Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Златоокая» певица из Абхазии

27 марта 2014 года в Государственном Большом концертном зале имени С. Сайдашева состоялся концерт народной артистки России и Абхазии Хиблы Герзмава.

Он был запланирован на 5 марта, но по состоянию здоровья певица выступить не смогла. Однако уже 18 марта она пела в Москве, где в Большом зале Московской консерватории проходил XIII музыкальный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает...».

За 13 лет существования фестиваль впервые был организован в российской столице. До этого он проводился на родине певицы, в Абхазии, где по праву считается одним из самых значительных музыкальных событий.

За эти годы гостями фестиваля становились знаменитые музыканты, звезды Мариинского и Большого театров, лучшие оркестры и дирижеры. Государственный симфонический оркестр Татарстана под управлением Александра Сладковского принимал участие в этом фестивале впервые. Вместе с Государственной академической хоровой капеллой имени А.А. Юрлова (художественный руководитель Геннадий Дмитряк) и солистами: Хиблой Герзмава (сопрано), Еленой Манистиной (меццо-сопрано), Евгением Акимовым (тенор) и Михаилом Казаковым (бас) казанские музыканты исполнили «Реквием» Джузеппе Верди (Messa da Requiem). Всего на сцене Большого зала консерватории находилось в этот момент более 200 музыкантов. За дирижерским пультом стоял Александр Сладковский.

Как сообщает пресс-служба оркестра, публика, среди которой было немало известных персон, по окончании «Реквиема» аплодировать начала не сразу: несколько мгновений зал выдержал тишину, словно отдавая дань гениальности произведения и таланту исполнителей, а затем взорвался аплодисментам. Артистов вызывали на бис 5 раз.

И вот теперь концерт в Казани…

Сказать, что он прошел с успехом, значит ничего не сказать. Успех был оглушительный, если можно так сказать по этому поводу. И дело не только в том, что слушатели, как и в Москве, не жалели ладошек, что они приветствовали исполнителей стоя, и на этот раз почти никто не ушел из зала, пока не стало понятно, что всё – праздник закончился.

Уже дома я поймала себя на мысли, что не хочу ложиться спать – чтобы в ушах не исчезла божественная музыка, навеянная концертом. А ведь многие сочинения, включенные в программу, мне были не знакомы.

Как журналист, я фиксирую успех по зримым приметам, доступным глазу. В последнее время во время концертов мы зачастую видим слушателей на двух балконах, находящихся над сценой. Так что их заполненность на концерте Хиблы Герзмава меня не удивила. Но чтобы зрители сидели на сцене!.. Чтобы десятки людей стояли!.. Такое не помню, когда видела, хотя в последнее время аншлаг на симфонических концертах – явление обычное. Стояли не только на балконе – там всегда терпимо относятся к тем, кто покупает входной билет. В основном это студенты консерватории и музыкального колледжа. На этот раз разрешили стоять в партере. Такого вообще не бывает!

Все это не могла не видеть наша гостья. При всем том, что Хибла Герзмава знает себе цену, пела на самых престижных концертных площадках мира, она с самых первых минут появления на сцене дала понять, что любит каждого сидящего и стоящего.

Хотела повторить вычитанное где-то и назвала Хиблу Герзмава оперной дивой, а потом убрала это клишированное словосочетание. Потому что это не дива вовсе. В ее общении с музыкантами, с залом было столько искренности и непосредственности, что грань между сценой и публикой исчезла совсем. Чувствовалось, что певице нравится петь в этом зале, ей нравится оркестр… Когда мы аплодировали ей, она аплодировала оркестру.

Это и в самом деле был прекрасный творческий союз. Симфонический оркестр, который в этом концерте имел свою, довольно большую партию, звучал потрясающе. Он был послушен не жесту, а взгляду своего дирижера, и было видно, какой благодарный отклик это находит у Александра Сладковского.

Энергетика вдохновения, несомненно, присутствующая в этот вечер на сцене (оркестр и певица нашли общий язык не здесь и сейчас, а уже давно), передавалась залу. Овации, более характерные финалу концерта, когда публика умоляет таким образом сыграть или спеть на бис, звучали практически после каждого номера. Аплодисменты были и после каждой из четырех песен Рихарда Штрауса, хотя их представили как цельное сочинение.

Не думаю, что в зале сидела публика, не искушенная в манерах поведения на симфоническом концерте. Просто восторг был столь силен, что люди не могли его сдержать. А что творилось, когда концерт подошел к концу… Это трудно передать словами. Зал был един в выражении чувства признательности. И певица радовалась, как дитя, видя такое обожание.

«Когда приезжаешь к друзьям и маэстро Сладковскому, это всегда особый праздник, — сказала  Хибла Герзмава после концерта. — Есть и еще один повод для радости у меня здесь: мой педагог Карлен Явриян живет здесь в Казани с семьей и учит детишек. Я всегда с удовольствием приезжаю в Казань, потому что у вас потрясающая публика и потрясающий оркестр!»

Хибла Герзмава исполнила во время концерта 7 произведений. В программе, опубликованной ниже, они названы, повторять не имеет смысла.

Впрочем, нельзя не отметить арию Лючии «Regnava Nel Silenzo» из оперы «Лючия ди Ламмермур» Доницетти. Благодаря спектаклю Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля мы слышали уже несколько разных Лючий, в том числе Альбину Шагимуратову. Надо благодарить Бога, что он дает нам разные индивидуальности такой силы таланта.

На бис прозвучали еще 3 сочинения: «Я Вас люблю» Куртиса, «Букет цветов из Ниццы» Будея и дуэт Церлины и Дон Жуана из одноименной оперы Моцарта, который Хибла Герзмава спела с Георгием Андгуладзе. В ходе концерта под аккомпанемент гитары он исполнил Серенаду Дон Жуана.

Публика, пришедшая на Хиблу Герзмава и не подозревавшая о встрече с певцом, оценила его голос, а в дуэте – и драматические способности. Не знаю, как другие, а я пожалела, что Георгий Андгуладзе не исполнил еще что-нибудь. Не удивлюсь, если это еще одна веточка на древе известных оперных певцов из Грузии —  Давида и Нодара Андгуладзе.

Еще несколько слов об этом концерте. Симфонический оркестр исполнил две увертюры: к опере «Дон Жуан» Моцарта и опере «Норма» Беллини, а второе отделение начал с сочинения крупной формы – Симфонической поэмы для оркестра «Смерть и просветление» (Tod und Verklärung, op. 24) Рихарда Штрауса, написанной в 1948 году.

Как объявили, исполнение этого сочинения было посвящено памяти заслуженного работника культуры Республики Татарстан Зульфиры Салеховой. Мало кто в зале знал, о ком идет речь, поскольку Зульфира Якубовна, музыковед по профессии, не была публичным человеком. С 2001 года она возглавляла отдел профессионального искусства и художественного образования Министерства культуры РТ, а до этого работала в Казанской консерватории, изучала творчество композитора Назиба Жиганова, и благодаря ей мы имеем серию интервью о нем корифеев музыкального искусства нашей страны.

Зульфира Салехова умерла в феврале нынешнего года на 56-м году жизни. Для тех, кто ее знал, в том числе для меня, это была очень неожиданная утрата.

Посвящение исполнения, да еще такого философски значимого сочинения конкретному человеку – факт, который дорогого стоит. Значит, Зульфира Якубовна сделала для симфонического оркестра республики нечто такое, что осталось в памяти музыкантов и их художественного руководителя. И в этот вечер ее фамилию узнали все сидящие в зрительном зале. Воистину «Смерть и просветление»…

Любовь АГЕЕВА

Снимки предоставлены пресс-службой симфонического оркестра

 

Хибла Герзмава – уникальное явление на российской оперной сцене

Хибла Герзмава – одна из немногих российских исполнительниц, которую можно называть оперной дивой. Народная артистка России и народная артистка Республики Абхазия Хибла Герзмава – уникальное явление на российской оперной сцене. Яркая и непосредственная, эмоциональная и страстная, она – исполнительница главных женских партий в известных операх и потрясающе талантливая актриса, способная интерпретировать образ своей героини, не только пользуясь советами режиссёра, но и руководствуясь собственной безошибочной интуицией.

Возможно, что свою артистичность и энергетику Хибла унаследовала от благословенного края на черноморском побережье, в котором родилась и выросла.

Она появилась на свет 6 января – в день, некогда бывший единым праздником Рождества для всех христиан, в залитой зимним солнцем Пицунде. В субтропических Гаграх Хибла ходила в музыкальную школу и продолжала свое музыкальное образование в сухумском музыкальном училище. Но не как вокалистка, а как... пианистка.

До 18 лет будущая звезда Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко даже и не задумывалась о карьере певицы. Она сочиняла песни и любила петь, но никто из её окружения не воспринимал этого всерьёз. А вот педагог по классу фортепиано смог разглядеть в своей ученице незаурядный певческий дар и отвёл Хиблу к Жозефине Бумбуриди в вокальный класс. Так всё и началось, и уже в 1989 году её замечательный голос звучал на вступительных экзаменах в Московскую консерваторию, где её педагогами стали Ирина Ивановна Масленникова и Евгения Михайловна Арефьева. Развивающийся голос, тем не менее, «рукам покоя не давал» – пианистка Герзмава факультативно занималась в консерватории игрой на... органе! Возможно, именно профессиональное владение музыкальными инструментами сейчас помогает певице основательнее прочувствовать партитуру и выразительнее исполнять каждую партию – как в сопровождении оркестра, так и в дуэте с роялем, чутко улавливая интонационные особенности инструментов и умело используя эти особенности для усиления эффекта, производимого на слушателя её красочным сопрано.

Хибла Герзмава – лауреат международных конкурсов вокалистов, среди которых первым был Voci Verdiani («Вердиевские голоса»), проходящий в итальянском Буссето, где в 1993 году она завоевала III премию. 1994 год выдался необычайно щедрым на призы за вокальное мастерство: две II премии достались певице на конкурсах им. Франсиско Виньяса в Барселоне и им. Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, а участие в X Международном конкурсе им. П.И. Чайковского в Москве принесло Хибле Герзмава Гран-при.

Поступив на службу в МАМТ в 1995 году, Хибла Герзмава стала ярчайшей звездой оперной труппы благодаря удивительному взаимопониманию и плодотворному творческому союзу с режиссёром-постановщиком театра Александром Борисовичем Тителем. Сильный и чистый голос и драматическое дарование певицы создали на сцене Музыкального театра неповторимые образы Адели в «Летучей мыши» Штрауса, Адины в «Любовном напитке» Доницетти, Мими в «Богеме» Пуччини, Луизы в «Обручении в монастыре» Прокофьева, Розины в «Севильском цирюльнике» Россини, Людмилы в «Руслане и Людмиле» Глинки, Царевны-Лебеди в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова и, конечно же, Виолетты в «Травиате» Верди.

В 2001 году Хибла Герзмава получила театральную премию «Золотой Орфей» в номинации «Лучшая певица». В 2002–2004 годах певица гастролировала вместе с труппой МАМТ в США и Южной Корее, а также принимала участие в немецком Людвигсбургском фестивале, исполнив партии Евы («Сотворение мира» Гайдна) и Ангела-Хранителя («Представление о душе и теле» Кавальери). В 2010 году за поразившее и критику, и публику, и коллег исполнение партии Лючии в опере «Лючия ди Ламмермур» Хибла Герзмава была удостоена Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» и премии Casta Diva в номинации «Лучшая певица», а также Премии Москвы в области литературы и искусства.

Сегодня Хибла Герзмава – одна из наиболее востребованных российских певиц и на сценах европейских театров. Она пела в Шатле и Шанз-Элизе в Париже, в театре Коммунале во Флоренции, в Софийской опере, в Театро дель Лисеу в Барселоне и Палау де лес Артс Рейна София в Валенсии. Хибла Герзмава выступала в петербургском Мариинском театре и в токийском Бунка Кайкан, а весной 2008 года состоялся её дебют на сцене Королевской оперы Ковент Гарден в Лондоне, где она исполняла партию Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин». В октябре 2010 года Хибла дебютировала на сцене Метрополитен Опера, великолепно исполнив партию Антонии в постановке «Сказок Гофмана» Оффенбаха.

Она выступает с такими выдающимися российскими и зарубежными музыкантами и дирижёрами, как Лорин Маазель, Марко Армильято, Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Александр Рудин, Михаил Плетнёв, Владимир Федосеев, Василий Синайский, Антонио Паппано, Иржи Белоглавек, Джеймс Конлон, Вольф Горелик, Феликс Коробов и др. Несмотря на плотный рабочий график и репертуарную занятость – певица гастролирует с концертными программами во Франции, Австрии, Бельгии, Голландии, Греции, Испании, США, Японии, Швеции, Турции и по всей России, – ей удалось стать одной из организаторов фестиваля «Хибла Герзмава приглашает...» в своей родной Абхазии.

Хибла – разносторонний человек, не боящийся рисковать и обожающий эксперименты. Концертная программа с джазовым трио выдающегося пианиста Даниила Крамера «Опера. Джаз. Блюз» стала одним из ярчайших событий в культурной жизни Москвы. Влюбленная в джаз, Хибла продолжает творческий поиск в этом жанре на одной сцене с такими интересными музыкантами, как Денис Мацуев, Дебора Браун (США), «МосГорТрио» Якова Окуня, Михаил и Андрей Ивановы, Валерий Гроховский. Выдающийся музыкант Георгий Гаранян, чья жизнь оборвалась так внезапно в январе 2010 года, был одним из любимейших партнеров Хиблы в мире джаза.

Новогодним подарком для Хиблы стала первая независимая премия в области высших достижений литературы и искусства «Триумф». Это одна из самых ценных наград, поскольку победителей выбирает жюри, состоящее из коллег – известных людей самых разных творческих профессий.

На абхазском языке Хибла означает «златоокая». Наверно, поэтому её глаза всегда горят. Но тот драгоценный дар, которым она пленяет миллионы слушателей, – это, безусловно, её золотой голос.

На сайте певицы мы прочитали, что крупнейшая российская фирма звукозаписи «Мелодия» выпустила музыкальные диски Хиблы Герзмава (в форматах CD и DVD) с записью оперной классики: знаменитые арии Беллини, Доницетти, Россини, Моцарта и Верди. Она поет в сопровождении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова при участии баритона Арсена Согомоняна.

Запись была сделана в ходе концерта, состоявшегося в Московском международном Доме музыки в октябре 2013 года.

 

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА В КАЗАНИ

I отделение

Моцарт. Увертюра к опере «Дон Жуан»

Моцарт. Мотет «Laudate dominum»

Г. Доницетти. Ария Лючии «Regnava Nel Silenzo» из оперы «Лючия ди Ламмермур»

Беллини. Увертюра к опере «Норма»

Беллини. Ария и кабалетта Нормы из оперы «Норма»

 

II отделение

Р. Штраус. Симфоническая поэма для оркестра «Смерть и просветление», op. 24

Р. Штраус. Четыре последние песни:

1. Весна (сл. Герман Гессе)

2. Сентябрь (сл. Герман Гессе)

3. Отход ко сну (сл. Герман Гессе)

4. На закате (сл. Йозеф фон Эйхендорф)

Солист Хибла Герзмава

Дирижёр Александр СЛАДКОВСКИЙ

 

Государственный симфонический оркестр РТ теперь и на Medici.tv: http://www.medici.tv/#!/denis-matsuev-meets-friends

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить