Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Самый древний список Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Казани
- 16 июля 2016 года
В экспозиции выставки «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь»в Государственном музее изобразительных искусств РТ есть уникальный экспонат – древняя Казанская икона Богородицы, датированная последней третью XVI века.
Ровно через сто лет в коллекции музея обратили внимание на старинную икону, происхождение которой было не известно. Она поступила в музей в 1989 году из Троицкой церкви Иоанно-Предтеченского (тогда Троице-Сергиева) монастыря Свияжска.
Получается, что сегодня в Казани это самый древний образ почитаемой всеми православными святыни. По сути, икона – ровесница той, что была украдена из собора Богородицкого монастыря. Скорее всего это список, но один их первых, если вообще не первый.
Мы попросили рассказать об этой иконе Веру Викторовну Немтинову,хранителя фонда древнерусского искусства, старшего научного сотрудника ГМИИ РТ, старшего преподавателя кафедры общей и церковной истории Казанской духовной семинарии.
– История открытия древней Казанской иконы Богородицы началась в 2004 году. В тот год отдел древнерусского искусства готовился к юбилейной выставке, посвященной четырехсотпятидесятилетию основания Казанской епархии. Мы искали, что можно экспонировать в пустом пространстве иконы-рамы «Богоматерь Казанская с праздниками», датированной концом XVI – началом XVII века.
На основе изучения одной иконы «по мере и подобию» явленному образу Богоматери из музейной коллекции Казанских икон Богоматери были проведены исследования под микроскопом скрытого авторского слоя. Мы увидели, насколько сложную структуру имеет разновременная многослойная запись иконы. С использованием компьютерного оборудования были сделаны макрофотографии фрагментов иконы. Началась реставрация иконы, которая продолжалась до 2009 года.
Слои записи были «сплавлены» настолько плотно, что раскрытие проводилось по миллиметру. Работа выполнялась под бинокулярным микроскопом и микроинструментами. Было принято решение удалять записи послойно.
Поздние разновременные локальные участки чинок грунта, отличающиеся по фактуре, лежали на лике Богоматери, на одеждах, фоне и полях иконы. Записи не обнаружены только на лике и руке Христа.
С лика Богоматери и одежд Христа был удален лишь один слой записи и промежуточный слой олифы, что говорит о том, что лик Богородицы и одежды Христа поновлялись один раз.
В процессе раскрытия авторских надписей выяснилось, что они выполнены золотом.
Предварительные заключения об основных материальных признаках и особенностях иконы были отражены в реставрационном паспорте иконы и изложены мной на музейной конференции «Проблемы изучения русской культуры XVI – начала XXI века» в мае 2009 года.
Икона была восстановлена в музейной мастерской темперной живописи реставратором Н.Е. Михайлиной с учетом рекомендаций специалистов высшей категории по реставрации станковой темперной живописи ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря (Москва) – реставраторов высшей категории Г.В. Цируль, Л.А. Мироновой, А.Н. Овчинникова. По завершении раскрытия авторской живописи в октябре 2011 года сотрудники этой мастерской А.Н. Овчинников, Трубачева и С.Н. Добрынин провели экспертизу иконы и ее технико-технологические исследования. Вопросы реставрации были обсуждены на расширенном реставрационном совете. В частности, было разрешено экспонирование древнего памятника в уникальной иконе-раме «Богоматерь Казанская, с праздниками» конца XVI – начала XVII века из Троицкой церкви Свияжска, в ковчеге которой не сохранился оригинал средника.
Такой ее и увидели посетители обновленной экспозиции древнерусской живописи ГМИИ РТ.
Полный цикл реставрационных работ был завершен к 2013 году.
В настоящий момент древняя икона демонстрируется на выставке «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь» в главном здании нашего музея.