Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Лидеры нации» от Айрата Хабутдинова

В 2006 году вышла  в свет книга «Лидеры нации» молодого татарского исследователя, доктора исторических наук Айрата ХАБУТДИНОВА.

Автора представляет известный татарский радиожурналист, заслуженный работник культуры РТ Эльвира Геннадьевна Кудрецкая. Читайте также авторское предисловие к этой книге.

Очень сложно говорить о сыне… Не знаю, сумею ли я беспристрастно написать, по-моему, это невозможно. Но не могу и отказать в просьбе коллеги.

В силу своей профессии встречалась со многими известными учеными, яркими талантами, поэтому постараюсь объективно рассказать и о нем.

Айдар родился 30 апреля 1972 г. в Казани и был вторым ребенком в семье. Я и мой муж, Юрий Гайнетдинович, доцент кафедры метеорологии географака КГУ, старались говорить с ним как с взрослым, конечно, в пределах его понимания. Мама была вечно занята, и с сыном была бабушка – Гульчира Такташева-Мансурова.

С ее стороны нашими предками были несколько родов имамов, мударрисов, ахунов, суфийских накшбандийских шейхов, учителей, особенно рода ахунов Мансуровых. Среди них Юнус Валидов – первый нарком земледелия АТССР, автор политики «возвращения татар на Волгу», и Гасым Мансуров, второй заместитель председателя Совнаркома, автор исторических трудов «Татарские провокаторы» и «Татары в революции 1905-1907 гг.» (на татарском).

Уже в детстве сын интересовался нашей родословной. В период работы в радиожурнале «Между Волгой и Уралом» завязались мои связи с Москвой, союзными республиками. Мы ездили с Айдаром в Узбекистан, исколесили всю Прибалтику, побывали в Булгаре, Елабуге, Свияжске, Биляре, Кырлае.

В 1979-1989 гг. Айдар учился в средней школе №18, «татарско-гуманитарной» школе казанской интеллигенции. Наряду с профильным для школы английским начал заниматься арабским языком. В 1989-1994 гг. был студентом исторического факультета КГУ, диплом написал по татарской дореволюционной историографии татарского просвещения под руководством академика АН РТ М.А.Усманова.

Но его больше интересовали политические процессы и современность. В 1994-м Айдар поступил в аспирантуру при кафедре современной отечественной истории истфака КГУ и в 1995-м стал стипендиатом Президента РФ. В 1996-м защитил кандидатскую диссертацию на тему «Татарское общественно-политическое движение в первой четверти XX века» (научный руководитель – академик АН РТ, проф., д.и.н. И.Р.Тагиров). Здесь впервые была объединена история общественного движения татар в советский и досоветский периоды. Особый параграф был посвящен роли мусульманского духовенства в общественном движении.

На основе диссертации в КГУ в 1997 г. вышло в свет учебное пособие «Татарское общественно-политическое движение в досоветский период: 1900-1918» в двух частях.

С 1996 г. Айдар стал старшим преподавателем Казанского юридического института МВД России. Без отрыва от преподавания написал докторскую диссертацию и выпустил ряд книг: «Миллет Оренбургского Духовного Собрания в конце XVIII–XIX веках», «Органы национальной автономии тюрко-татар мусульман Внутренней России и Сибири в 1917–1918 гг.», «Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII – начале XX века. (Казань, 2001). Последняя составила основу докторской диссертации, но формулировку «формирование нации» посчитали «непроходной» для исторического совета. Ведущей организацией был Институт российской истории РАН.

Докторская диссертация «Татарское общественно-политическое движение в российском сообществе (конец XVIII – начало XX века)» была защищена 22 апреля 2002 г. в КГУ.

Мне говорить об этом нескромно, но, право, стоит. Защита диссертации 29-летним соискателем стала российским рекордом среди исторических и татарстанским среди гуманитарных наук. Этот факт отметил только журнал «Идель», с которым Хабутдинова связывает многолетнее сотрудничество. Здесь был осуществлен уникальный проект из 16-ти ежемесячных статей «Лидеры нации», посвященный роли выдающихся деятелей – от Курсави до Мухтарова, в рождении современной общности татар. В 2003 г. одноименная книга вышла в Таткнигоиздате.

В 2003 г. Айдар уходит в ново созданный Казанский филиал Российской академии правосудия, где работает в должности профессора. Здесь он уделяет большее внимание развитию мусульманских институтов у татар. Участвует в трудах «Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: История и современность», «Ислам в Татарстане: Опыт толерантности и культура сосуществования». В 2004 г. курирует раздел «История» и создает более 50-ти статей для энциклопедического словаря «Ислам на европейском Востоке».

С 2004 г. Айдар активно сотрудничает с издательским домом «Медина» в Нижнем Новгороде, являющимся единственным мусульманским медиа-концерном в современной России. Он является ответственным редактором ежеквартального альманаха «Ислам в современном мире: внутри-государственный и международно-политический аспекты» и членом редколлегии газеты «Мадина». Здесь вышел ряд его книг: «Общественное движение мусульман-татар: Итоги и перспективы», «Общественное движение молодежи у татар-мусульман в начале XX века», «Всероссийские мусульманские съезды 1905-1906 гг.», «Совет улемов».

Его перу принадлежит раздел по началу XX века («На переломе эпох») в Атласе Tatarica. В 2005 г. коллективу под его руководством был присужден грант Республики Татарстан для господдержки научных исследований, проводимых молодыми учеными, по разделу «История».

В 1998 г. Айдар женился. Его жена – Милеуша, кандидат филологических наук, защитила первую диссертацию о Хади Такташе, преподает литературу в ТГГПУ, их сыну Арслану – 5 лет. Очень хочется, чтобы они были счастливы – они все для этого имеют. Дело только в будущем нашей Родины. Будет счастлива она, будем и мы. И пора бы...

Эльвира КУДРЕЦКАЯ, журналист, заслуженный работник культуры РФ и РТ

«Казанские истории», №8, 2006 год

 

Если существует нация, то она имеет своих лидеров, объединивших передовых членов нации для достижения единых целей. Для татар такими целями были религиозная реформа, создание нации по европейским образцам и, наконец, восстановление собственной государственности. Именно эти цели стали путеводными звездами для нашего народа.

Габдуннасыр Курсави первым провозгласил принцип свободы мысли. Шигабутдин Марджани заставил отбросить племенные различия во имя национального единства. Исмагил Гаспринский создал нацию мусульман России по европейским образцам. Рашид Ибрагим заложил основы национального социализма и первым провозгласил лозунг территориальной автономии. Галимджан Баруди сформировал нашу религиозную автономию. Риза Фахретдин создал теорию объединения духовного и светского начала в деле создания нации. Муса Биги провозгласил равноправие всех людей. Юсуф Акчура сформулировал идею единства тюркских народов как основу их развития. Садри Максуди создал первые национальные правительство и парламент. Гаяз Исхаки начал эпоху социализма, а Хусаин Ямашев преподал первые уроки социал-демократии. Эти идеи объединили с идеей государственности Галимджан Ибрагимов и Мулланур Вахитов. Ильяс Алкин создал национальные воинские части. Мирсаид Султан-Галиев призвал народы колоний к борьбе за равноправие с европейскими нациями. Кашшаф Мухтаров стал первым реальным премьером татарского государства. Так, за век с небольшим, наши предки заложили основы татарской нации...

Их путь был тернист и нелегок. За ними не стояли ни государственность, ни даже автономия, ни поместья, не было денег и чинов. Среди национальных лидеров не было ни одного миллионера, многим пришлось перебиваться и в зрелые годы с воды на хлеб. Вдобавок большинству пришлось сидеть в тюремных и лагерных застенках, в которых последние пять героев нашли смерть. Не ищите в этой книге детального описания всего жизненного пути героев, всех их произведений и деяний.

Каждый из них достоин отдельного тома в татарской серии «Жизнь замечательных людей», если такая когда-нибудь будет создана. В эту книгу вошли только те моменты их биографии, страницы их деятельности и сочинения, которые оказали влияние на становление нашей нации.

На примере биографий шестнадцати национальных лидеров я постарался показать судьбу татарской нации от конца XVIII до второй четверти XX века. И читателю остается судить о целостности и полноте созданной картины... Почти полтора года своей жизни я прожил с героями своих статей. Обдумывая очередные публикации, я бродил по старым улицам Казани мимо зданий мечетей и медресе, редакций, домов, где жили мои герои, зданий Казанской татарской учительской школы и Мусульманской библиотеки. Эти скромные здания отражают сам дух татарской нации, объединяющей стремление к скромному достатку, удобству, получению знаний с отсутствием пышности, вычурности, показной роскоши.

Кажется, что в сегодняшней Слободе на ее полуразрушенных улицах, где мелькают в основном лица пенсионеров и торговцев, ничего не осталось от той духовной Мекки нации, какой она была еще в 1920-е гг. Не случайно, что с середины 1920-х ни один герой этой книги уже не жил в Казани... Да и в целом на родине, как правило, век их был недолог.

Первый герой – Курсави – и последний – Мухтаров – закончили свою жизнь на пороге сорокалетия. Ямашев и Вахитов лишь переступили тридцатилетие. Пятеро последних героев встретили свой последний час в застенках. Кроме муфтиев Баруди и Фахретдина,только умершие еще в царской России Марджани и Гаспринский прожили долгую жизнь на родине. Могилы Г. Курсави, Р. Ибрагима, Ю. Ак-чуры, М. Биги, С. Максуди, Г. Исхаки – на далекой чужбине.

Эти люди если ненадолго и занимали высокие посты, то платили за них полной мерой. Не все в их наследии бесспорно и актуально. Но именно их бесстрашие и бескорыстность и создали нашу нацию, дали ей возможность выйти на мировой уровень, преодолеть угрозу ассимиляции на рубеже прошлого и позапрошлого веков. Теперь мы должны изучить их уроки и показать, на что способно наше поколение. Достойны ли мы их, способны ли воспринять их наследие? Ведь если дети недостойны отцов, то нация обречена на смерть. Очередь за нами...

Айрат ХАБУТДИНОВ

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить