Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Об истории – «скромно» и «нескромно»
- Любовь АГЕЕВА
- 20 апреля 2003 года
Август 2003 года – знаменательный этап в развитии Национального музея Татарстана. Широкая общественность республики имела возможность познакомиться с художественным макетом будущей экспозиции, которая должна появиться к юбилейным торжествам 2005 года.
Новая экспозиция Национального музея Татарстана
Первыми макет, представляющий собой копию будущей экспозиции в масштабе 1 к 30, увидели члены научно-методического совета музея, затем его обсуждали на ученом и экспозиционном советах, с ним познакомились музейные работники республики, депутаты республиканского парламента, журналисты, все, кому интересна судьба главного музея РТ. В обсуждении макета приняли участие как историки, архивисты и музейщики Татарстана, так и гости из Москвы – специалисты Государственного Исторического музея, кафедры музейного дела Института культурологии, Музея современной истории.
Рассказывал о макете на всех заседаниях его автор – член Союза художников Российской Федерации Александр Смирнов, известный специалист в этом деле из Санкт-Петербурга. Необходимые пояснения по научной концепции давала первый заместитель генерального директора Национального музея Гульчачак Назипова. Активными участниками обсуждения были генеральный директор музея Геннадий Муханов и министр культуры РТ Ильдус Тарханов. Высказать свое мнение могли все желающие.
Такое широкое обсуждение макета в практике музейного строительства проведено впервые. Обычно на суд общественности выносится готовая экспозиция. В данной ситуации, во-первых, время позволяет (монтаж экспозиции пока только в планах), во-вторых, публичное представление макета могло помочь еще раз поискать компромисс между разными точками зрения на отдельные исторические периоды в жизни нашего края.
Над концепцией новой экспозиции, ставшей основой макета, работал большой авторский коллектив музея. В свое время в ее обсуждении принимали участие специалисты не только Казани, но и Москвы, Санкт-Петербурга. Документ был принят в 2000 году. Несмотря на компромисс, который удалось найти три года назад, при обсуждении макета вновь выявились исторические разночтения. Например, заместителю директора Государственного историко-архитектурного заповедника «Казанский Кремль» Ниязу Халитову не понравились приоритеты экспозиции: 1552 год – «скромно», Пушкин – «нескромно». Такой была реакция известного ученого на слово «скромно», которое А.Смирнов употребил для характеристики некоторых залов. В частности, зала, где будет рассказано о завоевании Казани войском Ивана Грозного. По мнению Н.Халитова, на Казанское ханство агрессор напал «похуже Гитлера», если говорить о последствиях завоевания. Это хорошо, что сегодня мы живем дружно – не об этом речь. Из истории слов не выкинешь – завоевателей надо назвать завоевателями, считает Н.Халитов.
Судя по реакции зала, не все разделяют его точку зрения. Кому-то показалась неуместной реплика про Пушкина, но большинство не согласилось с доктором архитектуры по существу. Зачем Национальному музею «отнимать хлеб» у того же заповедника «Казанский Кремль», где будет музей государственности? Или у Музея национальной культуры НКЦ «Казань»?
Уже после заседания ученого совета наш корреспондент спросил у А.Смирнова, что он имел в виду, употребив слово «скромно». «Я принципиально против воспроизведения в экспозиции всех ужасов тех лет, хотя они, конечно, были. Но мне не кажется правильным изображать лужи крови и оторванные головы», – пояснил он.
Впрочем, довольно скромным, как явствует из научной концепции и макета, – будет и место спорных исторических событий в экспозиции. И это вызвало возражения некоторых членов ученого совета музея. Заместитель директора НКЦ «Казань» Розалина Шагеева, высоко оценив художественные достоинства макета, выразила опасение: не помешает ли его эстетическая правильность рассказать об истории во всей ее сложности? Фариде Гайнуллиной показалось, что в экспозиции «обижена» Казань – в честь 1000-летия историю города можно было бы выделить особо.
Поскольку дискуссия касалась не столько макета, сколько идеологии музейной экспозиции, пояснения давали руководители музея. Точка зрения авторов концепции – в музее можно показать только то, что сохранила история, а экспонатов времен Волжской Булгарии и Казанского ханства негусто. Но, по мнению заместителя директора Института татарской энциклопедии Г.Сабирзянова, можно сделать копии экспонатов из других музеев. Например, шапка казанского хана хранится в Москве, но как можно обойтись без нее в новой экспозиции?
Надо сказать, что в концепции музейной экспозиции не «обижены» ни Казань, ни Волжская Булгария, ни Казанское ханство. Все исторические периоды развития нашего края будут представлены настолько полно, насколько позволят фонды музея, а они, кстати сказать, богатейшие. Экспозицию дополнит электронная версия, где информации будет гораздо больше.
О том, какие большие возможности такая версия представляет, участники обсуждения могли увидеть воочию. Им показали электронные варианты экспозиций двух музеев – истории водопровода в Санкт-Петербурге и этнографического в Ханты-Мансийске. Пояснения давали их московские создатели, готовые поработать и в Казани. Устроители обсуждения макета постарались сделать представление комплексным. Свои возможности демонстрировали во время заседаний фирмы, производящие современное музейное оборудование и специализированные компьютерные программы.
К сожалению, история, даже древняя, еще остается ристалищем для выяснения отношений. Об этом на примере Тобольского музея рассказала в своем выступлении научный сотрудник музея Салиха Сайдашева А.Ханина. Экспозицию там умудрились выстроить так, что практически замолчали хана Кучума, войско которого до последнего сопротивлялось русским воинам – покорителям Сибири.
Ася Зиевна, делясь впечатлениями о музее современной истории в Кельне, где ей недавно довелось быть, подчеркнула, что история не дает нам другого выбора, как жить на земле в мире и согласии. Ее поразила миролюбивая идеология немецкого музея. История там – тоже как минное поле, ведь вторая мировая война разделила нацию на фашистов и противников нацизма. Что из этого получилось, музейщики показали в виде символа. Экспозиция начинается с большой кучи мусора, в которой можно найти вещественные приметы тех лет, например, простреленную солдатскую каску. А в центре кучи – штык с красным советским флагом.
Как верно заметила Р.Шагеева, мы не можем представить историю своего края и татарского народа, не встроив ее в мировую историю. Несмотря на разность позиций, высказанных в ходе обсуждения, все были согласны в том, что история нашего края – это история совместной жизни разных народов, и прежде всего татарского и русского.
Делясь впечатлениями о ходе обсуждения, А.Смирнов счел полемику вокруг макета делом нормальным. Он в самом начале был предупрежден, что в Казани возникнут сложности, ожидал, что будет определенное давление, однако опасения оказались напрасными. Подсказки, конечно, были, но не больше, чем в любом другом месте. А Александр Александрович работал не в одной сотне российских городов. Он ожидал, что критики и предложений при обсуждении макета будет больше. Собственно, о макете говорили немногие, однако и историческая дискуссия будет полезна в дальнейшем работе. Художник будет ее активным участником до самого последнего дня, до официального открытия экспозиции в 2005 году.
Новая экспозиция разместится в отреставрированных залах Гостиного двора, окна которых выходят на Кремлевскую улицу. Два этажа позволят представить природу нашего края, историю на разных этапах его развития, взаимоотношения народов и государств, этнографию, судьбу отдельных людей, семей и родов. О древней и средневековой истории расскажут многочисленные археологические находки разных лет.
Напомним: пожар в главном здании Госмузея случился в 1987 году. Первую полноценную экспозицию мы увидим в 2005 году. Считайте сами, сколько понадобилось лет для первого этапа реконструкции. Трудно предположить, сколько времени займет второй этап.
Впрочем, будем справедливы. То, что получает город после реконструкции бывшего Гостиного двора, – совсем не то, что было до пожара. Казань будет иметь один из самых современных во всех смыслах этого слова музеев в Российской Федерации. Ждали долго – подождем еще немного…
«Казанские истории», №15-16, 2003 год