Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
В Казани прошел первый Международный фестиваль еврейской музыки
- 06 июня 2012 года
6 июня 2012 года гала-концертом в здании Татарском академического театра имени Г.Камала в Казани завершился I Международный фестиваль еврейской музыки.
Он начался 4 июня. В рамках фестиваля за три дня прошло более десятка концертов и мастер-классов, причем не только в Казани, но и за ее пределами – 5 июня на земле древних Болгар звучали современные израильские песни.
Зрители концерта под открытым небом на улице Петербургской. Фото с сайта inkazan.ru
Музыкальный праздник собрал в Казани не только многочисленных гостей из разных стран, но и бывших казанцев, в том числе Бориса Львовича и Алину Ивах.
Борис Львович и Эдуард Туманский. За несколько минут до открытия фестиваля
Концерт на улице Петербургской открыл казанский ансамбль клезмерской музыки «Симха», созданный на заре перестройки музыкантом Государственного симфонического оркестра Леонидом Сонцем. Борис Львович подчеркнул, что эта честь выпала ансамблю не случайно – именно «Симхе» Казань обязана возрождением еврейской культуры.
После выступления ансамбля перед публикой, среди которой, кстати, были евреи самого разного возраста, с приветственным словом выступила заместитель министра культуры РТ Гузель Нигматуллина. «Мы искренне надеемся, что этот фестиваль станет ярким, незабываемым событием для нашего города. Подобные фестивали проходят в крупнейших столицах мира: в Вене, Берлине, и сегодня Казань примет на своей земле более ста музыкантов. Сегодняшний фестиваль – это еще один шаг к сближению разных национальностей», – заключила она.
После этого президент Татарстанской еврейской национально-культурной автономии Михаил Скоблионок, владелец отеля «Регина», около которого проходил концерт открытия фестиваля, отметил, что подобный музыкальный праздник ежегодно проводится в Одессе. Теперь он будет проходить и в Казани.
Первый секретарь Посольства Государства Израиль в России Шломо Воскобойник заметил, что у каждого города есть своя песня, и отметил, что песня Казани – это песня добра, понимания и бескорыстия.
В рамках фестиваля выступило около ста музыкантов из десятка стран мира. Зарубежные гости, многие из которых впервые посетили Россию, признались, что очарованы городом и приемом, оказанным им.
Заключительный концерт I Международного фестиваля еврейской музыки в театре имени Камала открыл студенческий оркестр татарской музыки «Татарика» под управлением профессора Казанской государственной консерватории Рината Халитова. Молодые музыканты исполнили три сочинения, представляющие еврейскую, татарскую и американскую музыку, что еще раз подтвердило интернациональный характер национального фестиваля.
В пресс-релизе оркестр представили как вполне зрелый музыкальный коллектив, известный не только на родине, но и за рубежом. В копилке оркестра победы на международных конкурсах в Италии (1995 год – I премия), Франции (1997 год – Гран-при).
Весьма оригинальным получилось выступление популярной музыкальной группы «Казан егетлэре», задорно спевшей одну из еврейских народных песен. Музыканты заставили подпевать весь зал.
Это очень популярный коллектив, лауреат Гран-при международного тюркского фестиваля «Урал моны», обладатель премии «Лучшая группа года» конкурса «Татар яшьлэренен глобаль хэрияте», лауреат конкурса «Татар жыры» в Казани.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Израиля в России Дорит Голендер-Друкер, которая не смогла приехать в Казань, в своем послании, прозвучавшем в театре, сказала ключевую фразу: музыка – это один из языков, у которого нет Отчества и которому не нужен перевод.
Если не ошибаюсь, первый секретарь посольства Шломо Воскобойник, зачитавший это послание, добавил, что у музыки безвизовый режим. Об этом же говорил в своем выступлении Фарид Мухаметшин, который был в этот вечер в двух лицах – и как Председатель Государственного Совета Татарстана, и как руководитель Ассоциации народов республики. Он вручил организаторам фестиваля благодарственные письма от республиканского парламента.А ему вручили книгу с биографией Шемона Переса, с которым Ф. Мухаметшин был знаком.
Благодарственное письмо получает Шломо Воскобойник
Благодарственное письмо Эдуарду Туманскому
Благодарственное письмо Михаилу Скоблионку
На моей памяти это был первый подобный случай, к тому же организаторов похвалили не в служебном кабинете, а, что называется, на миру.
Благодарственные письма получили художественный руководитель фестиваля Эдуард Туманский и президент Татарстанской еврейской национально-культурной автономии Михаил Скоблионок, а также именитые гости из Москвы.
Ф. Мухаметшин напомнил собравшимся, что еврейская национальная община была создана в нашей республике одной из первых в Советском Союзе, и огромная заслуга в этом – руководителя оркестра клезмерской музыки Л. Сонца.
Леонид Сонц многое сделал для развития еврейской культуры и религии в Татарстане. В 1989 году по его инициативе в Казани возник клуб «Менора», со временем ставший одной из самых крупных и образцовых еврейских общин России. Л. Сонцу и его соратникам в 1996 году удалось вернуть здание синагоги, отобранное у казанских евреев в 1929 году. Собственно, власти и не особо сопротивлялись. Время потребовалось, чтобы отселить из здания Дом учителя.
Сегодня уютный дом на улице Профсоюзной – это гостеприимный, всегда многолюдный общинный центр, и духовный, и культурный, и образовательный.
Примечательно, что вся жизнь казанской еврейской общины тесно переплетается с музыкальной жизнью Казани. Еврейские общественные организации вовлекаются в круговорот музыкальных фестивалей, семинаров, конкурсов, которых в последнее время там много проводится в нашем городе.
«Создавая фестиваль, мы ставили своей целью, прежде всего, показать, чем живет современный еврейский музыкальный мир, – сказал художественный руководитель фестиваля Эдуард Туманский. – И в этом смысле казанский форум коренным образом отличается от российских и зарубежных аналогов, представляющих в основном традиционные музыкальные направления. Мы раздвинули узкие границы жанра, развенчав стереотип о том, что еврейская музыка – это только «Семь-сорок» и «Хава нагила»!
Каждый из артистов, выступивших на фестивале, представил «свою» еврейскую музыку – и это, без преувеличения, уникально!»
В рамках фестиваля выступило около ста музыкантов из десятка стран мира. Зарубежные гости, многие из которых впервые посетили Россию, признались, что очарованы городом и приемом, оказанным им.
«Сам факт того, что фестиваль еврейской музыки проводится в мусульманской республике, – уже нонсенс, – признался в одном из интервью австрийский музыкант Роман Гринберг. – Два года назад меня пригласили выступить в Стамбул. Я получил официальное письмо-приглашение из Турции, в котором среди прочего говорилось, что это мусульманская страна и организаторы не могут гарантировать нашу безопасность. Конечно, мы никуда не поехали. А здесь, в Казани, все очень мирно. Нас принимали очень тепло!».
Открывая последний концерт, московский актер Борис Львович, который начинал свою карьеру в Казани, подчеркнул, что горд, что фестиваль проводится в его родном городе, где он родился и где началась его творческая карьера. Он напомнил ход фестиваля.
Ведущий концерта – Борис Львович
Мне, к сожалению, не удалось побывать на концерте в первый день фестиваля, который проходил на улице Петербургской, но очевидцы рассказывали мне, какое это было грандиозное действо. Концерт продолжался несколько часов. Выступили практически все участники фестиваля. И этим он отличался от подобных мероприятий, когда именитые участники чаще всего приезжают только для одного выступления. Это был тот случай, когда они ощущали себя не просто артистами, но прежде всего – участниками большого национального сбора большой еврейской общины.
На закрытии выступили Леонид Пташка (Израиль), Робин Эркол (Нью-Йорк,США), Яны Мирабель Эсперанса Родригес (Куба-Израиль), коллективы «KLEZMASTERS» (Москва), «Мамины дети» (Одесса, Украина), «Симха» (Казань), «Академик Бэнд» (Ульяновск), «Jake Pisak Band» (Израиль), «David Jazz Orchestra» (Екатеринбург), «Опа!» (Санкт-Петербург), «Dobranoch» (Санкт-Петербург), «Pushkin! Klezmer Band» (Киев, Украина).
Концерт продолжался дольше обычного, и никто не уходил. Зал и сцена были единым целым. Дружно аплодировал, кричал «Браво!», подпевал, откликался на шутки и анекдоты, которые в большом количестве рассказывал Б. Львович, пока очередной коллектив настраивал музыкальные инструменты. В пресс-релизе его представили как ведущего юмористических программ российского телевидения, обладателя самой большой коллекции закулисных баек и анекдотов театральной Москвы. Борис родился в Казани, окончил Казанский государственный университет и Театральное училище им. Б.В.Щукина при Государственном академическом театре им. Евг. Вахтангова. Сейчас живет в Москве.
Будет довольно трудно выделить кого-то из выступавших. Понравились все. Тем не менее попробую.
Очень порадовалась за нашу «Симху». Музыканты показали очень высокий класс исполнения.
Клезмерский ансамбль «Симха» основан в 1989 году в Казани. Творческий почерк коллектива характеризуется приверженностью к истокам музыкальной культуры еврейского народа. В репертуаре ансамбля – программы еврейской музыки и песни, классическая и популярная музыка, джаз. Он принимает активное участие в еврейской музыкальной жизни Казани, России, СНГ. Им сыграно более 500 концертов в различных городах России (от Москвы до Хабаровска), странах ближнего и дальнего зарубежья (Израиль /Иерусалим, Тель-Авив/, Чехия, США /Нью-Йорк, Линкольн Центр/ и др.).
Состав ансамбля: Эдуард Туманский (вокал), Владимир Штейнман (фортепиано), Альберт Гильфанов (кларнет), Аскар Курбангалеев (бас-гитара), Эдуард Нуруллин (ударные), Олег Мороз (скрипка).
Со мной рядом сидел Альберт Гильфанов, который по болезни не мог в этот вечер выступать. Мы вспомнили, как все начиналось. Именно Казань стала городом, где впервые в Советском Союзе люди перестали скрывать свою национальность, запели на родном языке. И вдруг оказалось, что еврейские песни любят люди самых разных национальностей. В «Симхе» тоже играли не только евреи, но и русские, татары.
Леонид приглашал музыкантов не по национальности, а по профессиональному мастерству. С тем же Альбертом они вместе играли в государственном филармоническом оркестре. Кларнетист Гильфанов не отказался и получил возможность активной творческой деятельности. Кларнет в любом клезмерском коллективе – самый главный инструмент.
Великолепно играет скрипач Олег Мороз. На концерте он солировал в композиции, которую аранжировал еще Л. Сонц. Народную песню о маме зал слушал в гробовой тишине. А потом разразился долгими аплодисментами.
Казанские корни имеет украинский коллектив «Pushkin! Klezmer Band» из Киева. Он создан казанским кларнетистом Дмитрием Герасимовым. В 2008 году будущий солист «Пушкина» приехал в Одессу в поисках любви, тепла и клезмера. Но нашел весь этот букет только спустя полгода, уже в Киеве. К осени 2010 года появился новый бэнд, играющий клезмерскую музыку так, как ее уже давно не играли в тех краях.
Несмотря на молодость, «Пушкин» сыграл десятки концертов на лучших площадках Украины, России, Европы и Уругвая. Из еврейского, цыганского и одесского фольклора музыкантом удалось сделать настоящий украинский world music.
В составе группы музыканты из четырех стран мира: Митя Герасимов (Россия) – кларнет, вокал, Аврам Лепадату (Молдова) – альт-саксофон, Марк Токарь (Украина) – контрабас, Васыль Гнатчук (Украина) – аккордеон, Андрей Войтюк (Уругвай) – барабаны.
В ансамблях «Опа!» и «Dobranoch» мы увидели одних и тех же музыкантов. Они приехали в Казань из Санкт-Петербурга. Их выступление – одно из самых ярких впечатлений концерта. И не только потому, что они подтвердили высокую оценку их творчества в пресс-релизе. Они заразили своим хорошим настроением даже тех, кто оказался в зале случайно. Музыканты устроили настоящий концерт в антракте. Люди подпевали, танцевали…
«Опа!» – музыкальная группа, по стилю – смесь из музыки свадебных оркестров, восточноевропейского фольклора и ska с «эстрадным» уклоном. Коллектив исполняет преимущественно авторские инструментальные композиции. Основу звучания проекта определяет брасс-секция.
Неоднократные участники многих европейских и российских фестивалей и open-air-ов. Регулярно ездят на гастроли в Финляндию, Германию, Швейцарию, Австрию и другие страны. Состоят в творческом союзе с известным современным скоморохом Псоем Короленко.
Музыкальная группа «Опа!» развлекала зрителей в антракте
В пресс-релизе коллектив представляли довольно нетрадиционно: «Известные мастера экстравагантных зрелищ и крайностей притягательной силы вот уже десять лет гоняют мурашки по спинам клерков, панков, умников, «псевдоинтеллектуалов» и других совершенно разных и не похожих друг на друга представителей современного общества. Вскормленные хаосом реалий композиции группы «Опа!» сочетают в себе прямолинейность ска и зажигательность балкан, неповторимый шарм клезмера и воздушность диксиленда, лиричность регги и откровенность шансона».
Klezmer/Balkan/Oriental – оркестр «Dobranoch» образован в 1997 году в городе Нант (Франция), с 2001 года базируется в Санкт-Петербурге и исполняет «неизменно качественный world music со здоровыми экспериментами». За время своего существования «Dobranoch»посетил с гастролями более двадцати стран мира. Группа приняла участие во многих международных фестивалях, среди которых такие, как «Этно-фестиваль Новая Россия» (в рамках Международной Франкфуртской книжной ярмарки, Германия), «Золотая Маска», танцевальные фестивали в Испании и Португалии, фестивали world music и клезмерской музыки в России и Европе. Музыку группы «Dobranoch» можно услышать в телесериалах, а также в отечественных и зарубежных художественных и документальных фильмах.
Участники группы: Митя Храмцов – скрипка, вокал (Россия), Жека Лизин – барабаны, цимбалы, вокал (Россия), Оссама Шахин – дарбука, даф, вокал (Ливан), Гриша Спиридонов – тромбон, вокал (Россия), Алексей Степанов – туба (Россия).
«Академик Бэнд» из Ульяновска поразил качеством звучания. Это был, пожалуй, самый академичный коллектив на фоне других. Он заинтересовал казанских любителей джаза фамилией одного из музыкантов – клавишника Олега Зисера, брата Игоря Зисера, одного из главных организаторов казанского фестиваля «Джазовый перекресток», постоянного автора газеты «Вечерняя Казань», ведущего телепередачи на одном из местных телеканалов.
Коллектив основан участниками Ульяновского государственного академического симфонического оркестра в 1984 году (из первого состава кроме руководителя Николая Новичкова в коллективе играет трубач Вадим Зусмановский). Основа репертуара – традиционный джаз, пьесы из репертуара Луи Армстронга и ансамблей новоорлеанского стиля. Особенность звучанию «Академик Бэнда» придает присутствие в духовой группе (которая в традиционном джазе состоит из одной трубы или корнета, кларнета и тромбона) второй, «лишней» трубы.
Состав: Николай Новичков – тромбон, вокал, Владимир Макарьев – труба, Вадим Зусмановский – труба, Олег Зисер – клавиши, вокал, Алексей Кулик – кларнет, саксофон, Евгений Деев – контрабас, бас-гитара, Александр Шалкин – барабаны, Сергей Шибанов – банджо, гитара.
Артисты из Ульяновска приняли участие еще в трех концертах: на улице Петербургской, в Государственном Большом концертном зале имени С. Сайдашева и джазовом вечере в усадьбе Сандецкого. Как и группа «Klezmood» из Вены (Австрия), представившая в Казани программу еврейских песен на языке идиш.
Это один из лучших клезмерских коллективов Европы, созданный певцом, пианистом, композитором и дирижером Романом Гринбергом. Уже более 30 лет Гринберг возглавляет культурную жизнь еврейской Вены. Он участвует в концертах фольклорной музыки и международных клезмерских фестивалях, театральных представлениях и сольных программах, выступает в качестве дирижера в Еврейском хоре города Вены.
При поддержке кишиневского кларнетистa мирового класса Александрa Даниловa Роман Гринберг разработал музыкальный проект «In the Klezmood» и успешно реализовал выпуск одноименного CD-диска. В составе группы «Klezmood» также играют ударник Вольфганг Дорэр и хорватский контрабасист Ханнес Ласцакович.
Поразили молодые музыканты из Москвы – лауреаты вокального конкурса «Аллилуйя!» Елена Галкина, Давид Кобиашвили и Юлия Беляева. Как заметил Б. Львович, они чаще выступают в Израиле, чем в России. Москвичи представили казанцам современные еврейские песни. При всей современной аранжировке, они были ярко национальными по духу.
Фестивали хороши тем, что позволяют увидеть в Казани исполнителей мирового уровня. Многие участники фестиваля еврейской музыки имеют широкую известность, и не только у единоверцев. Несомненно, к ним прежде всего стоит отнести пианиста-виртуоза Леонида Пташку, певиц Робин Эркол, Родригес Яну Мирабель Эсперанса.
Известный джазмен, пианист и композитор Леонид Пташка родился в Баку в 1965 году. С четырнадцати лет стал выступать на профессиональной сцене. Окончил Московский институт имени Гнесиных. Ведет интенсивную концертную деятельность с сольными фортепианными программами в крупнейших залах мира, выступает на международных форумах джазового искусства. Гастролировал в Югославии, Германии, Франции, Италии, США и России.
Репатриировавшись в Израиль, он сразу вошел в когорту лучших джазменов страны. Преподает в ведущих музыкальных академиях Израиля. Основатель международного джазового фестиваля.
В Казани выступил в трех концертах: играл для публики в джаз-клуб «Старый рояль» на проспекте Ямашева, дал мастер-класс в консерватории. Он играет так мастерски, что кажется, будто вообще не касается клавиш рояля. Он вообще не сидит за ним, как принято. Еще не доводилось видеть пианиста, который бы играл стоя.
Американская певица Робин Эркол, которую казанские журналисты сравнили кто с Барбарой Стрейзанд, кто с Лайзой Минелли, предложила выдвинуть Рустама Минниханова на Нобелевскую премию мира. «Казань – удивительный город, где на протяжении столетий мирно живут люди разных национальностей, конфессий, культур. То, что делает руководство республики для укрепления мира и согласия между народами, – достойно самой высокой оценки», – сказала она.
Но все-таки запомнится она не этим смелым предложением, а своим необыкновенным голосом. Ее выступление вызвало шквал аплодисментов.
Родригес Яна Мирабель Эсперанса выступает в концертных залах Кубы и Израиля в сопровождении коллектива «Jake Pisak Band» (Израиль), основанного гитаристом-виртуозом Джеком Писаком. Джазовая певица (latin jazz) обладает низким, глубоким, завораживающим контральто. У нее очень красивый голос, яркая артистичная внешность. Она родилась на Кубе в музыкальной семье. Будучи ребенком, принимала участие в ряде крупных фестивалей детского творчества Кубы. После эмиграции в Израиль будущая звезда сцены 2 года служила в армии – в качестве солистки военного оркестра.
Яна Мирабель Родригес выступает в разных странах мира (Израиль, США, Нидерланды, Болгария и др.). Выпустила три СD-диска.
Оркестр «Klezmasters» из Москвы вполне соответствовал характеристике, данной коллективу в пресс-релизе:это «блюдо кабацкого меню, приготовленное из сваренных вкрутую русской бесшабашности, цыганского окаянства, еврейского азарта и балканского задора».
Оркестр выступает на концертных площадках Москвы, регулярно гастролирует в городах России, Украины, Литвы, Франции, Нидерландов и США. Коллектив сотрудничает с Псоем Короленко и поэтом-концептуалистом Львом Рубинштейном. Артисты неоднократно участвовали в различных фестивалях, снимались в кино («Бедные родственники» Павла Лунгина, 2004, «Однажды в Одессе», «Жизнь и приключения Мишки Япончика» Сергея Гинзбурга, 2011).
В составе оркестра играют: Илья Швец (скрипка), Влад Уральский (ударные), Михаил Блинков (кларнет), Александр Файн (баян), Лев Сандюк – пианист и художественный руководитель.
Надо сказать, что исполненные в концерте сочинения давали адекватное представление об особенностях еврейской музыки. Она всегда оптимистична по духу, весела по настроению. Кажется,тут нет деления на музыку серьезную и легкую. Рядом с сочинениями классического репертуара соседствуют обрядовые песни, композиции ресторанного репертуара. В этом смысле интересным показалось выступление клезмер-бэнда «Мамины дети» из Одессы, созданного в 2000 году.
Главным принципом своей работы музыканты избрали сохранение лучших образцов одесского ресторанного исполнительства. В репертуаре группы – авторские песни, песни советских композиторов 30-х–60-х годов, инструментальные композиции, еврейские обрядовые свадебные песни, молдавская, цыганская, греческая, украинская танцевальная музыка, песни из кинофильмов.
В составе коллектива: Валентин Куба – вокал, Алексей Семенищев – гитара, вокал, Павел Кузнецов – скрипка, Игорь Знатоков – кларнет, саксофоны, Сергей Запорожец – контрабас, бас-гитара, бас-балалайка, Валерий Чернис – баян, гитара, вокал, конферанс, Сергей Нестерчук – ударные, перкуссия, Андрей Бочевар – скрипка, Александр Незвинский – звукорежиссёр.
Екатеринбург на фестивале в Казани представлял «David Jazz Orchestra», музыкальный коллектив, спектр творчества которого охватывает разные направления и стили. В основе своей – это джаз и клезмер-джаз. Исполнение представляет синтез еврейской этнической мелодики с современным языком свободной импровизации. Ансамбль активно занимается популяризацией еврейской музыкальной культуры на Урале, участвует в джазовых фестивалях и концертах, проходящих в России и за ее пределами.
В составе ансамбля играют: лауреат международных и всероссийских конкурсов, профессор Уральской государственной консерватории Игорь Паращук (кларнет, саксофон), лауреат премии губернатора Свердловской области, заведующий кафедрой джазовой музыки Свердловского музыкального училища Виталий Владимиров (композитор, аранжировщик, тромбонист, пианист и дирижер), лауреат международных конкурсов Аркадий Клейн (скрипка), а также Богдан Нестеров (бас-гитара) и Евгения Макарова (drum set).
Жаль, что на итоговом концерте не выступала Алина Ивах. Она многим казанцам хорошо известна. Окончила театральное училище при Украинском академическом театре имени М. Заньковецкой. Как актриса работала в Казанском Большом драматическом театре имени В.Качалова.
В 1995 году окончила Казанский государственный университет (русский язык и литература). В 1994-2003 годах работала в телекомпании «Эфир» (Казань) автором, режиссером-постановщиком и ведущей. С 2001 по 2004 год вела авторский телевизионный проект «Ветер в ивах». В 2004 году была программным директором телекомпании «Вариант» (г. Казань).
С 1995 по 2001 год параллельно с работой на телевидении была солисткой клезмерского ансамбля «Симха», с 2000 по 2005 год – другого казанского вокального квартета: «Ашкеназим». В 2005 году переехала в Москву. Работала в качестве режиссера-постановщика и продюсера проектов. Окончила курсы повышения квалификации по специальности «Менеджер телепрограмм» в Первой национальной школе телевидения. Параллельно пела в ансамбле еврейской песни «Дона» (Москва). С 2010 года – директор кинокомпании. Продюсирует два анимационных цикла – «Кто-то рядом» и «Хуторок». Занимается издательской деятельностью – курирует альманах «Доброе слово», журнал «Шишкин лес» и другие проекты. Преподаватель актерского мастерства для вокалистов.
Не смогла я посмотреть и оперу Гаммы Скупинского, выпускника Казанской государственной консерватории по классу Альберта Лемана. Он сейчас живет в Лос-Анджелесе (США).Композитор – автор 12 симфоний, 3 балетов, более десятка опер, 7 струнных квартетов, концертов для различных инструментов. Создал саундтреки к десяткам фильмов, снятых в Голливуде. Он доктор музыки Бостонского университета. Премьера оперы Г.Скупинского «Черный монах» состоялась в кинотеатре «Мир» 5 июня.
Второй фестивальный день (5 июня) прошел под девизом «Еврейская музыка: от джаза до оперы». В усадьбе Сандецкого (сад Музея изобразительных искусств РТ) состоялся джазовый вечер на открытом воздухе (хэдлайнеры – Леонид Пташка, Яна Эсперанса Мирабель Родригес и др.). В клубе «Маяковский. Желтая кофта» прошел концерт молодежных клезмер-групп «Опа!», «Dobranoch» и «Pushkin! Klezmer Band».
Важной частью программы фестиваля стали мастер-классы звездных гостей. 5 июня в Казанской консерватории прошел открытый урок джазового пианиста Леонида Пташки. 6 июня в Казанской академии культуры и искусств состоялись показательные выступления Даны Лифановой (Москва), которая показала студентам все направления израильского танца – от традиционных до современных. Там же прошла встреча с лауреатами конкурса «Аллилуйя» Еленой Галкиной, Давидом Кобиашвили и Юлией Беляевой, которые рассказали о современной израильской музыке.
Программа фестиваля была разнообразной и интересной самой разной аудитории – музыкантам, любителям, людям разных национальностей. Казанский фестиваль продемонстрировал, сколь широка стилевая палитра мировой еврейской музыки. В рамках форума звучали как традиционные клезмерские мелодии, песни на идише и иврите, так и джазовые обработки, виртуозные инструментальные композиции, авторские песни и романсы, сочинения в стиле «балкан» и «ска», поп-музыка и даже оперные арии!
Получилось яркое, запоминающееся событие, и потому сообщение при закрытии фестиваля о том, что этот музыкальный праздник будет традиционным, было встречено зрителями с восторгом.
I Международный фестиваль еврейской музыки в Казани проходил при поддержке Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова. Форум, ставший новой площадкой для встречи представителей разных конфессий, будет немало способствовать тому, чтобы укрепить статус Казани как мультикультурной столицы.
Благодарим за предоставленную информацию
пресс-секретаря фестиваля Жанну Мельникову
Официальный сайт фестиваля – kazan-mfem.livejournal.com