Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Казань будущего: какой она встретит свой миллениум?

Перемены, происходящие в последнее время в облике Казани, кого-то радуют, а кого-то огорчают. Контролируются ли эти процессы государством? Кто и почему разрешает сносить здания, являющиеся памятниками культуры и истории?

Газета «Казанские истории» уже не раз писала на эту тему. Сегодня предлагаем вашему вниманию интервью с первым заместителем министра культуры Республики Татарстан, начальником Главного управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры РТ, кандидатом исторических наук Рафаэлем Валеевым.

Рафаэль Миргасимович, что вы можете сказать о выполнении указа Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева «О мерах по обеспечению соблюдения законодательства по охране и использованию памятников истории и культуры» от 20 сентября 2002 года?

– Указ Президента был принят в связи с тем, что начала обостряться обстановка, связанная с осуществлением Программы ликвидации ветхого жилья в части реконструкции исторического центра. Основной проблемой было отсутствие генплана и проекта детальной планировки исторического центра. На сегодняшний день самый важный результат указа – это то, что администрация города начала активно заниматься этим вопросом. Мы вместе рассмотрели представленный нам на согласование проект детальной планировки исторического центра города. Первоначально там вообще не было раздела, посвященного сохранению историко-культурного наследия. По нашим замечаниям этот раздел добавили. В настоящее время основополагающий градостроительный документ существует.

Конечно, генплан и проект детальной планировки исторического центра Казани – не панацея. К сожалению, они не позволяют полностью решить все вопросы, но помогают отслеживать малейшие изменения на законодательном уровне. В принципе, сохранение историко-культурного наследия – только маленькая толика большой проблемы под названием «сохранение облика города Казани».

Эта задача намного шире, чем сохранение памятников культуры. До 2000-2001 года больше решались задачи по Программе ликвидации ветхого жилья и строительству в новых районах города. В исторический центр были лишь единичные вложения – например, при решении вопроса инженерного обеспечения в квартале Б (Булак, улицы Свердлова, Островского). Принятие указа Президента Татарстана дало толчок более основательным и систематическим мерам. Поскольку проект детальной планировки в настоящее время существует, сейчас перед архитекторами стоит задача – найти правильное соотношение между реставрацией и реконструкцией. И уже есть хорошие примеры, в том числе и при осуществлении федеральной целевой программы к 1000-летию Казани.

– А как быть с теми зданиями, которые являются не памятниками культурного наследия, а, выражаясь языком архитектуры, средообразующими?

– В принципе, в генплане и в проекте детальной планировки заложены требования сохранить большую часть таких зданий или заменить на стилизованные под время их строительства. Не секрет, что у некоторых инвесторов, получивших землю, есть желание построить не двух- или трехэтажное здание, а значительно выше. Однако в генплане введены ограничения. Для градостроительства это очень важный момент, хотя сегодня идут горячие споры. Предлагается значительно больше использовать высотные застройки. Это и понятно: город-то надо обогащать. Против этого нет возражений, главное – чтобы это не стало самоцелью, потому что высотка для того, что мы называем человеческим измерением города, – не главное.

– Видимо, в этих спорах и была решена судьба одной из старинных, колоритных улиц Казани – улицы Свердлова?

– Если вы помните, с этой улицы, по сути, началось осуществление Программы ликвидации ветхого жилья. А когда из старых зданий выселяют жильцов, там поселяются бомжи – и начинается «выморачивание» постройки. В результате здания приходят в такое состояние, что их легче снести, чем отремонтировать. Еще одна причина столь кардинальных изменений в этом районе идет строительство метро…

– Вернемся к указу Президента. В нем есть такой пункт: «Пересмотреть перечень объектов строительства и реконструкции к 1000-летию осно­вания г.Казани, содержащийся в Программе подготовки к празднованию 1000-летия осно­вания г. Казани, дополнительно включив в него наиболее ценные объекты историко-культурного наследия».

Насколько известно, перечень не увеличивался, а, наоборот, сокращался, на что есть и объективные причины. Как сегодня реально выглядит перечень объектов, которые будут реконструированы к юбилею? Согласовывает ли городская администрация с Министерством культуры изменения в нем?

– Во исполнение указа Президента постановлением Кабинета министров от 15 декабря 2003 года утвержден дополнительный перечень объектов строительства и реконструкции к 1000-летию основания Казани, в который вошли 11 объектов культурного наследия – памятники истории и культуры. Да, к сожалению, многие объекты, вошедшие даже в первоначальный перечень, не будут реставрированы и реконструированы к 1000-летию Казани. Одна из причин – сокращение финансирования. Когда было заседание оргкомитета, нам сказали, что нужно определить приоритеты. Собственно эти приоритеты начали определяться, уже начиная с 1998-1999 годов. Это, безусловно, Казанский Кремль, где проводится огромный объем работ.

Наиболее удачным примером здесь можно назвать здание юнкерского училища. Полностью завершается реставрация его фасада, сейчас ведутся внутренние работы. Решается вопрос о размещении здесь комплекса музеев. Другие проекты Кремля – реставрация Благовещенского собора и воссоздание мечети Кул Шариф. Благовещенский собор и Кул Шариф распахнут свои двери к 2005 году. По большим праздникам они будут использоваться как культовые учреждения, а в обычные дни будут работать как музеи фресок и исламской культуры соответственно. Также подготовлено решение Правительства – оно сейчас проходит согласование – об открытии музея археологии, который будет в ведении Института истории АН РТ и музея-заповедника «Казанский Кремль». Музей расположится в церкви Николы Ратного и в сохранившейся части Спасо-Преображенского собора.

На втором месте после Кремля стоит Казанский государственный университет. Планировалось получить на его реставрацию около 2 млрд. рублей. Получим где-то около одного. Когда начинали работы, думали, будет только косметика. Но затем пришли к выводу, что надо уже сейчас готовить схему дальнейшего развития университета. Разрабатывая генплан развития КГУ, пришли к решению, что построенные здания по улице Профсоюзной замечательно впишутся в университетский комплекс. Это дело ближайшего будущего.

А сейчас практически полностью сделан объем работы по главному зданию и начаты работы по полуциркульным корпусам и астрономической лаборатории. Тут надо отметить: благодаря тому, что проектно-сметная документация по КГУ была разработана вовремя, вопросы с казначейством решались довольно быстро. В числе приоритетов, конечно, Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. По первым подсчетам, чтобы полностью решить задачи его развития, необходимо порядка 47 млн. долларов, но, к сожалению, таких средств у нас нет. На сегодняшний день приходится укладываться в сумму около 30 миллионов.

– Успеете закончить реконструкцию театра к юбилею Казани?

– Должны. Другого пути нет. Основные торжества в честь тысячелетия пройдут именно в оперном театре. Сейчас там работает большое количество ремонтников, строителей – порядка 150-180 человек. Значительно обновились фасады. К концу осени работу здесь планируется закончить. Одновременно идут работы внутри, причем, с учетом предложений, которые были сделаны в свое время автором проекта – архитектором Гайнутдиновым. Например, центральная лестница прежде была гипсовой, теперь будет мраморной.

– Какие памятники культуры не вошли в юбилейную программу, но тем не менее реставрируются?

– Например, Качаловский театр, который тоже является памятником культуры. Работы здесь выполняются по Федеральной адресной инвестиционной программе и за счет резервных денег, которые выделяют Правительство и Президент Татарстана. По такому же механизму финансируется реконструкция здания городской администрации на улице Кремлевской, за которую взялись только недавно. Начаты работы по реставрации Апанаевской мечети – памятника архитектуры ХVIII века, домов, связанных с выдающимся русским писателем Львом Толстым, Зилантова монастыря в Кировском районе, здания Духовной семинарии, связанной с именем выдающегося  татарского просветителя Каюма Насыри и используемого в настоящее время под геологический факультет Казанского университета, здания Казанской мануфактуры на улице Свердлова и других.

– Рафаэль Миргасимович, как сложится судьба тех объектов, которые выпали в настоящее время из всех юбилейных списков из-за недостатка финансирования? Например, Дома ученых?

– Реставрация и реконструкция Дома ученых, к сожалению, приостановлена в связи с сокращением финансирования ФЦП «Сохранение и развитие исторического центра г.Казани». В соответствие с распоряжением Кабинета министров Татарстана от 11 июня 2004 года в настоящее время разрабатывается Программа социально-экономического развития РТ на 2005-2010 годы и перспективу до 2015 года, в которой предусмотрен раздел «Политика в сфере культуры». Министерство культуры уже направило в Кабинет министров о необходимости разработки и утверждения целевой комплексной программы сохранения культурного наследия «Мирас-Наследие» на 2006-2010 годы и на перспективу до 2015 года.

В проекте программы нашли отражение вопросы сохранения всех видов наследия, в том числе недвижимого (памятников, в том числе и культовых зданий и сооружений, ансамблей и комплексов, достопримечательных мест) и движимого (архивов и архивных документов, кино- и фотодокументов, музеев и музейных фондов, научно-исторических реликвий, фольклора, традиций, обрядов и т.д.), а не только те, за которые отвечает Минкультуры РТ в соответствии с возложенными на него задачами и функциями. Так что объекты, не отреставрированные к 1000-летию Казани, будут представлены в первой или других программах.

– А это правда, что гостиницу «Казань», которой гордилось не одно поколение казанцев, собираются снести?

– Нет, сноситься она не будет. Несколько лет назад заказчиком по реставрации и реконструкции здания была определена французская фирма «Буиг Бутиман», которой Министерством культуры Татарстана было выдано реставрационное задание на разработку проектно-сметной документации. Были начаты предварительные работы по подготовке к процессу реставрации и реконструкции под пятизвездочный отель. К сожалению, по неизвестным причинам контракт с фирмой был разорван администрацией Казани. Уже больше года никакие работы не ведутся, что неблагоприятно сказывается на состоянии здания. В настоящее время найден новый инвестор.

– Есть сведения о том, что своды памятников федерального и республиканского значения перетерпели изменения. Так ли это, если да, то какие это изменения? На каком уровне приняты решения по изменениям?

–  На 1 января 2004 года в республике выявлено более 5 тысяч объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Из них 2230 (2550) состоят на государственной охране – федерального, регионального (республиканского) и местного значения. Действительно, количество объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) постоянно изменяется. По сравнению с 1990 годом их число увеличилось в 3 раза, если сравнивать  с 2001 годом – в 1,7 раза. Это стало возможным благодаря целенаправленной работе по выявлению, изучению и паспортизации памятников, которая проводится Министерством культуры совместно с Институтом истории и другими организациями и учреждениями.

Однако при этом надо заметить, что включение того или иного объекта в Список памятников – не самое главное. Важно включить наиболее ценные и то, что подчеркивает лицо и культурное наследие народов, проживающих в Казани и республике.  Хочу обратить ваше внимание на то, что из более чем 5 тысяч памятников археологии, начиная с глубокой древности до ХVII века, на государственной охране состоит только небольшая часть. Предстоит большая работа по паспортизации и фотофиксации, включение их в государственные реестры с составлением всего перечня документации, что определено новым федеральным и республиканским законом. Наиболее правильным и научным подходом является составление Свода памятников истории и культуры Татарстана.

Вышел I том – по районам и городам республики, в конце 2004 года выйдет 2 том. Я думаю, в 2005-2006 годах будет подготовлено еще два тома – по археологическому наследию республики. Важно и то, что в рамках Российской Федерации мы вышли на подготовку Свода памятников татарского народа в регионах России и уже завершена работа по Поволжскому региону. Сегодня мы выходим и на работы по осуществлению мониторинга культурного наследия республики.

– Практика показывает, что нарушения законодательства об охране памятников зачастую проходят безнаказанно. Раньше говорили: нет законов. Сейчас есть законы – и федеральный, и республиканский. А применяются ли они?

– Не могу согласиться, что нарушение законов об объектах культурного наследия проходит безнаказанно. Могу привести конкретные примеры. В результате незаконного строительства двухэтажного жилого кирпичного дома на территории Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника пострадал культурный слой Болгарского городища Х-ХV веков. По исковому заявлению Минкультуры Прокуратура РТ возбудила уголовное дело. В декабре 2002 года Спасский городской суд приговорил нарушителя к лишению свободы на срок 1,5 года (условно). В марте 2003 года состоялось повторное рассмотрение данного уголовного дела в Спасском районном суде, по которому ответчик приговорен к уголовной и административной ответственности.

Еще один пример. В 2004 году Прокуратурой Вахитовского района Казани на сновании подготовленных нами материалов возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 243 УК РФ по факту уничтожения памятника истории и культуры республиканского значения «Дом А.И.Пора со службами» (ул.Гоголя, 29, трехэтажный дом был построен в начале XX века, являлся ярким образцом стиля модерн – ред).

По ряду нарушений по заявлениям министерства органами прокуратуры направлены представления о строгом соблюдении законодательства (ООО «Элон», ООО ПСО «Дом Кекина»). Кроме того, в последнее время совместно с Прокуратурой РТ осуществлена проверка соблюдения законодательства во всех районах и городах республики. Хочу заметить, что началась более конкретная и предметная работа в этом направлении. Нас активно поддерживает в этом  Прокурор республики К.Ф.Амиров.

– Простите, а как соотносится с законом смелая модернизация купола Дворянского собрания, являющегося памятником?

– Вокруг этого здания было достаточно много споров и среди архитекторов, и среди реставраторов, и среди историков, и среди руководителей. Во всяком случае, первоначальный проект был без изменений крыши, но затем администрация города начала достаточно активно «проталкивать» изменение купола. Мы рассматривали это решение у себя на совете и вынесли предложение не изменять фасад или изменить настолько, чтобы это не особенно сильно выпирало. После этого был привлечен федеральный архитектор – Татьяна Ефимовна…. Она посмотрела проект и нашла, что в принципе такое возможно. Но все равно это надо делать в рамках закона. И тогда мы вышли на Правительство республики. Последнее слово было за ним. И такое решение было принято. Так что все в рамках закона.

– Нет опасения, что создан прецедент? И теперь будут менять исторические здания все, кому захочется и как захочется?

– Нет. В связи с принятием федерального закона в 2002 году изменилась сама процедура согласования. То есть такие крупные проекты необходимо будет согласовывать не только на уровне субъекта федерации, но и на уровне России – в Министерстве культуры и массовых коммуникаций России.

– Вы думаете, что в Москве смогут вникнуть в наши местные тонкости?

– В тонкости они, конечно, не всегда вникают. Но когда представляется весь комплекс проектно-сметной документации, эти вопросы решать легче. А вот что касается прецедента, понимаете… Я считаю что самое главное – не разрушить сам памятник. Новый республиканский закон, касающийся охраны памятников культурного наследия, будет вот-вот принят, он уже прошел два чтения в Госсовете. Вначале мы думали, что только внесем дополнения и изменения в действующий закон, но, по сути, появилась новая редакция.

– Расскажите, как министерство контролирует выполнение законов. Насколько эффективна эта работа?

 – Для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, их территорий и зон охраны Министерство культуры организовало государственный контроль за соблюдением должностными, физическими и юридическими лицами требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия. Он заключается в проведении целевых проверок (плановых и внеплановых). Экспертная комиссия Минкультуры по определению вреда (ущерба), нанесенного археологическому культурному слою (создана в декабре 2002 года), куда входят представители Главного управления охраны памятников при Минкультуры РТ, Управления госконтроля охраны памятников истории и культуры Департамента архитектуры и градостроительства Министерства архитектуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства  по Казани и Института истории АНТ, в 2004 году провела 27 проверок. По их итогам составлено 11 актов по фактам нарушения законодательства в области сохранения объектов культурного наследия, выдано 11 предписаний об устранении выявленных нарушений, которые в настоящее время устранены за исключением одного, а именно: ООО «Зирве» приостановило земляные работы по улице Кирова, но еще не согласовало проектно-сметную документацию.

Организовано проведение мониторинга состояния и использования объектов культурного наследия федерального и регионального значения на территории Казани, Пестречинского, Тюлячинского и Сабинского районов. В проекте пообъектного плана финансирования мероприятий по охране и реставрации памятников истории и культуры Республики Татарстан на 2005 год предусмотрены средства на его дальнейшее проведение.

Проведено 90 экспертиз-согласований земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, и документации, обосновывающей проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, которые могут оказывать прямое и косвенное воздействие на объекты; 13 экспертиз земельных участков, подлежащих передаче в собственность юридическим и физическим лицам с выдачей заключения о наличии ограничений для территорий, имеющих культурную и историческую ценность.

Собственникам земельных участков, имеющим на своей территории историко-культурные объекты, выдано 3 охранных обязательства по их содержанию, сохранению и использованию. В рамках переданных Минкультуры РФ полномочий по лицензированию деятельности по реставрации объектов культурного наследия рассмотрены материалы 43 юридических и физических лиц. Проведено 8 заседаний комиссии по лицензированию, выдано 43 лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия регионального и местного значения, в том числе 20 – в первом полугодии 2004 года. Наше министерство совместно с Институтом истории для МВД готовит предложения по наиболее проблемным территориям, которые подвергаются целенаправленным грабительским раскопкам («черная археология»).

Предполагаются и структурные изменения. В рамках созданной в Москве Федеральной службы по надзору в сфере  массовых коммуникаций и охране культурного наследия предполагается передача федеральных полномочий республиканским органам, а также реорганизация Главного управления охраны памятников в республиканскую службу по сохранению историко-культурного наследия – для осуществления не только надзора, но и самих мероприятий по сохранению наследия.

– Знают ли в министерстве о деятельности общественных организаций по охране памятников? Почему у нас умер ВООПИиК?

– Да, естественно, мы знаем о деятельности таких организаций. Это клуб любителей старины «Ак Керман», организованный, в том числе редакцией газеты «Казанские истории», Татарское отделение Российского общества историков и архивистов, АНО «Институт культурного наследия», АНО «Казанский институт археологии», Татарстанское отделение Российского национального комитета ИКОМОС (международная неправительственная организация) и др. Казанское отделение ВООПИиК тоже продолжает существовать.

Со многими из них мы тесно сотрудничаем по различным направлениям: выявление, изучение, паспортизация объектов культурного наследия, проведение их мониторинга и популяризации, спасательных археологических полевых работ и т.д. Что касается республиканского отделения ВООПИиК, то оно самоликвидировалось в сентябре 1992 года, потому что не смогло приспособиться к современным реальностям.

– Как вы лично относитесь к идее продавать памятники старины? Какова позиция министерства?

– В соответствии с федеральным законодательством объекты культурного наследия, независимо от категории их историко-культурного значения, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности. Поэтому передача в частную собственность отдельных объектов культурного наследия должна осуществляться при условии, что новый собственник будет нести бремя содержания принадлежащего ему объекта с учетом требований законодательства. При этом определен перечень объектов, не подлежащих приватизации.

Почему? Да потому что средств, выделяемых из федерального, республиканского и местного бюджетов на реставрацию, реконструкцию и даже ремонт памятников истории и культуры никогда не хватало и не хватает. Недостаток средств создает проблемы даже с продолжением уже начатых работ по реставрации, поскольку их прекращение связано с разрушением и утратой уже отреставрированных элементов памятников. Нередко отсутствие достаточного финансирования приводит к тому, что реставрация памятников истории и культуры ведется с нарушением методических и технологических норм, без утвержденной проектной и градорегулирующей документации.

В ближайшее время у государства не будет достаточно средств, чтобы принципиально улучшить ситуацию. Что делать? И дальше только одному государству нести ответственность за сохранение культурного наследия и наблюдать за гибелью ценнейших памятников? Конечно же, нет. Актуальнейшая задача – каждому такому объекту найти вместо государства нового хозяина, воспитать этого хозяина и контролировать его.

Сегодня пользователям и собственникам памятников истории и культуры невыгодно нести расходы, связанные с реставрацией, так как они превышают расходы на капитальный ремонт и даже в отдельных случаях на новое строительство. Поэтому экономическое стимулирование посредством установления налоговых и иных льгот юридическим лицам, гражданам, их объединениям, деятельность которых обеспечивает эффективное сохранение памятников, позволит реально привлечь поток внебюджетных инвестиций.

Отдельные льготы имеются или будут предусмотрены и у нас, но их недостаточно, чтобы коренным образом изменить ситуацию с привлечением внебюджетных источников финансирования. Разграничение объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность влияет на практическое решение всех базовых вопросов государственной охраны, сохранения, использования и популяризации памятников истории и культуры. В соответствии с федеральным законом об объектах культурного наследия с 29 июня 2002 года до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, приостановлена приватизация объектов культурного наследия федерального значения, разрешенная с декабря 2001 года, а также регистрация права федеральной собственности и права собственности субъектов РФ на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности. Так что на вопросы о судьбе конкретных объектов сегодня ответить сложно.

Беседовала Резеда ДАУТОВА

"Казанские истории", №19-20, 2004 год

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить