Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Октябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | |
28 | 29 | 30 | 31 |
-
1977 – С 12 по 18 октября в Казани проходили концерты Владимира Высоцкого. Он выступал во Дворце спорта и Молодежном центре. Был еще один концерт, бесплатный – в Доме актера
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Два великих хозяина в одном доме
- Любовь Агеева
- 16 февраля 2018 года
16 февраля 2018 года на сайте Министерства культуры Республики Татарстан появилось сообщение о том, что принято решение о переименовании Литературно-мемориального музея А.М. Горького, который отныне будет носить название: «Музей А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина».
Закончились дискуссии, которые все эти годы велись. Однажды я тоже где-то высказывала свое мнение на этот счет. Поскольку давно уверена, что нужды в отдельном музее для Федора Шаляпина в Казани нет. Есть замечательный музей в Санкт-Петербурге, где он жил, который хранит тепло большой семьи великого певца. Будете в Питере, обязательно в него загляните.
Как мне кажется, персональные музеи должны быть обязательно мемориальными. Чтобы, когда мы их посещаем, у нас дух захватывало от одной мысли о том, что ОН тут ходил, дышал, лежал, ожидая смерти, как Пушкин после дуэли. И лишь в крайнем случае музей открывался там, где нет следов ЕГО присутствия, как Музей Габдуллы Тукая в Казани, открытый в бывшем доме Шамиля.
Нам бы реабилитироваться перед великим земляком хотя бы тем, чтобы быстрее восстановить дом купца Лисицына, во флигеле которого родился Федя Шаляпин. Недавно проходила по улице Пушкина и увидела, что леса со здания уже сняты.
Тяжба между Министерством культуры РТ и собственником здания довольно долгое время, с 2012 года, шла на наших глазах. Минкульт потребовал даже расторгнуть договор купли-продажи здания (его нынешний адрес – Пушкина, дом 10). Причиной разногласий стало различное понимание предмета охраны памятника. Чиновники не соглашались с предложением владельца оставить от дома лишь фасад. Теперь это, если можно так сказать, модно. Фирма «ДРОМ» считала, что Министерство культуры требует от нее слишком многого.
«Нам предлагают заключить охранное обязательство, в котором миллион пунктов. То есть мы должны восстановить здание полностью – от крыльца до крыши, включая огромное количество внутренних элементов, перечень которых занимает больше трех страниц. Но их по факту уже не существует.
Деревянный флигель, в котором жил несколько лет Шаляпин, был снесен еще в ХХ веке», – рассказывал тогда «БИЗНЕС Online» представитель собственника.
Однако в октябре 2014 года Арбитражный суд РТ принял отказ от иска ООО «ДРОМ» к Министерству культуры республики - в связи с появившимся диалогом между сторонами. Видимо, Министерство культуры нашло убедительные доказательства, которые заставили собственника расстаться с иллюзией – купить за дешево старый дом в центре города, снести его и на этом месте построить нечто новое. Давно известно, что это дешевле. Не получилось. Ремонтируют, как обещали. Фасад уже можно показать людям.
Обещание открыть в этом доме музей Шаляпина звучало. Но мы много слышали таких обещаний. Обещали, например, сделать мемориальную зону Габдуллы Тукая в новостройке на месте «Булгарских номеров» (улица Татарстан), а сделали закуток, что называется, ни уму, ни сердцу.
А в музее Горького Шаляпин «поселился» уже давно. И по праву. Первая экспозиция, посвященная нашему земляку, появилась еще в 1968 году, чему предшествовала большая работа. Мы обязаны появлением Щаляпинского раздела первой жене Максима Горького Екатерине Павловне Пешковой. Она помогла музейщикам связаться с дочерью певца от брака с Иолой Игнатьевной Торнаги – Ириной, которая передала в музей некоторые реликвии своего отца, которые бережно хранила. Это случилось уже давно, при первом директоре музее Марии Елизаровой. И они ждали своего часа. Кое-какие предметы передавала Екатерина Пешкова, жена Горького.
Экспозиция Шаляпина до замены экспозиции
Кстати, Ирину и Екатерину также связывала крепкая дружба. Так что Шаляпинская экспозиция, посвященная дружбе двух гениев, появилась именно в контексте горьковской. И постепенно экспозиция разрасталась, а после реконструкции музея, завершившейся в 2015 году, позволила музейщикам представить жизнь и творчество Шаляпина масштабнее.
Еще в 2000 году народная артистка СССР Ирина Архипова ходатайствовала о создании музея Шаляпина в Казани, но именно на базе музея Горького. Обосновывала она это тем, что музей обладает раритетной коллекцией, насчитывающей около 4 тысяч предметов. Но если говорить только о личных вещах оперного певца, то их ровно 100, сообщила «БИЗНЕС Online» Марианна Гаврилова.
Судьбы двух великих представителей отечественной культуры тесно пересекались и были связаны с Казанью в начале творческого и жизненного пути. Фонды музея А.М.Горького обладают обширными ценными коллекциями, связанными с Горьким и Шаляпиным. И после масштабной реконструкции здания музея здесь были открыты две равноценные по содержанию экспозиции: «Писатель – эпоха – герой. Жизненный и творческий путь А.М.Горького» и «Ф.И. Шаляпин и Казань».
Смена названия весьма своевременна – в нынешнем году отмечается 150-летие со дня рождения Максима Горького и 145-летие Федора Шаляпина.
«Люблю я тебя, мой огромный человек, и считаю счастьем великим, кроме того, что живу в одно время с тобой, еще имею исключительную привилегию быть с тобою в дружеских отношениях!», – писал как-то Федор Шаляпин своему закадычному другу Максиму Горькому.
Два выдающихся деятеля отечественной культуры, чья жизнь непосредственно связана с Казанью, спустя многие десятилетия после смерти вновь оказались вместе, разделили один музей на двоих. И это вовсе не «подселение», как написала в одной из газет.
Новая Шаляпинская экспозиция
Музей уже давно работает в таком режиме. Это было отражено и прежде, правда, в меньшем объеме, а после модернизации музея появилась полноценная экспозиция. Так же «на двоих» строилась культурно-массовая работа музея. Например, здесь проводились интересные научно-практические конференции, посвященные Шаляпину. Как правило, они приурочивались к Шаляпинскому фестивалю, к дню рождения Федора Ивановича.
Так что помощник Президента РТ Олеся Балтусова нисколько не грешила против истины, когда сказала корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online», что речь даже не о переименовании, а скорее о восстановление справедливости:
«Я приветствую переименование, конечно. Само здание музея Горького – тоже шаляпинский адрес. Здесь, в Панаевском саду и доме Панаевых по соседству, знаменитый бас бывал часто. В музее давно созданы две экспозиции. И они изначально представляют темы жизни и творчества как Горького, так и Шаляпина. Экспозиции равнозначны, материалами послужили личные вещи, переданные музею родственниками писателя и артиста».
Она подчеркнула, что идея объединения под крышей одного музея памяти двоих великих представителей российской культуры, судьбы которых связаны с Казанью, не имеют мировых аналогов.
Инициатором решения о переименовании директор музея Марианна Гаврилова назвала в нашем разговоре Тимофеева, председателя Международного Шаляпинского общества, офис которого находится в Москве. В начале года он написал письмо Президенту Татарстана Рустаму Минниханову с выводами и экспертным заключениями, объясняющими важность такого решения в преддверии 145-летия со дня рождения Шаляпина.
Она отказалась комментировать дискуссию по поводу персонального музея Федора Шаляпина, заметив, что коллективу музея дороги оба имени одинаково. В свое время, сопровождая меня по новой экспозиции в готовом к открытию музее, она рассказывала о довольно скромной Шаляпинской коллекции.
– Для нас самый ценный экспонат – это первая фотография Шаляпина, которая была сделана в Казани в 1897 году. Конечно, у певца есть и более ранние снимки, но это фото уникально тем, что оно не растиражировано, его нет в иных хранилищах.
Эта карточка была подарена Шаляпиным его другу детства Селецкому, она представлена в экспозиции. Ну и, конечно, особой ценностью является подлинный рояль Шаляпина.
По словам директора, после того как музей открылся после реконструкции, резко возросли показатели – в пять раз перевыполнен финансовый план и увеличилось количество посетителей
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/373067
В центре сегодняшней экспозиции – коллекция личных вещей великого артиста, переданная в Казань его дочерью Ириной Федоровной: рояль, подаренный С.И. Мамонтовым, театральный костюм к роли Хана Кончака в опере А.П. Бородина «Князь Игорь», витрола и пластинки с записью его голоса, серебряный ковш, подаренный хором Императорской Русской оперы, театральные афиши и программы, работы художников и др.
Так в Советском Союзе появилась первая экспозиция о Федоре Шаляпине, здесь после долгого молчания вновь заговорили о нашем великом земляке. Сегодня трудно представить, но работникам казанского музея Горького понадобилось немалое мужество, чтобы открыть такой раздел, ведь после эмиграции Шаляпина его имя практически было вычеркнуто из истории русского искусства.
В печати появились сообщения об экспонатах фонда Музея национальной культуры НКЦ «Казань», которую пока никто не видел. Говорят, она состоит из 800 экспонатов, 115 из которых принадлежали лично певцу и его ближайшему окружению. Основную часть экспонатов музей получил от коллекционера и искусствоведа Юрия Котлярова, который, как пишут, издал летопись жизни Шаляпина в двух томах.
Внесу уточнение: у Юрия Котляра был соавтор – Виктор Гармаш. Двухтомник вышел из печати в издательстве «Музыка» уже двумя тиражами – в 1985 и 1989 годах. То, что онр сделали, заслуживает огромного уважения, поскольку теперь можно проследить жизнь великого певца буквально по дням. Естественно, для нас особое значение имеет первый том, где рассказано о детских годах Феди Шаляпина, о том, как казанский мальчик захотел стать артистом.
Кстати, здесь есть рассказ о том, как будущий певец Шаляпин и будущий писатель Пешков решили петь в одном хоре, но испытание прошел Алеша Пешков. У Феди Шаляпина не нашли талантов… Они познакомились много позже, когда Федор Иванович уже известным певцом гастролировал в Нижнем Новгороде.
Тогда они друг друга еще не знали.
Музей стал одной из основных площадок юбилея Федора Шаляпина. Здесь прошли три концерта с общим названием «Приношение Шаляпину. Больше, чем обычно, было посетителей раздела, посвященного нашему великому земляку. Теперь у него в Казани – постоянная «прописка».
Только очень жалко, что из названия музея не ушла историческая неточность. Фамилия Алексея Максимовича была не Горький, а Пешков. Литературный псевдоним писателя-классика - Максим Горький. Название МУЗЕЙ МАКСИМА ГОРЬКОГО И ФЕДОРА ШАЛЯПИНА звучало бы лучше. И правильнее.