Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Казань в объективе Сергея Шургина

В поисках снимков с видами Казани в сети Интернет я наткнулась на фотографии Сергея Шургина.

Юрий Петрович  снимает город, в котором живет. Знакомые места, попавшие в его объектив, воспринимались как незнакомые, поскольку автор смотрел на город влюбленными глазами. Не было на снимках каких-то особых профессиональных ухищрений, но они притягивали внимание как раз этим. А также тем, что на снимках была современная Казань: новые дома в Заречье, мост «Миллениум», обновленный Дом политпросвещения, ставший домом казанской науки…

И это не просто фотографии, а небольшие экскурсии по родному городу. Каждый снимок сопровождается небольшим текстом. Именно так он рассказал, например, об улице Кремлевской.

Я написала Юрию Петровичу Шургину письмо с просьбой рассказать о себе, и тут выяснилось, что он фотограф-любитель.

«В начале этого века у меня было больше вдохновения, и я сумел многие воспоминания разместить на своем сайте. Тогда подрастали внуки, и они в значительной мере вдохновляли меня. Сейчас я больше занимаюсь «молчаливой» фотографией, естественно, как любитель», – написал он.

Сергей Шургин – по профессии IT-специалист, учился в Казанском авиационном институте по специальности «Динамика полета и управление». После окончания института служил два года в армии в Казахстане. Вернулся в институт на свою кафедру, вместе с единомышленниками под руководством заслуженного деятеля науки и техники РТ, профессора Т.К. Сиразетдинова создал отраслевую лабораторию «Динамики и управления экономическими объектами». Совместно с начальником лаборатории С.К. Джаксыбаевым и другими сотрудниками успешно применял свои экономико-математические методы и модели в отраслевом планировании. Кандидатские диссертации с С.К. Джаксыбаевым защитили в один день, один – в Казани, другой – в Москве.

В начале 90-х, когда разрушились отраслевые министерства и связи, Сергей Шургин перешел на работу начальником учебно-научного центра технического университета, а затем – начальником информационно-технического отдела в Казанской таможне.

После выхода в 2000 году на пенсию из Казанской таможни проработал около года в техническом университете на должности заместителя главного бухгалтера по информатизации, а потом более 10 лет работает техническим директором Казанского филиала ООО «Евроазиатский регистратор».

«Самая большая гордость для меня – это наши внуки, – писал Сергей Петрович. – Старший внук учится в МГУ на третьем курсе химического факультета, а младший – на первом курсе МФТИ. Он золотой медалист нескольких международных математических олимпиад.

Относительно своих снимков следует сказать, что они все – любительские. Я не вижу в них какой-то особенности. Это мой личный взгляд на Казань. Но с удовольствием поделюсь с вами любыми снимками.

Кстати, почти все мои снимки размещены на сайте www.shurgin.moifoto.ru».

Для знакомства с Юрией Шургиным я выбрала несколько его видов Казани, а также фото-экскурсию по улице Кремлевской, одной из самых красивых улиц нашего города – работы 2010 и 2011 годов.

 Казань глазами Юрия Шургина

Улица Кремлевская. История этой улицы начинается с XVI веке. Тогда же она и получила название Спасская - от названия центральной башни кремля.

 

В истоке этой улицы находится самая старая в Казани площадь – Ивановская. Она получила название от стоявшего здесь монастыря.

В Казани за 100 лет изменилось многое. Вот площадь возле Кремля, бывшая Ивановская, ныне – 1 Мая. Уже давно нет памятника Александру II и «пряничной» часовни у Спасской башни. Не ходят по современной Кремлёвской улице трамваи, соревнуясь в скорости с извозчиками. Вместо них по дороге в Кремль проносятся тонированные машины с мигалками.

Трамваи по улице Воскресенской (так называлась улица Кремлевская, которая много лет носила имя Ленина) стали ходить с 28 мая 1905 года. Именно в этот день открылось пробное движение вагонов на электрической тяге от здания городской думы по Воскресенской (ныне ул. Кремлевская) и Ново-Горшечной (ул. Бутлерова) улицам ко Второй горе (ныне ул. Волкова).

30 августа (12 сентября) 1895 года на Ивановской площади был открыт памятник Александру II. Более чем семиметровой высоты памятник, автором которого был выдающийся скульптор и архитектор академик В.О. Шервуд, изображал царя-освободителя в коронационной мантии. По углам гранитного пьедестала были расположены четыре фигуры крылатых Зилантов. В зубах у каждого Зиланта – венок Славы. Венки были соединены между собой гирляндами.

У памятника сразу же после пуска первой городской электростанции были установлены на высоких столбах мощные дуговые фонари.

После революции памятник императору снесли и на его пьедестале установили памятник рабочему-металлисту. Недолго простоял и он. В 60-е годы прошлого века его демонтировали, разобрали и пьедестал. Недалеко от этого места ныне стоит памятник Мусе Джалилю.

По левой стороне улицы от Кремля идут старые перестроенные дома: городская администрация, выстроенная в конце XVIII века. В доме №7 жили потомки поэта Боратынского.

Напротив этих домов вытянулось здание музея. Первоначально это были торговые ряды, но после того, как Казань осадили войска Емельяна Пугачёва, здание серьёзно пострадало. Посетивший Казань в 1798 году Павел I выделил средства на его восстановление. В 1895 году состоялось открытие музея, а в 1928-м здание надстроили двумя этажами. Из-за надстройки дома в 50-х годах рухнула северо-восточная часть, а совсем недавно из-за «жителей», заселявших верхние этажи, музей горел. Благодаря этому в 1995 году состоялось открытие обновлённого музея. Мы его увидели таким, каким он был сто лет назад.

Дом №17 – знаменитый Александровский пассаж. Дом №21 – Чернояровский пассаж. Напротив – библиотека Михайлова, а рядом – здание почтамта, бывший торговый дом Сапожникова, постройки 1911 года.

Источник – www.razan.telecet.ru

 

Чернояровский пассаж

Дата постройки – 1901 год. Архитектор – Генрих Руш

Чернояровский пассаж – памятник архитектуры казанского модерна. Сегодня в здании размещены офисные помещения, работают магазины.

Здание пассажа построено на одной из центральных улиц в 1901 году как доходный дом купца А.Д. Черноярова. Оно выстроено в эклектических формах конца XIX – начала ХХ века и представляет собой образец доходного дома с торговой зоной на первом этаже.

Второй и третий этажи имеют коридорную планировку с центральной лестничной клеткой, освещаемой фонарем в виде спюснутой барочной главки. Здание имеет дополнительные жилые корпуса во дворе, соединенные с основным зданием крытыми переходами. Флигель во дворе выполнен в стилевом единстве с основным корпусом, которое, очевидно, служило жильем для хозяев.

В 1923-1940 годах здесь жил известный татарский драматург Фатхи Бурнаш, а в двухэтажном доме во дворе пассажа в 1931-1941 годах жил татарский поэт Фатих Карим.

Александровский пассаж

Дата постройки – 1883-1886 года. Архитекторы – В.В.Суслов и Н.И. Поздеев, руководитель проекта – Генрих Руш.

Александровский пассаж – доходный дом пассажного типа с торговыми и зрелищными учреждениями, внутренним двором (пассажем), имеющим стеклянное покрытие по металлическим конструкциям. Сегодня здание находится на реконструкции.

Построен в 1883-1886 годах на средства купца А.С. Александрова в формах эклектики романтического направления. Прямоугольное в плане здание с двумя закругленными углами и системой внутренних дворов. Закругленные углы здания, напоминающие башни, завершаются куполами. В люкарны купола со стороны улицы Кремлевской были установлены часы с боем.

В оформлении фасадов здания использовались элементы архитектуры на основе стилевых систем ренессанса, барокко и классицизма с обилием лепных украшений растительного характера.

Главный вход имел резной деревянный тамбур. Основное пространство двора отделялось от вестибюльной части колоннами. Между колоннами вестибюля стояла скульптура рыцаря в латах. Простенки вестибюльной части завершались позолоченными фигурами русалок, служившими своеобразными кронштейнами.

Парадный двор имел стеклянные купол и пол, сквозь который освещался двор-проезд цокольного этажа, где размещались склады (двор-проезд служил для загрузки товаров). В центре двора была установлена бронзовая скульптура – светильник в виде женщины с ребенком (скульптор Шредер).

По периметру двора на 1-м этаже находились магазины, фасады которых были оформлены в виде аркады. Арочные проемы аркады украшали массивные остекленные двери, украшенные резьбой. Простенки были украшены зеркалами, заключенными в затейливые филенки. В нишах, окружавших центральное пространство двора, размещались 4 белокаменные скульптуры-аллегории, олицетворявшие четыре времени года.

В конце двора была парадная лестница, спускавшаяся к выходу на Черное озеро. Изящный чугунный мостик над лестницей вел в помещения ресторана, пышно отделанные зеркалами и лепным декором.

Часть здания, обращенная к Черному озеру, отделялась от основного объема пространством двора-колодца, служившего для хозяйственных целей. В здании имелись лифты. На верхних этажах размещались жилье и учреждения.

В 1890 году владелица пассажа О.С. Александрова-Гейнс подарила его городу для размещения музея. Однако из-за трудностей в приспособлении здания такого типа под музей от этой затеи отказались, и здание использовалось по первоначальному назначению. В 1930-1970-е годы здесь располагался кинотеатр «Пионер». В 1977 году северный угол здания обрушился, но какое-то время, начиная с 1980 года, в сохранившейся части размещались административные и торговые учреждения.

Источник – www.gokazan.ru

Гостиница «Джузеппе»

Это современный отель в самом центре города, в ста метрах от Кремля, вблизи пешеходной улицы Баумана, Казанского университета и Национального музея Республики Татарстан, открытый в старинном здании XIX века, где в прошлом тоже была гостиницы с названием «Номера «Франция».

Теперь уже немногие знают, что когда-то это была столовая Казанского государственного университета, которую в период перестройки отдали итальянцу Джузеппе. В 2003 году были построены новые корпуса, увеличившие номерной фонд гостиницы до ста мест. В гостинице «Джузеппе» есть ресторан

На этом снимке видны сразу несколько достопримечательностей Казани: старинное здание Национального музея РТ, Спасская башня, минареты мечети Кул Шариф, здание Мэрии. 

Здание Мэрии относится к геральдическим архитектурным памятникам. Его фасад украшает изображение Зиланта.

До революции 1917 года здесь работала Казанская городская дума. Здание было выкуплено у купца Евреинова еще в тридцатых годах позапрошлого века и после преодоления разных препятствий, среди которых был и страшный пожар 1842 года, приспособлено под нужды городского самоуправления.

В этом же здании умещались, кроме городской думы и управы, Казанский городской общественный банк и городская публичная библиотека.

Источник – www.inkazan.ru

 Спасская башня Кремля

На Спасской башне расположены главные куранты города. В 1963 году на башне установили позолоченную звезду, а под ней – часы с автоматическим заводом и знаменитым «малиновым» звоном.

Памятник поэту Мусе Джалилю рядом со Спасской башней установлен в 1966 году, к 60-летию со дня рождения поэта. Скульптор В.Е. Цигаль, архитектор Л.Г. Голубовский.

Памятник татарскому поэту-патриоту Мусе Джалилю и его соратникам, погибшим в застенках фашистской тюрьмы в 1944 году, представляет собой архитектурно-пространственный комплекс, состоящий из трех основных частей: площадки (стилобат), скульптуры и гранитной стенки.

К памятнику с западной стороны ведет широкая гранитная лестница. В центре композиции разбит цветник, по форме повторяющий в уменьшенном виде конфигурацию площадки. По боковым сторонам расположены скамьи из полированного гранита.

Гранитная площадка монумента трапециевидной формы приподнята над уровнем земли.

На бронзовом основании, представляющем единое целое со скульптурой, факсимильная надпись – «М.Джалиль». В фигуре Джалиля передан неукротимый порыв. Поэт-борец как бы разрывает сковывающие его путы. Гордо поднятая голова, непреклонный решительный взгляд говорят о мужестве, нравственной силе и героизме.

На площадке возведена стенка из гранитных блоков, на которых – стилизованные изображения ласточек и 3 цитаты из стихотворений Джалиля на татарском и русском языках:

«Пел я, весеннюю свежесть почуя, Пел я, вступая за Родину в бой»;

«Лишь в свободе жизни красота! Лишь в отважном сердце вечность есть!»;

«Жизнь моя песней звенела в народе, Смерть моя песней борьбы прозвучит».

В 1995 году на гранитной стенке были размещены барельефные портреты членов подпольной группы, которая действовала в Германии. Это тоже работа скульптора Цигаля.

Источник – www.gokazan.ru

 

Мостовая, ведущая к КРК «Пирамида» и Центральному стадиону,  выложена старинными булыжниками.

Возможно, история этой мостовой уходит в 1812 год. Именно тогда на заседаниях городской думы стал подниматься вопрос о мощении казанских улиц камнем.

Это предложение Казанского губернского правления одобрил царь Александр I. После этого всем прибывающим в Казань судам было предписано привозить по 10-30 камней.

Вид на Преображенскую башню Кремля, построенную в XVI веке, и мечеть Кул Шариф.

Мечеть построена в границах Кремля. Строительство храма было начато в 1996 году как воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, центра религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Мечеть была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Комментарии  

 
#1 Алина 15.07.2014
Зачем вообще упоминать ужасные барельефы казненных в Плетцензее, откровенную халтуру Цигаля? Тем более что фото этого барельефа нет. Нормального памятника героям нет, есть только серая лента за спиной Джалиля, а ведь они ничем ему не уступали, и вся их "вина" только в том, в свое время они не получили звезду.