Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Денис Мацуев: «Казань — это третья столица России»

Два дня в Большом концертом зале имени С. Сайдашева был аншлаг – здесь 19 и 20 октября 2013 года вместе с Государственным симфоническим оркестром РТ играл Денис Мацуев.

Среди зрителей была журналист Любовь АГЕЕВА.

 Не выезжая из Казани…

К счастью для казанских меломанов, Денис Мацуев в нынешнем году приезжал в Казань несколько раз. Я помню сольный концерт, на который не смогла купить билета, выступление на фестивале «Белая сирень» и теперь вот – фестиваль «Денис Мацуев у друзей».

Прежде чем восторг от двух концертов, на которых я была, приобретёт вербальную форму, отмечу два обстоятельства.

Первое – Казань всё ближе к статусу значимого культурного центра России. Остерегусь говорить о культурной столице России, но то, что наш город далеко не провинция, это очевидно.

Казань всегда была городом, куда любят приезжать знаменитые исполнители. Если назвать только фамилии музыкантов, входящих в мировой рейтинг, получится длинный список. Однако в последние десятилетия сюда чаще приезжали звезды поп-культуры, чем признанные мастера классической музыки. Исключение составляли разве что оперные певцы и артисты балета – участники Шаляпинского и Нуриевского фестивалей.

Летом нынешнего года гурманы от высокого искусства были наконец вознаграждены. Культурная Универсиада дала нам возможность почувствовать себя на стремнине мировой культуры, о чем наша газета уже писала.

Было подозрение, что уже осенью мы вернемся к редким событиям и снова будем завидовать москвичам и питерцам. Но осенью случились два события, когда и они нам могут позавидовать.

Я имею в виду уникальную выставку импрессионистов в центре «Эрмитаж-Казань» и музыкальный фестиваль «Денис Мацуев у друзей», которые выделяются среди многих интересных событий культурной жизни осени 2013 года.

Второе – как много, однако, зависит культурная составляющая города от такого субъективного фактора, как личные отношения между людьми.

Не будь таких отношений между Минтимером Шаймиевым и Михаилом Пиотровским, не было бы в Казани центра «Эрмитаж-Казань» и пришлось бы мне еще раз ехать в Париж, на выставку любимых мной импрессионистов. Нынешним летом не удалось побывать в Галерее импрессионизма на террасе парка Тюильри – три дня в Париже пролетели, как дивный сон, увы, отрежиссированный уверенной рукой гида туристической компании DSBW tours. Это была единственная печаль от поездки по городам Европы.

Как же я была вознаграждена, когда узнала о новой экспозиции центра «Эрмитаж-Казань»!

Не будь долгого знакомства и дружбы художественного руководителя нашего симфонического оркестра Александра Сладковского с известным пианистом Денисом Мацуевым, не было бы нового казанского фестиваля.

Общаясь с журналистами перед концертом 19 октября, Александр Сладковский рассказал, что они дружат уже около 20 лет: «Он очень много сделал для нашего оркестра. Денис устраивает концерты по всей России и приглашает нас».

На пресс-конференции пианист сообщил важную новость: как член Общественного совета по культуре при Президенте РФ и как руководитель аналогичного совета при Министерстве культуры России, он предложил выкупить виллу «Сенар» Сергея Рахманинова в Швейцарии, где жил композитор. И есть все шансы, что эту инициативу поддержат. «После смерти Александра Борисовича, внука Рахманинова, судьба виллы не определена, а значит – она может быть продана. А ведь это уникальное место, где сохранились рукописи, ноты, рояль композитора, пояснил он.

Напомним, Александр Рахманинов-Конюс поддержал идею Александра Сладковского и Дениса Мацуева об учреждении международного фестиваля «Белая сирень» в Казани, стал его почетным президентом, вместе с супругой приезжал на открытие в 2011 году.

 С друзьями и для друзей

Денис Мацуев, отвечая на вопрос одного из журналистов о новом казанском фестивале, отметил, что его организация – результат творческой дружбы, и уже не только с главным дирижером оркестра, но и с его музыкантами.

Знаменитый пианист посетовал, что последние 25 лет в России не очень много внимания уделялось развитию культуры. «Тех людей, которые работали в нашей культуре, иначе как героями не назовешь. Я говорю об учителях музыкальных школ, музейщиках, библиотекарях. Мы должны в первую очередь на них обратить внимание, потому что все выдающиеся таланты рождались в глубинке, вышли из простых музыкальных школ. Я прилагаю все усилия, чтобы помочь им», – заявил он.

На пресс-конференции не могла не зайти речь и о названии нового проекта Государственного симфонического оркестра РТ. Пианист отметил, что оно точно не случайно. Денис Мацуев принимает участие в 12-ти фестивалях не только в России, но и за рубежом – во Франции, Швейцарии, впереди еще один фестиваль, в США. Есть фестивали «Денис Мацуев с друзьями», «Денис Мацуев представляет», «Звезды на Байкале»… «Денис Мацуев у друзей» – это ноу-хау. Хочется надеяться, что фестиваль станет ежегодным», – сказал музыкант.

Он поделился впечатлениями от очередной встречи со столицей Татарстана: «Каждый раз, когда я приезжаю в Казань, всегда вижу что-то новое. О ней не скажешь, что это глубинка, это третья столица. Как город расцвел за последнее время – глаз радуется. Здесь все делается с большим вкусом».

Когда МЫ говорим «третья столица» – это самонадеянно, когда говорит музыкант мирового уровня – это объективная оценка.

 Слушаем Брамса и Прокофьева

Стоит отметить, что программа фестиваля предполагала подготовленный зрительный зал. Два крупных сочинения за вечер – во времена Натана Рахлина это было явлением обычным, но сегодня… Теперь можно сказать, что и такая встреча с классической музыкой оказалась успешной.

Первый вечер фестиваля был посвящен немецкому композитору Иоганнесу Брамсу. В первом отделении прозвучал Первый фортепианный концерт, во втором – Четвертая симфония, одно из лучших произведений XIX века.

По словам Дениса Мацуева, играть Брамса – большая ответственность. Музыкант подчеркнул, что Фортепианный концерт изначально задумывался как симфония для фортепиано и оркестра, а не для фортепиано с оркестром, потому что оркестр здесь – равноправный участник.

Так оно и получилось. Наш оркестр по праву становится все более известным в России. И уже не только потому, что его художественный руководитель – большой выдумщик на новые формы работы. Даже не профессионал способен видеть, как выросло мастерство музыкантов, как мощно он звучит сегодня…

20 октября был вечер нашего соотечественника Сергея Прокофьева. Прозвучал Третий фортепианный концерт, написанный в 1921 году, и Пятая симфония, написанная во время Великой Отечественной войны.

Премьера концерта состоялась в Чикаго 16 декабря 1921 года. Сергей Прокофьев, блестящий пианист, сам играл сольную партию. Однако это исполнение не привлекло к себе особого внимания. Гораздо более успешной была парижская премьера 1922 года, в которой сольную партию исполнил тоже автор. В Москве концерт впервые прозвучал в 1925 году.

Симфония была впервые исполнена 13 января 1945 года в Большом зале Московской консерватории. Государственным симфоническим оркестром СССР дирижировал сам Прокофьев. «Я задумал ее как симфонию величия человеческого духа», – писал композитор. Говоря словами музыковедов, монументальная, грандиозная по размаху, насыщенная драматизмом, симфония развивает героико-эпические традиции русской симфонической музыки. Она завершается ликующим апофеозом, утверждением света и радости бытия. И это было очень важно в те годы.

 Сергей Прокофьев вошёл в историю музыки как новатор, начавший вслед за Стравинским отход от ладовых гармоний романтизма XIX века. В результате чего композитор добился новых сверхмощных звучаний, основанных на диссонирующих медных духовых и сложных полифонических узорах струнной группы.

С начала 1930-х годов музыкальный стиль Прокофьева становится более умеренным, сочетая в себе модернизм, импрессионизм и поздний романтизм. Композитор уменьшил долю резких и мрачных звучаний в своих сочинениях. Музыка стала более светлой и мелодичной, сочетая в себе как новаторские, так и традиционные приёмы композиции.

«Википедия»

 Предрождественский подарок европейским меломанам

Фестиваль – это не просто два концерта, это прорыв нашего оркестра на европейское культурное пространство, уже второй за последнее время. Первый раз была запись «Антологии музыки композиторов Республики Татарстан» на лейблах Sony Music Entertainment и RCA Red Seal Records, внесенная в каталоги этих всемирно известных компаний, что, несомненно, поможет продвигать оркестр за рубежом.

Второе событие, возможно, более высокого уровня, – это видеозапись обоих концертов командой французского интернет-канала классической музыки Medici.tv – подразделения телеканала «Меццо».

«Это произошло во многом благодаря Мацуеву, – подчеркнул Сладковский на пресс-конференции. – Съемки сегодняшнего концерта Medici.tv – это некий показатель. На этом канале представлена элита музыкального искусства. И я рад, что Государственный симфонический оркестр РТ вошел в эту компанию».

Журналисты узнали, что это первый приезд бригады ПТС французского телеканала в российский регион. До этого проходили съемки в Москве, в Большом театре, и в Петербурге, в Мариинском театре.

Как оказалось, фестиваль «Денис Мацуев у друзей» – это первая запись симфонического концерта в нашей стране. Восторг казанской публики смогут разделить миллионы людей по всему миру. Концерты будут показаны в предрождественский сезон, в ноябре-декабре нынешнего года.

Телевизионщики приехали на двух специальных машинах, в которых есть всё необходимое оборудование для записи и монтажа. В зале были установлены 30 микрофонов и 6 видеокамер.

Репетиция перед концертами

Изображение шло с разных точек зрительного зала и сцены, что позволяло режиссеру (или режиссерам) сочетать разные планы, показывать не только оркестр в целом, дирижера, зрительный зал, но и отдельных солистов. А в фестивальных концертах солистом был не только Денис Мацуев, но и музыканты оркестра.

 Овации с пометкой «Crescendo»

На моей памяти это были первые концерты, когда дирижеру на поклоне пришлось поднять практически все группы оркестра. И рукопожатие с «первой скрипкой» - Сергеем Емельяновым - после концерта, как мне показалось, было не просто данью традиции, а знаком особого удовлетворения художественного руководителя оркестра качеством исполнения.

О том, что это так, можно было видеть по настроению Александра Сладковского.

Он всегда отличается темпераментной манерой дирижирования, но два последних концерта провел с особом вдохновением. На первом концерте это можно было отнести и к творческому союзу с Денисом Мацуевым, и к Брамсу, чья музыка в этот вечер звучала. На втором концерте добавилась еще одна причина – на поклоне Денис Мацуев сообщил, что 20 октября у Александра Сладковского день рождения и исполнил в его честь несколько импровизаций на всем известную песню Happy birthday to you!

Это было настолько впечатляющее исполнение, что зал буквально взорвался аплодисментами. Пианист, которого мы больше знаем как исполнителя классических сочинений, не так часто предстает как талантливый джазист.

О зале стоит сказать особо.

Мы с фоторепортером Владимиром Зотовым отметили на первом концерте, что среди зрителей мало знакомых меломанов и музыкантов-профессионалов. Видимо, это заметили не только мы, поскольку слушателей особо предупредили о том, что хлопать между частями исполняемых сочинений нельзя. Однако дважды одиночные хлопки все-таки прозвучали. Скорее всего люди просто не смогли сдержать восторга.

Зато после завершения исполнения каждого произведения зал был единодушен в проявлении чувств. Уже после первого поклона Дениса Мацуева люди начали вставать и аплодировать стоя, а после завершения концерта поднялись в едином порыве, когда дирижер, представив солистов, поднял весь оркестр. И зал был вознагражден: бисы были после каждого отделения концерта.

Зрительный зал второго концерта экзамен на профессиональное слушание музыки крупных форм выдержал – во время исполнения не было ни одного хлопка. Зато к оценке исполнения отнесся весьма сдержанно. Прощаясь с Денисом Мацуевым, в партере встали не более 20 человек. И лишь в завершение концерта были бурные овации, видимо, как знак приязни Александру Сладковскому в день рождения.

Правда, цветов во второй вечер было больше. На цветы казанские зрители скуповаты.

 – Кто сегодня приходит на концерты симфонического оркестра?

– Проблемы со зрителями были три года, когда я только пришел в оркестр. Публика к тому времени была потеряна совершенно, и ее было необходимо формировать заново. Мы стали играть бесплатно на разных концертных площадках, в вузах, на предприятиях, заводах, чтобы заявить о себе и подтянуться самим, чтобы музыканты привыкли играть при полных залах. Это очень важно.

Публика у нас благодарная. Но мы прекрасно понимаем, что большое количество людей – пенсионеры, студенты – не имеют возможности купить билет на концерт, послушать живую музыку. Поэтому работаем с социальными учреждениями, министерствами социальной защиты, образования и здравоохранения и приглашаем всех желающих на прогоны. Прогон – это не репетиция, мы играем произведение от начала до конца, с полной отдачей, как на концерте. Приятно, что на каждом нашем прогоне зал тоже всегда полный.

Из беседы с Ольгой Иванычевой. «Казанские ведомости», 4 октября 2013 года

Я не профессионал в оценке музыки и на концерте прежде всего отмечаю такие вот подробности. Не могу не радоваться, что среди зрителей сейчас больше молодежи. На моём ряду сидела женщина с девочкой дошкольного возраста. Концерт для фортепиано с оркестром Прокофьева был для нее сложен, и она, конечно, скучала, правда, как воспитанный ребенок, не мешала слушать даже матери. Уверена, что посещение концерта было для нее все равно событием полезным.

Апофеозом концерта и всего фестиваля стало исполнение оркестром на бис музыкального фрагмента из оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане», или «Стан Тамерлана», заключительную часть которого оркестр был вынужден повторить еще раз. Зал успокоить по-другому было невозможно.

***

Завершаю писать свои заметки после фестиваля, а на телеканале «Культура» сообщают, что сегодня в Концертном зале имени Чайковского состоялся благотворительный вечер «Поможем Приморью» с участием пианиста Дениса Мацуева, казанского дирижера Александра Сладковского и Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф.Светланова, первый в серии специальных благотворительных акций, инициированных Министерством культуры РФ для помощи пострадавшим в результате стихийного бедствия в районах Дальнего Востока.

Напомню: на эти цели были перечислены и средства, вырученные от продажи билетов (300 тысяч рублей) на концерт, которым Государственный симфонический оркестр Татарстана открыл свой 48-й сезон.

 Владимир Зотов снимал концерт 19 октября

Фото с записи концертов предоставлены пресс-службой оркестра

 

 

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить