Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Солнце на спицах, синева над головой
- 20 апреля 2004 года
Знаете, сколько километров проезжает за год хороший велосипедист? До тридцати тысяч! Это в три раза больше, чем от Бреста до Владивостока. Разве по силам простому любителю покататься преодолеть подобное расстояние?
Часть 1, историческая
Пахнет луна сосной.
По тишине лесной
Катятся по тропе
Я и велосипед.
Медленно цепь кручу.
Еду куда хочу.
Шины на колесе
Ширкают по траве.
Юрий Визбор
Вряд ли. Скорее сейчас можно услышать: «Лучше на автомобиле, с комфортом». И трудно понять им, несущимся по дорогам на комфортабельных автомобилях, тех, кто, давя на педали, преодолевает очередной дорожный тягун при встречном ветре, под проливным дождем, ежеминутно рискуя быть сбитым бесшабашно наглыми машинами или задохнуться от выхлопов четырехколесных монстров. Да, не любят нашего брата на дорогах. Но от этого, как мне кажется, нас в последнее время становится больше, что, несомненно, радует.
Спортивный велосипедный туризм в нашей республике начался с прохождения в 1974 году по Золотому кольцу России группы студентов спортфака КГПИ под руководством С.Ермолаева. В том же году студенты КГУ под руководством А.Гусева совершили поход по Крыму. В последующее десятилетие отмечался бурный рост велотуризма. Разрабатывались и совершались десятки велопоходов выходного дня, 1 и 2 категории сложности по Среднему Поволжью и даже 3 категории под названием «Кольцо Татарии».
Первый сложный поход 4-й категории – по Карпатам (1000 км) был совершен в 1977 году группой в составе: З.Шакиров, Е.Володин, Г.Козлов, С.Ермолаев, Р.Рахимов, В.Варлеев. Первый серьезный успех был достигнут в 1980-м. Ю.Ванюшин, Е.Володин, М.Вязельщиков, С.Ермолаев, С.Русаков, Б.Толстяков и руководитель 3.Шакиров прошли маршрут 5-й категории сложности по Алтаю, завоевав серебряные медали всесоюзных соревнований.
В следующем году велогруппа КГУ под руководством С.Кузнецова за «четверку» по Карпатам получила бронзовые медали. Высшего достижения в спортивном велотуризме казанцы добились в 1981 году, когда С.Ермолаев (руководитель), В.Лебединцев, С.Русаков, Р.Рахимов, Б.Толстяков и 3.Шакиров прошли по Памиру маршрут высшей категории сложности. Они стали чемпионами СССР, были награждены золотыми медалями, а С.Ермолаев удостоен звания «Мастер спорта СССР».
В 1982 году сборная велогруппа, символизируя дружбу народов, в составе русских, татар, украинца и латышки прошла по Кавказу поход 5 категории сложности. Он назывался «От моря до моря, трижды через Кавказский хребет». Руководитель 3.Шакиров выполнил норматив мастера спорта.
В 1987-м группа В.Лебединцева велопоходом по Саянам и Алтаю завоевала третье место на всесоюзном чемпионате. В том же году, совершив поход по Латвии, группа Республиканской станции юных туристов (РСЮТУР) под руководством С.Ермолаева стала чемпионом СССР среди школьников. В ее составе были четырнадцатилетние Антонов Глеб, Крюков Евгений, Румянцев Олег. Все они сегодня входят в состав оргкомитета по проведении чемпионата России.
В 1989 году группа велотуристов под руководством С.Кузнецова за поход 5 категории сложности по Приморью получила золотые медали Российской Федерации. В память о нашем земляке Онисиме Панкратове, совершившем кругосветное путешествие в начале XX века, казанцы в 1988, 1993 и 1995 годах проводили велотуристский Мемориал Онисима Панкратова. Они трижды прошли по древним местам Волжской Булгарии, создав кольцевой маршрут «Серебряная дуга», в 1997-м посвятили его Всемирному конгрессу татар.
Удалось сохранить и даже развивать велотуризм даже во времена лихолетья 90-х годов. Особенно хочется отметить скромную, казалось бы, ничем не примечательную школу Зеленодольского района, в поселке Октябрьском, станция Обсерватория. За десять лет – с 1991 по 2001 год под руководством преподавателя физического воспитания М.Вязельщикова, совместно с преподавателями П.Грачевым и И.Велисовой дети совершили 15 походов различной категории сложности. Возраст – от 12 до 16 лет. Численность групп доходила до 11-ти человек.
Дети побывали в Ульяновске, Йошкар-Оле, Чебоксарах. В 1993-м был маршрут 1 категории сложности: Казань – Йошкар-Ола – Чебоксары – Цивильск – Урмары, в 1994-м его повторили, в 1995 году был разработан маршрут по Кировской области через ущелье Чимбулат.
И так каждый год – по два похода различной категории сложности. Все походы весьма интересные, но стоит особо отметить посещение в 1999 году Грушинского фестиваля бардовской песни и поход от Анапы по восточному Крыму. В 1998-м был самый продолжительный поход – от Вятских Полян до ледяных пещер в Пермской области.
Постепенно набирает обороты в этом направлении Казанский речной техникум. Велосипедный поход 2 категории сложности, совершенный студентами судоводительского отделения в сложных климатических условиях, занял 1-е место по системе профтехобразования. Поход получил название «От устья до истока реки Пьяна» и проходил по Нижегородской области. По республике его оценили 4-м местом. Команда техникума впервые приняла участие в традиционных туристических соревнованиях республиканского значения «Золотая Осень», где заняла в номинации «ориентирование» 3-е место.
В походах проводятся различные медицинские наблюдения, результаты докладываются на семинарах и научных конференция. З.Шакиров и Б.Толстяков вошли в авторский коллектив книги «Велосипедный туризм» под редакцией А.Булгакова (М., Ключ, 1998), которая признана весьма удачной среди солидных изданий спортивной учебной литературы.
Часть 2, эмоциональная
В нашей стране много внимания уделяется развитию спорта. Республика Татарстан находится далеко не на последнем месте, а по многим видам спорта значительно превосходит другие регионы России. Отрадно отметить, что велотуризм получает все большее развитие, благодаря финансовой поддержке со стороны государства.
Второй год подряд группа велотуристов из разных учебных заведений: Фасхутдинова Алсу из КГУ, преподаватель речного техникума Грачев Павел Минвалеев Айдар из Татарского гуманитарного лицея, Сибгатуллин Альберт из Казанского финансово-экономического университета во главе с неизменным нашим руководителем – заместителем председателя общества «Сэяхэт» Владимиром Леонидовичем Барановым, борется за утерянные лет 10 назад позиции передового города в велотуризме.
Наш поход – 4 категории сложности по маршруту Тихорецк – Усть-Лабинск – Майкоп – приют Гузерипль – приют Партизанский – приют Фишт – приют Бабук-Аул – приют Салахаул – Дагомыс – Туапсе – Торячий Ключ – Геленжик – Новороссийск. Красиво звучат названия южнорусских городов. Можно подумать: курорт, да и только. Но только истинный специалист этого вида спорта может оценить смелость нашего предприятия.
Коварство перепадов погодных условий гор, крутые, полные опасностей даже для туристов-пешеходников… Порой казалось, что три дня перехода по альпийским лугам Большого Кавказского хребта никогда не закончатся. По колено в холодной жиже от потоков талой воды и горных ливней, мы упорно двигались вперед, с гордостью осознавая себя потомками великого полководца Суворова.
Было очень трудно, но каждый преодоленный нами перевал вселял бодрость духа. Велика была радость от неописуемой красоты Кавказских гор. Вдыхая полной грудью прозрачный воздух высокогорья, обдуваемые прохладными ветрами, мы невольно задумывались о величии нашей Родины.
Один вопрос все же неоднократно возникал перед нами. Почему этот тип туризма – велосипедный? Где мы должны ехать на велосипеде? Велосипед-то едет на наших спинах!
Техническое оснащение группы было далеко не на высоте: из пяти велосипедов – только один горный, только что из магазина, другой полугорный, но видавший виды и небрежного хозяина, два велосипеда «Спорт» 68-го и 73-го годов выпуска и велосипед пятискоростной «Урал» начала 90-х годов.
Надо сказать, что техника в горах не подвела. Но в чем преимущество горных велосипедов в горах, пока не понял: мы тащили их так же, как и наши советские велосипеды. Кстати, в скорости они тоже уступают, как на подъеме в гору на хорошей дороге, так и при спуске нашим стареньким «ХВЗ» и «Уралу». Да и ломались не меньше, если не больше. Ну, а новый горный велосипед хорош, пока новый.
Новые встречи и знакомства всегда становятся украшением похода. Мир не без добрых и хороших людей, они нам часто встречались в пути. Хочется вспомнить Вильдана, любезно пригласившего нас переночевать в саду на своем участке (дом как таковой просто отсутствовал – он еще только строится). То, что мы из Казани, сыграло положительную роль при знакомстве. На его вопрос: «Откуда вы?», мы с гордостью назвали Казань. Он воскликнул: «Земляки! Татары! А я из Челябинска. Пойдемте ко мне».
Утром он нас познакомил со своим другом – егерем Сергеем, который исходил горы вдоль и поперек. Именно его советы сыграли для нас большую роль, когда мы преодолевали горные перевалы. Мы увидели много местных достопримечательностей: «Казачий камень», «Хаджокская теснина», захоронения древних людей в Гузерипле и другие.
Популярность велотуризма, на мой взгляд, должна прирастать такими походами. Я работал в школе поселка Октябрьский, где увлекся велопутешествиями – и не жалею об этом вот уже 12 лет. Пять лет работаю в Казанском речном техникуме, вижу, как у ребят горят глаза от услышанных велоприключениях. Я стал находить среди них единомышленников.
Что может быть демократичнее велосипеда?! А сколько нового и увлекательного открывается перед тобой с каждым новым путешествием на велосипеде?!
На туристическом многоборье «Золотая Осень» в поселке Крутушка наша команда выступала впервые, и я с гордостью за своих ребят скажу – удачно. Ведь у нас в техникуме для этого вида спорта ни техники, ни снаряжения нет. А тут – грамоты за 2-е и два 3-х места. Было огромное желание ребят победить. Задыхаясь, они падали со своих тяжелых велосипедов, глядя на навороченных «байков». Но было огромное желание победить, даже когда они видели, что проигрывают.
Про то, что за 8 лет Обсерваторская средняя школа исколесила на велосипедах все Поволжье – от Нижнего Новгорода до Кунгура и Уфы – под руководством скромного учителя физкультуры М. Вязельщикова, мало кто знает. Средствам массовой информации (телевидению), я точно знаю, это не интересно, так как видеокамеры у велотуристов от системы образования нет. Откуда у бедных видеокамеры, господа из «Варианта», «СТС», «Эфира»? – ответьте на мой вопрос. Вас больше интересуют парадные велопробеги по хорошей дороге до Раифского монастыря. Вот где бывает видеокамер!.. А ведь наши походы по качеству исполнения и по важности превосходят эти велопробеги в несколько раз. Жаль, вы не видели восторга и радости в глазах детей, прочитавших интереснейшую книгу длиною в 20 и более дней, которая называется: «Путешествие на велосипеде».
Павел ГРАЧЕВ,
преподаватель Казанского речного техникума
«Казанские истории», №11-12, 2004 год