Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Изучая прошлое, думать о будущем
- 30 сентября 2006 года
В конце сентября 2006 года в малом зале Государственного Совета прошла научно-практическая конференция «Преподавание отечественной истории в школах Татарстана: состояние и перспективы».
В ее работе приняли участие заместитель Председателя Госсовета Римма Ратникова, министр образования и науки Раис Шайхелисламов, председатель Комитета Госсовета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев, ректор Института развития образования РТ Ильсур Хадиуллин, представители вузов республики, депутаты Госсовета.
Организаторами конференции стали Комитет по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Государственного Совета РТ, Министерство образования и науки, два университета – КГУ и гуманитарно-педагогический, а также Институт развития образования (ИРО РТ).
В своем вступительном слове Разиль Валеев подчеркнул: «Нам необходимо объединить усилия государственных органов, историков, учителей для того, чтобы подрастающее поколение извлекало только полезные уроки из нашей отечественной истории».
Раис Шайхелисламов напомнил, что с этого учебного года в школах республики выпускникам предстоит сдавать ЕГЭ по истории и обществознанию, а также единый республиканский экзамен по этим двум предметам. По его мнению, необходимо пересмотреть подходы к повышению квалификации учителей истории, а также обеспечить их современной методической литературой.
«При формировании исторического сознания у школьников опираться только на учебники сложно, – отметил министр образования и науки. – К сожалению, учащиеся начальных классов обделены в этом плане. Между тем они могли бы изучать историю на основе художественной литературы, книг для детей».
Министр обозначил и такую проблему, как нехватка преподавательских кадров. Выпускники, получившие высшее образование по курсу истории, неохотно идут работать в школы республики.
Академик АН РТ Индус Тагиров, выступая на конференции, рассказал о некоторых проблемах изучения и преподавания отечественной истории. Об инновационном потенциале преподавания истории поведал присутствующим декан исторического факультета КГУ Евгений Чиглинцев.
По итогам конференции будет разработана программа, предусматривающая систему мер по повышению качества преподавания истории в школах Татарстана и повышению квалификации, информированности учителей истории.
Участником конференции была главный редактор «Казанских историй» Любовь АГЕЕВА.
Урок истории: чему учить, как и ради чего?
В заголовок вынесены три вопроса, которые задал декан исторического факультета Казанского государственного университета Евгений Чиглинцев. И постарался ответить на них с учетом своего опыта и настроений, которые уловил на недавнем большом совещании Ассоциации гуманитарных наук в Саратове, участником которого был. По сути, вся конференция проходила в поиске ответов на эти вопросы.
По третьему вопросу согласие было полное – все понимают важную роль истории и как механизма воспитания подрастающего поколения, и как связующего звена, соединяющего разные поколения, и как основы для социальной аналитики. Беспокоит другое. Уровень исторических знаний школьников и студентов потрясающе низок. В этом еще раз убедилась доцент КГУ Л.Тимофеева, которая рассказала о совместном исследовании с коллегой Н.Федоровой знаний по отечественной истории, предъявленных на вступительных экзаменах. Абитуриенты не умеют пользоваться картами, не знают элементарных понятий (домострой – это домостроительный комбинат), не ориентируются в историческом пространстве (русско-японская война, оказывается, велась между Кореей и Маньчжурией, а Петр I по второй половине XIX века разбил Наполеона). Медалисты, как правило, при поступлении в вуз своих школьных оценок не подтверждают. Зато показывают отличные знания ребята, которые принимали участие в исторических олимпиадах.
Молодежь мало читает, практически не востребованы книги и газеты историко-краеведческого характера, о чем говорила в своем выступлении и я.
Другие вопросы, вынесенные в заголовок, похоже, беспокоят педагогов больше. С одной стороны, жить им стало легче. Как отметила директор татарско-русской школы №15 Зеленодольска Н.Чибинова, теперь не надо каждому составлять учебную программу – есть базовая. Единственно, о чем просили ораторы руководство органов образования – не делать авральных вводов в расписание новых предметов, что практикуется в последнее время: «Дайте хотя бы немного подготовиться!»
Много раз звучало на конференции слово «концентр» – и ни разу одобрительно. Концентрическая система предполагает синхронное изучение курсов отечественной, всеобщей истории и истории татарского народа и Татарстана. Третий курс, представляющий национально-региональный компонент, изучается во втором концентре. Так вот, учителя критически оценили эти самые концентры и предлагали вернуться к прежним, линейным, программам. Еще более критически они оценили сокращение часов на уроки истории в школах.
Мнение о том, что Татарстан не готов к введению с будущего года единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, было единодушным. Педагоги не очень доверяют проверке знаний по истории с помощью тестов, хотя в принципе против тестов не высказываются. Одна из форм контроля – да. Но кроме теста обязательно нужен устный экзамен.
В качестве хохмы был приведен один из контрольных вопросов, на который должны были ответить школьники республики. Детей спросили, что делали богатые люди в 90-е годы прошлого столетия. Варианты ответов были такие: а/ вывозили капитал за границу; б/ занимались благотворительностью; в/ вкладывали деньги в производство. Ответ в любом случае будет неправильным, поскольку один и тот же богатый мог оказаться во всех трех ситуациях.
По мнению ряда выступающих, современная учебная программа по истории не позволяет организовать самостоятельный поиск знаний. Как заметил министр образования и науки Р.Шайхелисламов, учебник истории предполагает активную работу учителя, а не ученика. Как мы должны учить? – спрашивали учителя. Учить мыслить, что нужно в жизни? Или дать набор сведений, что нужно для ЕГЭ?
Педагоги пытаются самостоятельно справиться с возникшими трудностями. Кто-то ввел вместо пятибалльной стобалльную шкалу оценок. По-прежнему в цене новаторские разработки, оригинальные методики. О двух из них было рассказано подробнее: учитель лицея-интерната №2 Ю.Лазарав сообщил о работе с одаренными детьми, профессор КГУ Е.Вишленкова – о разработанном ею курсе «визуальной» истории России, которые она опробовала в Германии. Сам по себе курс Вишленковой любопытен. Лектор учитывает особенности восприятия знаний современными учащимися – так называемое клиповое мышление. Молодежь не любит читать, и педагог пытается рассказать студентам об истории, отталкиваясь от произведений изобразительного искусства. Вопрос в том, как далеко может пойти учитель, заменяя книгу картиной? Не придется ли писать комикс по «Анне Карениной» Льва Толстого? К тому же чтение книг, газет и журналов – это не только получение знаний, но и тренировка зрительной памяти. Про уровень знаний по русскому языку анекдоты ходят.
Беда в том, что среди тех, кто преподает историю, много непрофессионалов. Это, как никто другой знает, старший преподаватель ИРО РТ М.Фокеева, поскольку организует переподготовку педагогов. Как им противостоять «разгулу псевдонаучных теорий» и дилетантизма, если они сами – дилетанты? Историю преподают географы, биологи. По своей газете ежегодно констатируем уменьшение число педагогов, которые занимаются краеведческой работой с детьми. Уйдут наши ветераны – школьные музеи придется закрывать?
Сегодня учебников – море, выбирай на свой вкус. К услугам педагогов – масса учебных пособий, медиаизданий, целые документально-методические комплексы. В Татарстане положение с методобеспечением лучше, чем в других регионах России – говорили учителя. Никто не будет в этом сомневаться, познакомившись с выставкой книжных новинок казанских издательств в помощь педагогам, организованной специально для участников конференции. Есть вопросы к качеству учебно-методической литературы. Но педагоги не стали останавливаться на этом вопросе. Они не вняли и призыву организаторов конференции обменяться мнениями о том, как трактуются в федеральных учебниках спорные страницы истории: Золотая Орда, Казанское ханство, взаимоотношения между Казанью и Москвой в средние века. Проблемы тут есть. О них говорили в своих выступлениях председатель депутатской комиссии Разиль Валеев и профессор КГУ Рамзи Валеев. Федеральные учебники по-прежнему представляют отечественную историю как историю государства, а не как историю народов.
Мнение было одно: история должна быть едина. Проректор ИРО РТ В.Пискарев, в частности, подчеркнул необходимость единого федерально-регионального учебника.
Школьные учителя говорили о том, что болит у них больше. Говорили, не боясь, искренне, что нечасто встречается в последнее время на подобных конференциях. Одна из учительниц с горечью призналась, что на деньги для обеда купила книги. Другая посетовала: столько всего навалили на школьного учителя, что каждый мечтает куда-нибудь сбежать. Выпускники вузов не хотят работать по специальности.
Какие тут высокие материи, когда учитель придавлен семейными хлопотами и низкими зарплатами?!
В целом конференция своих целей достигла. В Госсовете впервые собрались школьные учителя и педагоги вузов, и, как оказалось, во многом они озабочены одними и теми же проблемами. Их мнение, будем надеяться, будет услышано руководителями образования. Значит, республика сделает меньше ошибок, чем другие регионы, где уже наломали дров и с тестами, и с ЕГЭ.
Любовь АГЕЕВА
«Казанские истории», №8, 2008 год