Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Вадим Абдрашитов: нам тоже нужен «Курс зрительского восприятия»
- Любовь Агеева
- 19 августа 2017 года
В день открытия в Казани XI «Аксенов-феста» 19 августа 2017 года в кинотеатре «Мир» состоялась творческая встреча с гостем фестиваля, вице-президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника», лауреатом Государственных премий СССР и РСФСР, премии Президента РФ, обладателем ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, кинорежиссером Вадимом Абдрашитовым.
Он уже успел познакомиться с частью казанских зрителей, поскольку принял участие в пресс-конференции, где высказал свое мнение по некоторым вопросам. Теперь вышел на сцену кинотеатра один. Наверняка заметил, что в зале есть свободные места.
Впрочем, как мне кажется, Вадим Юсупович не относится к баловням зрительского успеха. Его фильмы слишком глубоки, чтобы понять их с лету, заедая поп-корном. В них всегда есть некий подтекст, глубинный смысл, который не всегда легко разгадать.
Несколько человек перед встречей спросили меня, о чем картина. Я затруднилась с ответом. Ведь любой фильм известного дуэта – Абдрашитов и Миндадзе – не сведешь к конкретной житейской истории, хотя она, конечно же, есть. Режиссер всегда представляет некую притчу, своего рода универсальную жизненную модель. Иногда прибегает к символическим сюжетам, как в «Проверке на дорогах», но чаще обобщения надо искать за конкретными деталями.
Назову картины, которые видела: «Слово для защиты», «Поворот», «Охота на лис», «Остановился поезд», «Парад планет», «Плюмбум, или Опасная игра», «Слуга». Для показа в Казани он выбрал фильм «Время танцора». И потому, что у картины – юбилей: она была создана 20 лет назад, и потому, что в нем дебютировала наша землячка – Чулпан Хаматова, воспитанница Юноны Каревой и Вадима Кешнера.
Этот фильм я видела много лет назад, когда военная тема вся была в прошлом. Казалось, оставили там уже кровавую чеченскую кампанию… Сегодня, когда у войны постоянно есть перспектива в будущем, картина смотрелась совсем по-другому.
Как студентка Хаматова сумела сыграть женскую судьбу
Для начала наш гость рассказал много интересных фактов о том, как создавалась картина:
– Идея фильма родилась, сложилась однажды. Просто мой друг и сценарист фильма Александр Миндадзе увидел случайно то ли в газете, то ли в журнале фотографию. В центре – дом, на заборе надпись: «Дом занят казаками».
Крым, Сочи и Одесса – вот те места, где проходили съемки. Еще были выстроены павильоны на Одесской киностудии. Как рассказал режиссер, замысел был реализован в поразительно короткие для кино сроки – за полгода.
Режиссер сильно рисковал, пригласив на главные роли молодых, еще не известных исполнителей: кроме Чулпан, в картине дебютировали Вера Воронкова, Юрий Степанов, к сожалению, безвременно ушедшей из жизни (погиб в автокатастрофе) и Андрей Егоров, впоследствии актеров с успешной судьбой. Играет в фильме грузинский актер Зураб Кипшидзе, однокурсник Абдрашитова. В интернет-отзывах его работу отмечают чаще всего.
Из известных актеров видим на экране Сергея Никоненко (Фёдор), Сергея Гармаша (Фидель), Михаила Богдасарова (Саид). В эпизодической роли занята казанская актриса Юнона Карева.
Оказывается, на роль Кати уже была утверждена другая актриса, когда режиссер увидел студентку третьего курса Чулпан Хаматову. У него были большие сомнения: сможет ли эта девочка передать всю глубину переживаний своей героини? Но первая же сцена на пробах, исполненная Чулпан со Степановым, убедила его – сможет!
Интересно, что две актрисы потом подружились, вместе снялись в картине «Страна глухих» и сегодня вместе занимаются благотворительностью. Да, это была Дина Корзун.
Вадим Юсупович заметил, что фильм до сих пор актуален, поскольку войны с участием России продолжаются. Уточнил: это фильм о войне, но войны в нем нет. И это, действительно, так. Война закончилась, но осталась в воспоминаниях фронтовых друзей – Валерки и Фиделя.
Не все, что сказал режиссер, предваряя кинопоказ, показалось мне бесспорным. Например, позволю себе не согласиться с его утверждением о том, что принципиально не важно, где происходит действие фильма.
Судя по пальмам на улицах и морю – в Абхазии, однако ТАМ была совсем другая война. Если бы не наши солдаты, грузины и абхазы резали бы друг друга до сих пор. Закон кровной мести мы видим в действии – даже слепой, Темур не отказывается от убийства врага своего друга.
А вот если проецировать события на чеченскую войну, многое попадает в точку. Это хорошо видно прежде всего по женским персонажам. Тамара, героиня Веры Воронковой, вынуждена уйти из родного дома, она потеряла ребенка, в конечном итоге и мужа. Но горе не только у нее. У героини Хаматовой – Кати – тоже убили мужа, и она судорожно ищет хотя бы немного радости для израненной души.
Вадим Юсупович напомнил, что с любой войны победителями не возвращаются. А с войны гражданской тем более. И хотя мы не видим на экране открытых конфликтов, кроме одного разговора в ресторане, достаточно точных деталей, чтобы понять, какая пропасть лежит между теми, кто тут жил раньше, и кто теперь живет в их домах.
Также в деталях создатели фильма показывают, как губительна война для человека. Герой Сергея Гармаша, которого все зовут Фиделем (он решил не бриться до окончания боев), не может спать по ночам – не так-то просто видеть мир через прицел. Страдает после ранения герой Степанова Валерий Белошейкин, но трудно сказать, что доставляет ему большее мучение – больная спина или раздвоение между любимыми женщинами – женой Ларисой (ее играет Светлана Копылова) и бывшей медсестрой Катей, спасшей его после ранения.
Два друга воевали, а значит – убивали, но остались сугубо мирными людьми даже после этой чудовищной мясорубки. Вот только раны болят, даже если их нет, как ампутированная нога. А может, это душа болит…
И на этом фоне – герой Андрея Егорова, опоздавший на войну и догоняющий ее с пугачом, в кавказской папахе и на коне. Он смотрится как большой ребенок. Такой же искренний и бесшабашный. Лишь к концу фильма на Андрейку нисходит прозрение. Ни окопы, оставшиеся после войны, ни ресторан друга, в котором он лихо отплясывает перед туристами, ему не место. Его место – рядом с Катей.
Абдрашитов сказал на встрече, что его картина – о любви. И в ней можно найти немало эпизодов, подтверждающих его слова. Чего стоит трагическая сюжетная линия Темура и Тамары. Есть любовный треугольник. Есть любовь-спасение, когда герой Гармаша находит успокоение только рядом с вокзальным врачом Ольгой Павловной (Наталья Лоскутова). Однако, на мой взгляд, сюжет движет все-таки не любовь.
«Антирусский фильм», который за русских
Абдрашитов сообщил, что его фильм был воспринят критически. В кинотеатре «Мир» он употребил понятие «русофобия», который 20 лет назад еще так широко, как сегодня, не употреблялся. Как рассказывал Абдрашитов в одном из интервью, «в прессе началась мутная, но чрезвычайно опасная бодяга, что это антирусский фильм, пошла черносотенная реакция. На премьеру в киноцентре на Красной Пресне пришли казаки, демонстративно сели на первом ряду, нога на ногу. Было ясно, что что-то назревает. Но под финал остался только один из них, потому что кому угодно было понятно, что картина насквозь гуманистична».
Не отсюда ли у Абдрашитова не совсем доброе отношение к казакам? Для него они – только «ряженые люмпены», с чем вряд ли можно безоговорочно согласиться.
Тогда помог знаменитый писатель Виктор Петрович Астафьев:
– Здесь в зале находится мой близкий друг, замечательный отечественный писатель Евгений Анатольевич Попов, который вместе со своей женой, писателем Светланой Васильевой, сделали вот какую вещь. Проездом в Москве откуда-то из-за рубежа к себе в Красноярск был писатель земли русской Виктор Петрович Астафьев. И, как я понимаю, зашел разговор за ужином о том, что Вадим снял картину. Он сказал, нельзя ли посмотреть. А тогда очень сложно было посмотреть картину, потому что не было никаких дисков, это надо было организовывать. И мы организовали такой просмотр. Астафьев воспринял картину и устроил в Красноярске премьеру фильма. Он стал говорить вещи, которые мне сейчас неловко повторять. И написал об этом, потом говорил и по телевидению. Короче говоря, отбил картину.
Зато на Кавказе фильм восприняли хорошо. История одной кавказской семьи, рассказанная в фильме, поразительным для автора образом совпала с реальной историей одной из жительниц тех мест, где снималась картина.
– Картина шла, жила своей жизнью, получала много всяких премий, наград, чему я рад, естественно. Очень рад за актеров, потому что они пошли в гору, и Егоров стал сниматься, и Чулпан засверкала, и так далее, и так далее.
Потом были вопросы из зала о фильме. Я задала вопрос об искусстве вообще, а если точнее – о зрителях и творцах. В последнее время участились конфликты вокруг явлений культурной жизни, когда звучат призывы что-то не показывать, снять с эфира… Во общем место цензора заняла публика.
С тем, что раньше, когда я была молодой журналисткой и ходила на закрытые просмотры, не было деления аудиторий – кто-то смотрел Антониони, а кто-то – детективы, но встречались на фильмах Гайдая или Рязанова, наш гость не согласился. Главное, чтобы картина была хорошая, сказал он. А вот вопрос о том, не возникает ли у него желания снимать картины ДЛЯ ВСЕХ, Вадима Юсуповича зацепил.
– Я бы с радостью пошел на поводу у публики и сделал бы кассовое кино. Это тоже надо уметь делать, на самом деле.
Что касается сегодняшней ситуации, вы видите, правит бал попса во всех смыслах этого слова, особенно на телевидении. Причем очень агрессивная попса. Это будет еще продолжаться, сколько – не знаю. Но это довольно мощный процесс, многое определяющий в современной культуре. То же самое происходит в театре, в литературе. То есть это процесс общий.
Государство делает вид, что это – свобода. Я думаю, что это от лукавого, потому что я вижу, что поддерживается, так или иначе, эта, мягко говоря, попса.
Мы потеряли два поколения отечественных зрителей. Они приходят в кино – и требуют в первую очередь развлечений, потому что так поставлено дело на телевидении, которое напропалую работает на отупение и единомыслие.
Во французских школах, гимназиях есть обязательный «Курс зрительского восприятия». Они обучают детей грамотно воспринимать изображение так же, как учат читать, - готовят серьезного потребителя, воспитанного на классике кинематографа, прежде всего национального, на классике как таковой. Нам ничего не нужно придумывать – берите французский опыт, была бы политическая воля.
Режиссера традиционно спросили, над чем он работает сегодня. Ответил коротко – обивает пороги, чтобы решить судьбу следующего фильма. Вадим Абдрашитов признался, что довольно долго занимается поиском денег на один замысел, который по нынешним российским меркам достаточно дорогой.
– И я уже начинаю думать, что, может, от него как-то отказаться и сделать проект более финансово скромный. Забрезжил на горизонте такой. Типичная ситуация с режиссерами, которые ищут деньги, ходят по кабинетам, – признался он.
***
22 августа в кинотеатре «Мир» Вадим Абдрашитов и его не менее известный коллега – режиссер, актер, сценарист и монтажер, обладатель Национальной кинематографической премии «Ника» (2002, 2006 и 2015), премии Британской академии кино и телевидения (BAFTA), член правления Российского общества правообладателей в аудиовизуальной сфере, автор ряда статей и исследований по вопросам истории кино и литературы Евгений Цымбал – расскажут о литературе в документальном и игровом кино.
Дополнительная информация
В творческую группу фильма «Время танцора» входили: оператор Ю.Невский при участии А.Сусекова, художники А.Толкачев, В.Ермаков, композитор В.Лебедев, звукорежиссер Л.Тереховская.
В фильме по сценарию Александра Миндадзе снялись Андрей Егоров (Андрейка), Юрий Степанов (Валерий Белошейкин), Сергей Гармаш (Фидель), Чулпан Хаматова (Катя), Зураб Кипшидзе (Темур), Светлана Копылова (Лариса), Сергей Никоненко (Фёдор), Михаил Богдасаров (Саид).
Фильм удостоился наград Киноакадемии «Ника» (1997) в категориях: «лучшая сценарная работа» (А. Миндадзе), «лучшая роль второго плана» (З. Кипшидзе), «лучший игровой фильм», «лучшая режиссерская работа» (В. Абдрашитов), «лучшая женская роль» (Ч. Хаматова), получил Гран-при «Кинотавра» (1998), спецприз МКФ в Локарно (1998), МФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве (1998) и другие награды.
Вадим Абдрашитов родился 19 января 1945 года в Харькове в семье военного. В 1959 – 1961 гг. учился в Алма-Атинском техникуме железнодорожного транспорта, в 1961 – 1964 гг. – в МФТИ, в 1967 году окончил МХТИ. В 1967 – 1970 гг. работал на Московском электровакуумном заводе.
В 1970 году поступил на режиссерский факультет ВГИКа, в мастерскую М.И. Ромма, после смерти которого продолжил обучение у Л.А. Кулиджанова. Первая студенческая работа Абдрашитова, немой шестиминутный документальный этюд «Репортаж с асфальта», удостоилась высокой оценки Ромма. В 1974 году он успешно защитил свою дипломную работу – сатирическую комедию по рассказу Г.А. Горина «Остановите Потапова!».
Впоследствии Юлий Райзман, руководитель творческого объединения «Товарищ», пригласил Абдрашитова на киностудию «Мосфильм». Здесь он встретился со сценаристом Александром Миндадзе, с которым впоследствии создал 11 фильмов. Сейчас дуэт распался.
Фото со встречи - Роза Садриева
Кадры из фильма - интернет-источники