Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Поющий человек обречен на добро, любовь и созидание
- Кристина Каня
- 28 апреля 2014 года
В настоящее время в Казани проходят последние приготовления к амбициозному проекту – «Поющая Казань», участником которого будет сводный хор, состоящий из полутора тысяч исполнителей. Идею создания такого масштабного мероприятия подсказали сами ветераны в ходе подготовки праздничных мероприятий к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Сегодня очевидна тенденция возрождения хорового искусства. В 2013 году на государственном уровне было принято решение воссоздать Всероссийское хоровое общество (ВХО), которое и будет заниматься сохранением традиций и развитием хоровой культуры.
«Хор – это прообраз идеального общества, основанного
на едином устремлении и слаженном дыхании,
общества, в котором важно услышать другого,
прислушаться друг к другу»
Георгий Струве
Современное общество очень разобщено, нуждается в объединении людей, сочувствии, доброте и понимании. Пути его оздоровления можно найти в самом массовом и доступном виде музыкального искусства – хоровом пении. Наряду с музыкальными способностями хоровое пение, формирует такие социальные навыки общения, как толерантность, взаимоуважение, тренирует нацеленность на получение общего результата за счёт стремления к наилучшему выполнению собственной задачи. Кроме того, в хоровом пении лучше всего воспитывается чувство локтя, взаимной ответственности; ощущение того, что вместе ты можешь сделать то, что не способен сделать один. Благодаря искусству хорового пения, у людей есть возможность не только слушать высокохудожественные образцы музыкального искусства, но и соприкасаться с ними в процессе активного исполнительства.
Научными исследованиями доказано, что музыка влияет на здоровье поющего человека: он умеет расслабляться, меньше подвержен стрессам и депрессиям. Правильно подобранный репертуар благотворно воздействует на его психику. Спокойное и упорядоченное дыхание во время пения нормализует сердечный ритм. Все это, несомненно, способствует оздоровлению человека.
Совместное хоровое пение – это верный показатель духовного здоровья нации.
Хоровое искусство опосредованно служит формированию нравственных навыков. Вовлечение в хоровое пение огромного количества людей снизит уровень социальной напряженности в стране, при этом в личностных качествах участников хоров произойдут позитивные изменения: повысится их позитивность, конструктивность и настроенность на созидательную деятельность. В целом занятия в хоре, совместное пение оказывают положительное воздействие как на детей, так и на взрослых.
Одной из задач ВХО является охватить все слои населения хоровым пением, а именно – объединить коллективы страны от профессиональных до самодеятельных: создать сводные ученические хоры в школах; организовать любительские хоры во всех высших учебных заведениях, на предприятиях и в муниципальных образованиях, в том числе детские, молодёжные и хоры для пенсионеров и ветеранов.
Все мы стали свидетелями исполнения сводным детским хором России Государственного гимна Российской Федерации на торжественной церемонии закрытия XXII Олимпийских зимних игр в Сочи. Это стало первым пилотным проектом ВХО. В тысячеголосом хоровом коллективе были представлены самые талантливые дети со всех уголков России, в том числе и с нашей республики. По отборочному конкурсу из лучших детских хоровых коллективов музыкальных школ и школ искусств Казани и Зеленодольска было отобрано 10 самых одаренных детей.
Планируется, что в дальнейшем этот хор будет принимать участие во всех значимых для страны событиях, а также представлять Россию на международном уровне.
В настоящее время важная задача хорового общества – поднятие престижа отечественных хоровых коллективов. Представителем Всероссийского хорового общества в нашей республике является художественный руководитель Государственного камерного хора Республики Татарстан, заслуженный деятель искусств РТ Миляуша Таминдарова. О возрождении традиций хорового пения в республике Миляуша Амировна говорила в студии телерадиокомпании «Татарстан – новый век»: «Сегодня нашей задачей является формирование в обществе потребности в хоровом искусстве».
Хоровое пение связано с многовековыми традициями христианской культуры, ее многоголосными церковными песнопениями. Для татарского народа вплоть до XX века в песенном фольклоре существовала монодия – одноголосие. Только в начале 30-х годов татарские народные песни зазвучали в хоровом многоголосном исполнении. Позже татарское хоровое искусство стало неотъемлемой частью татарской музыкальной культуры. Проводниками традиций хорового многоголосия были С. Сайдашев, Ш. Шарифуллин и другие композиторы.
Первый хор был создан из числа студентов музыкального училища и любителей хорового искусства в 1937 году на базе радиокомитета. В августе 1937 года после открытия Казанской филармонии была создана Государственная хоровая капелла Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (ТАССР) под руководством И.В. Грекулова
(Историческая справка: К началу 1937 года И.В, Грекулов состоял в клире Серафимовской церкви Казани. Это был известный хормейстер, работал в Татарском государственного оперном театре).
Хоровая капелла просуществовала недолго. На её базе был учреждён Ансамбль песни и танца Татарской АССР под руководством 3.С. Ахметовой (впоследствии преобразован в Государственный Ансамбль песни и танца Татарской АССР, ныне Государственный ордена Дружбы народов ансамбль песни и танца Республики Татарстан).
У истоков хоровой культуры республики стоял известный композитор, дирижер, фольклорист А.С. Ключарёв. В 1937 году он был главным редактором музыкального вещания Татарского радиокомитета, позже одновременно осуществлял художественное руководство Ансамблем песни и танца ТАССР и Татарской государственной филармонии. Им созданы многочисленные хоровые обработки татарских народных песен.
В советский период в республике, как и по всей стране, были созданы хоровые коллективы не только в учебных заведениях и концертных организациях, но и на заводах и предприятиях. В 1951 году был проведен смотр художественного творчества ремесленных училищ и техникумов, в котором участвовало 15 хоровых коллективов, 835 человек. Сводными хорами дирижировала Л. Ф. Панькина – первый декан музыкального факультета педагогического института. В этот период в каждой школе существовала школьная хоровая самодеятельность.
В 1955 году создается хоровая капелла Казанского государственного университета под управлением тогда еще студента Казанской консерватории Леонида Усцова. Капелла быстро вышла на всесоюзную арену, стала достойно соперничать с хорами Прибалтики, выступала на лучших сценах страны и выезжала за границу.
Сегодня самыми яркими и успешными хоровыми коллективами столицы Татарстана являются Государственный камерный хор РТ, Государственный ансамбль песни и танца РТ, Государственный ансамбль фольклорной музыки РТ, Хор студентов Казанской консерватории.
Ведут активную концертно-исполнительскую деятельность хоры всех ведущих вузов республики: хоровая капелла Казанского (Приволжского) федерального университета, хор КНИТУ-КАИ, академический смешанный хор КГАСУ (КИСИ), академический смешанный хор КГУКИ, а также хоры музыкальных и педагогических училищ республики. Во всех без исключения хоровых коллективах работают ученики уникального и легендарного мастера хорового искусства Семена Абрамовича Казачкова.
Хоровое искусство республики представлено во всех городах и населенных пунктах многочисленными профессиональными и самодеятельными хоровыми коллективами и ансамблями, в том числе детскими. Ежегодно проходит Казанская хоровая ассамблея – своего рода хоровая универсиада – смотр-конкурс студенческих хоров Республики Татарстан. С 2007 по 2011 год проходил фестиваль студенческих хоров имени С.В. Смоленского, в 2011 году – I Всероссийский фестиваль молодежных (студенческих) вокально-хоровых коллективов и хоровых дирижеров имени Л.Ф.Панькиной.
Такие мероприятия привлекают хоры не только с нашего региона, но и с национальных республик Поволжья, а также зарубежные коллективы. Фестивали являются важной частью современной культуры Татарстана, показывают, что традиции и духовные корни не утрачены. А для любителей хорового пения это всегда неповторимые праздники, где можно просто наслаждаться творчеством участников.
В настоящее время в Казани проходят последние приготовления к амбициозному проекту – «Поющая Казань», участником которого будет сводный хор, состоящий из полутора тысяч исполнителей. Идею создания такого масштабного мероприятия подсказали сами ветераны в ходе подготовки праздничных мероприятий к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Они высказали свое пожелание – чтобы все казанцы – от мала до велика – собрались вместе и спели песни военных лет того времени, той страны, которая победила.
Проект организуется с целью объединить профессиональные музыкальные коллективы, хоры ветеранов, детские хоры и население города, а также привлечь к этому мероприятию как можно большее количество зрителей. Основная часть исполнителей, около 1000 человек – дети, учащиеся детских музыкальных и школ искусств, образовательных школ.
Музыка, а именно хоровое пение, способна соединить несколько поколений, помочь лучше узнать историю, понять цену Великой Победы, донести это до подрастающего поколения. А ребенок, в свою очередь, погружаясь в ту эпоху и пропуская это все через себя, начнет на все смотреть другими глазами.
Этот масштабный хоровой проект при поддержке мэрии г. Казани будет проходить 9 мая на площади перед стадионом «Казань-Арена». В качестве основного репертуара выбраны песни военных лет, такие, как «Смуглянка», «Катюша», «Темная ночь» и другие. Слова, в качестве «подсказки», будут транслироваться на большом экране стадиона и на Площади Свободы.
У каждого казанца и гостя столицы появится прекрасная возможность присоединиться к полуторатысячному сводному хору и спеть песни, в независимости от наличия слуха и вокальных данных. В настоящее время в социальных сетях можно познакомиться со словами и музыкой этих песен. Там же размещено приглашение на праздник для всех желающих.
Бесспорно, это мероприятие явится той скрепой межнациональных связей поколений, которая благоприятно скажется на формировании гражданской позиции молодежи, а совместное творчество детей и ветеранов непременно будет способствовать духовному и патриотическому воспитанию детей.
Организация таких мероприятий не требует больших материальных затрат, но нуждается в должной и умелой поддержке государства, а также в профессионально-грамотной работе руководителей хоровых коллективов.
Хоровое пение – это такой процесс, когда хоровая культура, которую несет определенный хоровой коллектив, одновременно может стать самовозобновляющимся процессом, когда слушатель, он же потребитель, становится участником этого процесса, то есть сам выступает распространителем этой культуры, дает огромный политический и общественный результат.
Популярность хорового искусства объединит и экономику, и политику, и управление; создаст благоприятные условия для оздоровления физического и духовного состояния человека. Вернет его к естественному состоянию, когда «поет душа». Кроме того, развитие хоровой культуры поможет обрести «моральный стержень», восстановит иммунитет к разного рода экстремистским и агрессивным идеям.
Бесспорно, поющий человек обречен на добро, любовь и созидание.
Кристина Каня, магистрант Казанского федерального университета