренность с Казанской епархией о возможности проведения религиозных обрядов в здании бывшей Спасо-Преображенской церкви, – отметил он.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить