Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Фантастический» Жиль Апап в Казани

Новый концертный сезон Казанский камерный оркестр La Primavera открыл 12 октября вместе со знаменитым скрипачом Жилем Апапом.

Среди зрителей была наш корреспондент Любовь Агеева.

«Казанские истории» сообщали о предстоящем концерте, предварительно познакомив читателей с Жилем Апапом. Он не смог приехать в Казань для участия в последнем фестивале L’arte de larco из-за проблем с визой, а потому художественный руководитель и дирижер Казанского камерного оркестра La Primavera Рустем Абязов назвал его октябрьское выступление «отложенным концертом».

«Моя прошлая попытка приехать в Казань была ужасна. Человек, которому я доверил свой паспорт, потерял его, и я чувствовал себя очень потерянным. Но сейчас я здесь и очень этому рад: хорошие люди, замечательный оркестр», – сказал маэстро со сцены.

Это было еще только начало концерта, и комплименты были скорее дипломатическим жестом в адрес публики и оркестра. Но по мере выступления мсье Апап не раз выражал искреннее восхищение казанскими коллегами, а когда при исполнении одного из сочинений мы увидели своего рода поединок нашего гостя с первой скрипкой оркестра La Primavera Джамилем Шарифуллиным, все было понятно – казанский оркестр был для него достойным партнером. А ведь Жиль Апап играл со многими коллективами мирового уровня.

«Мы счастливы, что у нас есть возможность представить казанской публике одного из самых интересных скрипачей мира», – цитата из пресс-релиза оркестра о предстоящем концерте. Кроме того в нем сообщалось, что западная пресса называет Жиля Апапа «звездой-бунтарём» за его манеру играть, сидя на краю сцены и болтая ногами, даже в самых пафосных концертных залах. Он может внезапно прервать концерт, чтобы поговорить со зрителями. Эти вольности прощаются ему за редкий талант.

Предваряя знакомство с гостем, Рустем Абязов далее дал ему более подробную характеристику:

– Вы сегодня присутствуете на уникальном концерте, поскольку сейчас на эту сцену выйдет один из самых интересных скрипачей мира, музыкант, которого называют «фантастическим», «причудливым», «провокационным», «непокорным». Критики испытывают шок, а публика неистовствует, слушая авторские интерпретации концертов Моцарта, где моцартовский нотный текст сдабривается то ирландскими, то североамериканскими, то румынскими народными мотивами.

Жиль Апап считается одним из самых необычных музыкантов нашего времени. Этот скрипач уникален своими импровизациями: он добавляет цыганские мотивы в музыку Бетховена, а ирландские – в произведения Вивальди.

Так что мы уже были настроены увидеть НЕЧТО.

– Сегодняшняя программа – это прекрасная кельтская музыка и чистейший Моцарт с моими выдумками, которые очень естественно вливаются в программу, – сказал мсье Апап, начиная свое выступление в Казани. – Шокировать публику – это последнее, чего бы я хотел. Мое поведение на сцене – ни в коем случае не шоу, это просто музыка. Возможно, люди просто не ожидают услышать Моцарта в разных стилях и новых прочтениях.

Нетрадиционность сценического поведения была заявлена сразу – маэстро начал играть, едва показавшись на публике. Какое-то время звучала только скрипка. Потом включился оркестр с необычным аккомпанементом – скрипачи и альтисты играли без смычков. Это было завораживающее зрелище, и прежде всего из-за его необычности. Потом мне подсказали, что прозвучал фрагмент из сонат и партит для скрипки соло Баха в аранжировке нашего гостя.

На какое-то время Жиль Апап, видимо, сознательно, отказался от нетрадиционных приемов, чтобы мы могли оценить прежде всего его исполнительскую манеру, а потом вел себя уже естественным образом – во время исполнения ходил по сцене, на какое-то время растворялся в оркестре, играя в одном ряду со скрипачами, свистел, когда его скрипка молчала, разговаривал с залом, и в это время мы очень сожалели, что не знаем французский язык…

Но как он играл!!! Скрипка была его языком, его руками, его душой. Если учесть, что при этом звучал восхитительный Вольфганг Амадей Моцарт, то можно представить, что чувствовал в это время зрительный зал.

Когда звучало первое сочинение – Дивертисмент №3 для струнных F-dur, зал, как и полагается в таких случаях, слушал, не прерывая выступление аплодисментами. Когда Жиль Апап играл Концерт для скрипки с оркестром N5 A-dur, зал забыл про общепринятые нормы и отзывался овациями после каждой части. Уже нельзя было сдержать свое восхищение!..

Профессиональные казанские музыканты ждали этот Концерт с особым нетерпением, потому что было известно, что наш гость исполняет его в нетрадиционной манере, со своими каденциями. Хорошо известное сочинение Моцарта в такой интерпретации исполнялось всего несколько раз, и, как нам сказали, мы имели возможность присутствовать на премьере. Насвистывая в такт и вальсируя между скрипками оркестра, Жиль Апап исполнил все три части.

Во втором отделении прозвучали произведения бельгийского композитора Гийома Леке, «Цыганские напевы» Пабло де Сарасате и кельтская традиционная музыка в аранжировках мсье Апапа. Музыкант так анонсировал эту часть концерта:

– Когда я играю фольклорную музыку разных народов, невозможно просто стоять на месте.

Рустем Абязов решил реализовать это утверждение в реальности и при исполнении одного из сочинений пригласил к танцу партнершу из зала.

Концерт вышел за рамки программы, прозвучали сочинения, не заявленные в ней. Судя по всему, казанская публика маэстро понравилась, и он тоже никак не мог с ней расстаться.

Возвращаясь с концерта, я думала о том, что «выдумки» на сцене только тогда чего-то стоят, когда они – как вкусный гарнир к великолепному блюду, да простят меня за столь прагматичное сравнение. Ведь в послевкусии от концерта остались не цветная рубашка музыканта, не его свист, сопровождающий серьезные классические сочинения, не гуляния по сцене, а его МУЗЫКА, его скрипка, которая восхищала, завораживала, уносила в небеса.

В такие минуты всегда сожалею, что не умею оценивать музыку профессионально, могу передать лишь общее впечатление. И свое, и всех тех, кто был 12 октября на первом концерте оркестра La Primavera в новом сезоне.

 Фото предоставлены пресс-службой оркестра

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить