Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Кара пулат» Эльмира Низамова на Тинчуринской сцене
- Маргарита Файзулаева
- 27 января 2015 года
С 20 по 22 января 2015 года на сцене Татарского государственного театра драмы и комедии имени К. Тинчурина можно было посмотреть премьеру оперы-легенды «Черная палата».
Среди зрителей была Маргарита Файзулаева, заслуженный деятель искусств РФ и РТ, профессор Казанского государственного университета культуры и искусств.
Несмотря на свою молодость Эльмир Низамов успел завоевать поклонников в области музыкальных сценических жанров. Он с удовольствием пишет музыку к театральным постановкам казанских режиссеров Р. Аюпова, Д. Самреханова, И. Камалиева, Р. Гараева, Т. Имамутдинова и других.
«Опера, балет, мюзикл – все это вызывает у меня огромный интерес делится своими мыслями Эльмир Низамов. Музыкальный театр – это удивительное соединение музыки, сюжета, драматургии, хореографии, сценографии и многого другого. Это всегда будет привлекательным как для зрителя, так и авторов»[1].
Премьера его нового оперного сочинения состоялась в конце января наступившего года, а заказ на национальную оперу поступил от главы Республиканского фонда «Возрождение памятников истории и культуры Республики Татарстан», от М.Ш. Шаймиева. Это изначально предполагало историческую канву произведения.
Автор либретто Ренат Харис опирался на события драматической легенды о сожжении булгарских красавиц воинами Тамерлана. Кстати, этот сюжетный мотив встречается и в других эпических сказаниях, к примеру, в «Повести о несгораемой царевне» – о разрушении города Булгара.
Либретто получилось емким, динамично устремленным к трагическому финалу. Стихи Хариса удобно ложатся на музыку, рождая особую ауру одухотворенной оперной интонации.
Поэт высоко ценит молодого автора, характеризуя его одним из самых значимых фигур своего поколения музыкантов, сумевшего вобрать в себя яркие свойства предшественников: «В его музыке красиво объединяются татарская мелодия с достижениями современной мировой музыкальной культуры». [2]
Музыка оперы завораживает, проникает в душу, вызывает яркие ассоциации с трагическими переломными периодами истории, богатой культурой предков татарского народа, с сильными жизненными коллизиями и переживаниями главных героев сочинения.
Опера-легенда сценична по сюжету. Воины полководца Тимура (основателя государства со столицей в Самарканде, впоследствии разгромившего Золотую Орду) захватили при взятии Булгара девушек-красавиц. Одна из них была дочерью булгарского хана и предназначалась Тамерлану в наложницы.
Девушки скрывают от врагов ханскую дочь, помогая ей избежать позора. Воинам становится известно, что Наргиза не горит в огне. Коварный Карабатыр, так и не определив, кто же из девушек Наргиза, отдает приказ закрыть их в Черной палате и поджечь ее.
Неистовый огонь дотла уничтожил палату, а вскоре возникает видение: в белых одеждах, живая и невредимая, появляется ханская дочь в окружении стаи белых птиц. Это души сожженных девушек, прощаются с Наргизой и взмывают в поднебесье.
Действующие лица оперы: Наргиза, дочь булгарского хана (Гульнора Гатина), жених Наргизы Турыбатыр (Рузиль Гатин), Карабатыр, военачальник Тамерлана (Артур Исламов), Мамат приближенный Карабатыра (Денис Ханбаба), сказитель (Нар. арт. РТ Зуфар Харисов), а также девушки, подруги Наризы, воины Тамерлана.
Сюжет, достойный театрального и кинематографического воплощения, нашел блестящее отражение в музыке Эльмира Низамова. Он находит новые подходы к развитию татарской мелодики через переосмысление древних культурных слоев Востока эпохи Средневековья, органично сочетая их с музыкой сегодняшнего времени – высококачественных образцов поп-музыки, эстрады, обогащенных современными национальными музыкальными традициями.
Опера изобилует красивыми лирическими мелодиями арий, дуэтов, ансамблей, изысканными женскими и темпераментными, динамичными мужскими танцами в зажигательных хореографических сценах (в постановке Г. Ковтуна и Ф. Исмагилова). В музыке оперы есть истинные открытия, связанные, в первую очередь, с музыкальными характеристиками образов ханской дочери и ее жениха, а также жуткими трагическими сценами в финальной части композиции.
Много творческих находок можно найти в жанровых танцевальных сценах; речитативы оперы решены по-новому в интонационном плане. Основные музыкальные темы сочинения необычайно красивы, вдохновенны и выразительны. Это тема любви, пронизывающая ткань оперы, потрясающая тема лирического дуэта влюбленных, дающая жизнь и остальным важным темам; ария Наргизы, оплакивающей Турыбатыра.
А колоритнейшая тема вступления к опере, обрисовывающая булгарскую эпоху, требует особого анализа. На мой взгляд, это настоящее открытие в плане современной подачи национального материала.
Опера органична во всех своих художественных элементах выразительности: музыке, в сценическом и хореографическом действии, четко продуманной в легендарно-сказочной стилистике режиссуре (Г. Ковтун), колоритной сценографии (В. Самохин), живописных исторических костюмах (А. Исмагилова), в партитуре света и изобретательной компьютерной графике. Украшением спектакля были талантливые, драматически одаренные вокалисты – выпускники Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова, знакомые зрителям по новым оперным сочинениям З. Рауповой, Е. Анисимовой, Э. Низамова.
Режиссура Геогрия Ковтуна детально продумана. Сцены, контрастируя друг другу, стройно выстроены по динамической нарастающей драматического сюжета, подчеркнуты смысловые и центральные кульминационные сцены.
Поразительны по силе воздействия дуэт влюбленных Наргизы и Турыбатыра в начале оперы и в сцене прощания влюбленных, сцена гибели Турыбатыра и трагическая ария Наргизы, оплакивающей любимого, сцена пожара и гибели булгарских девушек в финале и эпилог – философский монолог Сказителя: «Вселенная горит. Мир рухнул! Погибло все!»
Достойно раскрыл все сложности партитуры Эльмира Низамова камерный оркестр «Новая музыка» под управлением Анны Гулишамбаровой – эмоционального, волевого, драматического склада мышления, дирижера.
Встреча с яркой, современной оперой «Черная палата» оставила незабываемое впечатление и подтвердила глубокий интерес молодежной публики к серьезным академическим жанрам, которые в талантливых руках обретают черты живого, подлинно демократического настоящего искусства.
[1] Харис Р. Композитор Эльмир Низамов / Звуковое пространство композиторов Татарстана: Очерки. Интервью. Воспоминания / Сост. Р.Г. Усеинова, М.П. Файзулаева; Общ. ред. М.П. Файзулаева. – Казань, 2014. – С. 163.
[2] Харис Р. Композитор Эльмир Низамов / Звуковое пространство композиторов Татарстана: Очерки. Интервью. Воспоминания / Сост. Р.Г. Усеинова, М.П. Файзулаева; Общ. ред. М.П. Файзулаева. – Казань, 2014. – С. 235.