Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

В концертный зал, на Плетнева

Участником V Международного фестиваля имени Сергея Рахманинова «Белая сирень» впервые стал один из самых известных музыкантов современности – победитель Международного конкурса имени П.Чайковского в Москве и Всесоюзного конкурса в Ленинграде, лауреат премии «Грэмми» Михаил Плетнев.

Вместе с Симфоническим оркестром РТ под управлением Александра Сладковского 27 мая 2015 года он исполнил Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Сергея Рахманинова.

Как известно, музыкант несколько лет не выступал  как пианист, отдавая все свое время становлению  Российского национального оркестра. В декабре 2012 года он снова сыграл для публики. Закрытый концерт прошел в ГМИИ имени  А.С. Пушкина в рамках «Декабрьских вечеров». Как отмечал рецензент, «Плетнев-пианист, который ушел со сцены шесть лет назад, не утратив ни грана в оттенках своего удивительного фирменного звука, остался все тем же недосягаемо прекрасным музыкантом, тонким, глубоким, отточенно субъективным и идеалистичным».

В 2013 году Плетнев дал несколько концертов. Хотя выступать на сцене после такого большого перерыва и тем более вновь претендовать на звание лучшего пианиста современности (его единодушно признавали таковым не только слушатели, но и профессионалы) было большим риском. Но он рискнул – и получил поддержку.

И вот Плетнев-пианист встретился с казанским зрителем. Наша последняя встреча с выдающимся музыкантом состоялась на Шаляпинском фестивале 2012 года –  1 января он дирижировал оркестром в спектакле Евгений Онегин».

Михаил Васильевич не раз признался, что Казань связана с дорогими ему впечатлениями и воспоминаниями. Как известно, его детство прошло в Казани. Его родители, профессиональные музыканты, работали в консерватории, куда приехали по приглашению ректора Назиба Жиганова, который помог им получить квартиру в Казани, что было невозможно в Саратове.

Мальчик в семилетнем возрасте поступил в специальную музыкальную школу-десятилетку при Казанской консерватории. Будущий великий пианист шесть лет занимался по классу фортепиано у преподавателя Киры Шашкиной. Заметив несомненные способности мальчика, родители отправили его в 13 лет в Москву, в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории имени Чайковского.

Несмотря на то, что становление музыканта прошло далеко от Казани: он прожил в нашем городе всего несколько лет, казанцы считают его своим земляком. Отсюда восторг и овации, с которыми зрители встретили его первое появление на сцене.

Сказать, что в этот вечер в Большом концертном зале был аншлаг – значит, ничего не сказать. Если можно так сказать, был переаншлаг.

В зале не было ни одного свободного кресла, ни в партере, ни на балконе. В несколько рядов люди стояли во всех проходах, кроме центрального. Администрация зала имени Сайдашева, в отличие от руководства других учреждений культуры, позволяет такие вольности, продавая за 300 рублей входные билеты. Кроме того, на таких аншлаговых концертах в зале всегда бывает много студентов консерватории и музыкального колледжа.  

Так что каждый, кто сумел попасть на концерт, мог считать себя счастливчиком.

Организатор фестиваля, художественный руководитель Государственного оркестра Татарстана Александр Сладковский сравнил это событие с приездом Рахманинова в Казань 100 лет назад.

«Плетнев и дирижер, как Рахманинов, и композитор, и пианист такой же известный, каким был в свое время Сергей Рахманинов, - сказал Александр Сладковский корреспонденту газеты «АиФ-Казань». — Атмосфера, которую создает во время музицирования Михаил Плетнев, неповторимая. Думаю, то, что мы пережили за две репетиции с ним, очень сильно скажется на звучании оркестра. Соприкосновение с талантом такого уровня оставляет неизгладимый след в творческом сознании любого из музыкантов, которые в этот момент находятся на сцене…

Мне очень приятно, что Михаил Васильевич чувствует себя в Казани как дома».

Интернет сохраняет многие публикации как о Плетневе-пианисте, так и о Плетневе – дирижере и композиторе. На этот раз мы искали его личные суждения о пианистах. И нашли по адресу: http://belcanto.ru/14062003.html

«Есть концертанты, … в игре которых ощущается порой какая-то приблизительность, эскизность. То, смотришь, они густо «замажут» педалью технически трудное место, то артистически вскинут вверх руки, закатят глаза к потолку, отвлекая внимание слушателя от главного, от клавиатуры... Мне лично это чуждо.

Повторяю: я исхожу из того, что в произведении, исполняемом публично, все должно быть доведено в ходе домашней работы до полной профессиональной завершенности, отграненности, технической безупречности.

В жизни, в быту, мы уважаем лишь честных людей, не так ли? — и не уважаем тех, кто вводит нас в заблуждение. То же самое и на сцене».

Впечатления от концерта довелось слышать разные. Сама я сидела в зоне плохой акустики, к сожалению, в БКЗ таких зон немало. Звук совместной игры музыканта с оркестром на левый балкон практически не шел. Пришлось довольствоваться сольными фрагментами и шопеновской музыкой, которую мы услышали на бис.

Судя по мощи оваций, по тому, как зал встал в единодушном порыве и долго не отпускал Плетнева со сцены, я многим в этот вечер могла позавидовать.

Не скрою, довелось услышать и мнения тех, кто не получил желаемого наслаждения. Доводы при этом приводились разные. Кто-то заметил, что все-таки такое долгое молчание в концертной деятельности не может о себе не дать знать. Кто-то, не давая оценки казанского выступления, заметил, что мечтает услышать в исполнении музыканта что-то другое, более свойственное его артистической натуре. Несколько человек обратили внимание на то, что музыкант по традиции не подал руки первой скрипке, и посчитали, что он остался не очень доволен совместным выступлением.

Как хорошо, что простые меломаны, не вдающиеся в такие тонкости, слушали выступление пианиста сердцем, ощущая восторг уже от того, что находились  в этом зале и имели возможность услышать того, о ком, возможно, только читали.

Интересная подробность для таких меломанов. Михаил Васильевич играл на своем личном рояле. Оказывается, он никогда ему не изменяет, возит его по всем гастролям. С такой нежной привязанностью к роялю (не скрипке или альту!) я встретилась впервые.  

Концерт по традиции открыл известный ведущий телеканала «Культура» Юлиан Макаров, который рассказал о том, что Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Сергей Рахманинов посвятил врачу Николаю Далю. После провала Первой симфонии композитор не мог ни играть, ни писать. Даль буквально вернул к жизни талантливого композитора. В течение почти пяти лет Даль разговаривал с Сергеем Васильевичем, играл ему на виолончели, вероятно, гипнотизировал, и в конце концов появилось это удивительное музыкальное лекарство для всех нас», — рассказал ведущий вечера. 

Предвосхитив вопрос тех, кто знает фамилию Даль, пояснил, что это брат знаменитого Владимира Даля, автора толкового словаря, которым до сих пор пользуются миллионы людей по всему миру.

Во втором отделении симфонический оркестр исполнил Симфонию №2 Сергея Рахманинова. Зал в это время сильно поредел. Видимо, кое-кто пришел только «на Плетнева».

Напомним, что V Международный фестиваль имени Сергея Рахманинова «Белая сирень» будет проходить в Казани до 7 июня.  Уже выступили звёзды мировой музыки — пианисты Денис Мацуев и Борис Березовский (оценки только восхищенные),  впереди выступление пианиста Владимира Овчинникова и  дирижёра Владимир Федосеев (концерт 7 июня, начало в 17 часов).

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить