Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Яркая Пташка» из Израиля долетела до Казани
- Любовь АГЕЕВА
- 14 июня 2014 года
14 июня главным героем III Международного фестиваля еврейской музыки был Леонид Пташка.
Оказывается, в Казань Леонид Пташка приезжает уже раз в пятый, однако кумиром казанских меломанов он стал в 2012 году, на первом фестивале. В огромной симпатии к нему объединились многие – почитатели еврейской музыки, для которых Леонид – посланец Израиля, любители джаза, которых в последнее время не так часто радуют в нашем городе, сторонники яркой индивидуальности, для кого пианист – образец для подражания.
На этот раз в Казани у джазового пианиста и композитора Леонида Пташки было три официальных выступления – в первый день на Петербургской улице, на вечере еврейского джаза в парке Государственного музея изобразительных искусств РТ и сольный концерт, который проходил в Государственном Большом концертном зале имени С. Сайдашева. Наш гость представил программу «Израильский микс» в сопровождении оркестра «Новая музыка».
Наверняка было среди зрителей много тех, кто слушал его уже не в первый раз. Его интересно не только слушать, но и смотреть, поскольку на сцене мы видим не только импровизатора-музыканта, но и импровизатора-артиста.
Он импровизатор во всем, даже в одежде. Яркий синий костюм с белой окантовкой по пиджаку и лампасами на брюках, ярко бордовые ботинки, перекликающие с красными вставками в белой рубашке и красным платком в верхнем кармане пиджака, носки с рисунком – на фоне строго одетых музыкантов оркестра он был яркой доминантой, притягивающей к себе взгляды зрительской аудитории.
Впрочем, как мне кажется, даже если бы музыкант был одет в спортивный костюм, всё равно смотрели бы только на него. Обычно пианистов можно слушать с закрытыми глазами – так даже лучше. Здесь образ музыканта был неразрывно связан с его игрой, яркой, экспрессивной, динамичной.
Порой он поднимался со стульчика и играл стоя. Его руки буквально летали по роялю, довольно часто - в самом верхнем регистре. Однажды он убыстрил темп в три раза против обычного – и буквально ликовал, когда зал взорвался аплодисментами.
Пташка пел сам и заставлял подпевать зал. Я вдруг ощутила, что тоже включилась в общий хор, хотя не делаю этого даже в узком кругу, поскольку весьма критически отношусь к своему пению.
В конце выступления, проходившего без антракта, Пташка снял пиджак – и его рубашка была мокрая.
Имя Леонида Пташки по праву внесено в список ста лучших джазовых музыкантов XX века по версии Американского биографического института. За эмоциональную манеру исполнения и мастерские импровизации критики называют Леонида «разрушителем фортепиано». Я не совсем согласна с этим определением. Почему – разрушитель? Инструмент для него – сотоварищ, сотворец. Он скорее укротитель фортепиано, чем разрушитель. Если бы рояль был живым существом, наверняка после концерта он был бы просто, что называется, без ног.
Но рояль – не единственный инструмент, на котором играл наш гость из Израиля. Мы увидели, например, национальный рожок – шафар.
Он умело дирижировал бас-группой, которая была закрыта от дирижера крышкой рояля. Музыкант щедро делил восторг зала с Дмитрием Соломатиным (бас-гитара) и Эдуардом Нуруллиным (ударные), Дмитрий Забегаев (саксофон). Наши музыканты тоже показали чудеса импровизации.
Пташка сам вел свой концерт, и делал это естественно и легко. С иронией рассказал о себе. Восхитился Казанью, и особенно ее девушками. Больше всего комплиментов досталось Анне Гулишамбаровой, художественному руководителю оркестра «Новая музыка».
Мы имели возможность познакомиться и с Пташкой-композитором, Пташкой-аранжировщиком. Сочинения Джона Леннона, Пола Маккартни и Джорджа Гершвина он играл так, что порой знакомые темы просто терялись в его импровизации, но в какой-то момент он возвращался к ним – и мы вновь слышали любимые мелодии.
Несколько слов о Леониде Пташке и его творчестве из пресс-релиза фестиваля.
Музыкант родился в Баку, окончил Московский институт имени Гнесиных. С сольными фортепианными программами выступал по всему миру: играл в Карнеги-Холле, зале Бостонского университета, Национальном музее искусств Лос-Анджелеса, Зале имени Чайковского в Москве и многих других. Гастрольные поездки Леонида Пташки прошли в странах Европы, США, Африки...
К моменту переезда в Израиль в 1990 году Леонид Пташка завоевал уже 17 (!) призов российских и международных конкурсов.
Переехав в Израиль, Леонид сразу вошел в когорту ведущих израильских джазистов. Он организовал несколько джазовых коллективов и ряд фестивалей. Записал 7 пластинок и компакт-дисков в России, США и Израиле. С 2003 года вел на популярном международном телеканале музыкальную шоу-программу «Вечерняя Пташка».
Музыкант ежегодно даёт около 200 концертовпо всему миру. Оставшуюся часть времени, по его словам, «проводит в полётах и на репетициях».
Было бы несправедливо не отметить оркестр «Новая музыка» под управлением Анны Гулишамбаровой. Впервые я имела возможность увидеть творческие возможности этого коллектива в постановке оперы Гаммы Скупинского «Апостол» силами студентов Казанской консерватории. Но тогда портрет сложился неполный. Могу признаться в том, что я многое пропустила, не побывав ни на одном концерте оркестра. Жаль, не приглашали...
Коллектив был создан при Центре современной музыки Софии Губайдулиной в 2003 году. Художественным руководителем и дирижером ансамбля является выпускница струнного отделения Казанской консерватории Анна Гулишамбарова.
Приведу цитату с сайта Центра современной музыки http://centrsofia.com/section/23/
Основное направление коллектива – исполнение современной музыки композиторов XX века, а также музыки композиторов Татарстана. Первым крупным событием с участием вновь созданного ансамбля был организованный совместно с Союзом композиторов Татарстана Международный фестиваль современной музыки «Мus-Tranzit». Ансамбль «Новая музыка» участвовал во всех фестивалях «Mus-Tranzit» (2003-2008) исполнив наряду с музыкой российских композиторов сочинения композиторов Голландии, Германии, Франции, Австралии. Ансамбль также неоднократно участвовал в крупнейшем международном фестивале – современной музыки «Европа-Азия».
С большим успехом в Государственном Большом концертном зале им. С.Сайдашева проходят концерты абонемента «Брависсимо», в которых вместе с оркестром, приглашенными и казанскими солистами исполняется классическая и современная музыка российских и зарубежных композиторов. Автор проекта, режиссер и ведущая – заслуженная артистка России и Татарстана Светлана Захарова.
Леонид Пташка не скрывал своего восхищения музыкантами и их возможностями. Сыграв с десятками лучших оркестров мира, он поставил «Новая музыку» в один ряд с прославленными коллективами. Даже если учесть, что это комплимент, уместный на совместном концерте, такой отзыв о многом говорит.
Оркестр может исполнять и классическую музыку, и сочинения современных авторов. Теперь, послушав музыкантов в концерте Леонида Пташки, можно сказать, что он может ВСЁ! Правда, для этого надо усилить камерный состав приглашенными музыкантами (бас-гитара, саксофон и ударные). Как мне сказали, это произошло не в первый и, наверное, не в последний раз.
Несмотря на то, что у оркестра была в этом концерте роль аккомпанемента, музыкантов вполне можно признать равноправными сотворцами успеха солиста.
Любовь Агеева
Снимки Ильи Шалмана очень хорошо передают исполнительскую манеру Леонида Пташки