Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Поющий интеллектуал Эдуард Трескин
- 20 ноября 2016 года
Как будто и не было двадцати лет: на сцене Дома актера пел народный артист Татарстана Эдуард Трескин, за роялем была народная артистка Татарстана Юзефина Сокольская, звучал романс Петра Чайковского…
Однако годы прошли. Известный оперный певец отмечал в Казани свое 70-летие. В зале сидели его многочисленные поклонники, друзья, в том числе его коллеги по оперному театру – певцы и солисты балета, ради которых Эдуард Трескин приехал на несколько дней из Москвы, где сейчас живет. 17 ноября он пел партию Жермона в «Травиате» Ж. Верди, как было много раз на сцене Татарского театра оперы и балета имени М. Джалиля.
«Казань – это мой город, здесь я учился, 16 лет работал солистом театра. Мне посчастливилось работать и общаться с такими талантливыми людьми, как Нияз Даутов, Фуат Мансуров, с директором нашего театра Рауфалем Мухаметзяновым. Так сложилось, что в последние годы живу и работаю в Москве и, общаясь с многими театрами, я еще раз убедился, что наш театр – один из лучших. Многие мечтают выступать на казанской сцене, участвовать в наших спектаклях», – сказал Трескин во время встречи с министром культуры Айратом Сибагатуллиным.
Министр, поздравляя певца с юбилеем, вручил ему Благодарственное письмо Кабинета министров Республики Татарстан.
Но вернусь в Дом актера, на концерт 20 ноября 2016 года. Вел его сам Эдуард (теперь его зовут Эдуард Германович). Он вспомнил концерт 1986 года, который вел его Учитель Нияз Даутов. По сути, Эдуард теперь делает то же самое – представляет в своих концертах учеников, и тех, кто у него учился или учится непосредственно, и тех, кто соприкасался с ним в его постановках Оперной студии Казанской консерватории.
Троих из них я уже слышала в концерте из цикла «Легенды Казанского университета» 1 июня нынешнего года.
О каждом из них он и тут нашел добрые слова поддержки. А с Екатериной Воронцовой спел дуэт из оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». Она покорила слушателей, собравшихся в Доме актера. Впрочем, то же самое можно сказать и о других студентах Казанской консерватории: Сюмбель Ситдиковой и Цзя Бао Чжан.
Екатерину Воронцову и Сюмбель Ситдиковуюбиляр представил как исполнителей главных партий в его консерваторских постановках: первая пела партию Женьки в опере К. Молчанова «А зори здесь тихие…», вторая – партию Татьяны в опере П. Чайковского «Евгений Онегин».
Кстати, Сюмбель – ученица Зили Сунгатуллиной – несколько дней назад стала лауреатом VI Международного конкурса музыки С.В.Рахманиновав Санкт-Петербурге. А в 2015 году она заняла 1 место на первом Всероссийском конкурсе вокалистов имени Наталии Шпиллер.
Цзя Бао Чжан из Китая (как сообщил Трескин, в России он Алеша) два года учился у Эдуарда Германовича, сейчас его учитель – Екатерина Лейдер. На этот раз он спел на родном языке песню о Родине, и она прозвучала непривычно для таких сочинений лирично, как искреннее признание. И в песне китайский язык, оказывается, не кажется таким уж сложным.
Москвич Нил Мкртчан приехал в Казань вместе с учителем, с которым занимается уже два года. Вначале публика встретила его настороженно, но второй выход на сцену и особенно последнее выступление вызвали дружные аплодисменты. Ему тоже кричали «Браво!»
– Он далеко пойдет, – заметил Трескин, – его со сцены не выгонишь.
Эдуард, как всегда, рассказал много интересной информации. И о композиторах, и о сочинениях, которые исполнял, и о людях, с которыми встречался. Не мог не вспомнить свою дочь – Полину Ольденбург, которая в этот же день, в свой день рождения, давала концерт в Москве. А казанская поэтесса Альбина Абсалямова представила ее как художника и поэта. Полина оформила одну из ее книг, а сейчас они готовят совместное издание стихов.
Полина только что закончила съемки художественного фильма «Ad libitum» («По желанию»), в которой она выступила как режиссер. Кстати, главную роль в ней сыграл тоже уроженец Казани – талантливый молодой актер Шамиль Хаматов. Альбина подарила юбиляру номер журнала «Идель» (она его главный редактор), в котором опубликовано ее интервью с Шамилем.
Я спросила Юзефину Сокольскую, что выделяет Трескина среди всех певцов, которым она аккомпанировала, и она ответила так:
– Это певец-интеллектуал.
Увидя немой вопрос в моих глазах, уточнила:
– Кроме голоса, конечно.
Но продолжила все-таки о необыкновенной образованности певца, о том, что у него огромный багаж знаний под каждой работой.
Несколько высказываний из очерка об Эдуарде Трескине на сайте «Казанский театральный музей»:
Евгений Евтушенко написал о нем: «Эдуард не только замечательный певец, он – замечательный мыслитель. Он, действительно, редкость – поющий интеллектуал. Этот стройный человек в очках представляет русское сердце гораздо больше, чем помпезные официальные толстые оперные коты». Таких превосходных отзывов о Э. Трескине будет множество.
«Этот человек – не только певец, но и музыкант. И к тому же еще образованный. Какая редкость, какое наслаждение!», – напишет немецкая газета после сольного концерта певца.
«Человеком с золотым голосом», «певцом с потрясающей харизмой» именовала Эдуарда пресса Великобритании, а в Германии известный музыкальный критик Герд Кова в одной из своих рецензий назвал его «соловьем с берегов Волги».
«Мистер Трескин в самом деле имеет превосходный голос, было истинным удовольствием узнать его», – писал Эндрю Ллойд Уэббер английскому менеджеру Эдуарда. Многого стоит и восклицание «Браво!», брошенное дочерью Шаляпина Марфой Федоровной в Великобритании земляку ее отца. И восхищенное «Голос – просто бесподобный, а уж я в этом понимаю!», сказанное менеджеру Эдуарда в Вене самой Верой Кальман – вдовой великого композитора.
Трескин вспомнил о встрече с Верой Кальман, имевшей огромное значение для него, ведь она напомнила ему о его учителе, о том, что когда-то Нияз Даутов сыграл роль Эдвина в фильме-опере Кальмана «Сильва».
Собственная программа певца по случаю 70-летия была довольная сложная для исполнения, даже на мой непросвещенный взгляд. Эдуард Трескин показал, что он еще, как говорят, в голосе. Программу попроще пообещал подготовить в 80-летний юбилей. А, возможно, и, дай Бог, позднее…
Дополнительная информация:
Эдуард Трескин – артист оперы, концертно-камерный певец (баритон), режиссер, писатель, автор книг прозы.
Родился в 1946 году в Казани. После окончания математической школы №131 поступил на физический факультет КГУ, после 3-го курса – на вокальный факультет Казанской государственной консерватории и учился в двух вузах одновременно. В 1971 году получил диплом университета, в 1973-м – консерватории.
С 1976 года – солист ТАГТОБ им. М.Джалиля. На сцене этого театра пел ведущий баритональный репертуар: Фигаро, Жермон, Онегин, Риголетто, Валентин, Граф ди Луна, Грязной, Эскамильо, Марсель, Елецкий, Томский, Роберт и др.
С 1992 года – солист Государственной оперы Праги и Национального театра Чехии.
Пел на европейских сценах Великобритании, Германии, Австрии, Венгрии, Румынии, Швейцарии, Хорватии, Норвегии, Польши, Голландии, Италии. Объехал с гастролями 93 страны, включая Антарктиду и Шпицберген.
С 2005 года работает как оперный режиссер в России и Чехии.
С 2009 года – художественный руководитель и режиссер Музыкального театра-антрепризы в Праге. Член Союза русскоязычных писателей в Чешской Республике, автор книг прозы.
В Праге был записан диск под названием «Различные грани Эдуарда Трескина», на котором в исполнении певца можно услышать и оперные арии в сопровождении симфонического оркестра Чешского радио, и арии под аккомпанемент органа, и народные песни, и эстрадные произведения. Фильм «Баритон Эдуард Трескин», снятый Чешским телевидением в 1998 году, в течение нескольких лет демонстрировался по центральным телеканалам Чехии.
С апреля 2010 года – режиссер-постановщик Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля.
С 2015 года живет и работает в Москве. Последнее официальное место работы – Московский театр «Новая Опера» имени Евгения Колобова.