Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Бетховен, которого мы еще не слышали
- Любовь Агеева
- 05 июля 2018 года
5 июля 2018 года на гала-концерте в завершение фестиваля Kremlin Confederation of art состоялось первое выступление электронно-акустического оркестра ELEKTRA под руководством дирижера Евгения Сакмарова.
Фестиваль был организован Фондом развития исполнительского искусства Республики Татарстан Sforzando. Его концерты проходили на Пушечном дворе Казанского Кремля при поддержке Министерства культуры РТ и музея заповедника «Казанский Кремль».
В последний день были представлены проекты VioXenia (электроскрипка) и Stina (электровиолончель) – так определялись в пресс-релизе выступления Ксении Изилановой и Кристины Ахметовой. В 9 часов вечера на сцену поднялся оркестр фонда Sforzando, и мы узнали, как будет называться его электронно-акустический вариант – ELEKTRA. К тому времени слушатели провели на ногах уже два часа, и третий час никого не пугал. Они щедро одаривали музыкантов аплодисментами. Настроение у всех было хорошее.
Жаль, ведущий, азартно поднимающий эмоциональный градус концерта, не объявлял названия исполняемых сочинений. А, может, и лучше – каждая мелодия была неожиданной. Как сообщила предварительно пресс-служба фонда, в программу были включены самые разные сочинения – «от классики до Нирваны».
Концерт начался необычно, с футбола. Как без него летом 2018 года? Оркестр сделал музыкальное представление восьми стран, команды которых выступали в нашем городе: Австралии, Германии, Ирана, Испании, Колумбии, Польши, Южной Кореи.
Некоторые сочинения в концерте показались знакомыми, хотя и звучали необычно. Потом я выяснила – прозвучали Рахманинов, Вивальди, более всего было Бетховена – фрагмент Пятой симфонии, знаменитая «Ода к радости»… Была и «Нирвана» – имелась в виду песня «Smells Like Teen Spirit» американской группы Nirvana из альбома Nevermind. Произведения звучали в обработке московского композитора Николая Попова, с которым фонд работает уже третий год.
Музыка была выбрана динамичная, зажигательная, хотя трудно применить эти определения к «Оде радости». Новые краски, добавленные в традиционное звучание симфонического оркестра электронными инструментами, очень понравились молодым зрителям. Оценила их и более взрослая «галерка», откуда слушала концерт я. Это были сидячие места довольно далеко от сцены для тех, чьи ноги выдержать несколько часов стояния точно не смогли бы.
Как мне показалось, нам даже лучше было видно разрекламированные мультимедиа Эндрю Куинна, создателя спецэффектов для фильма «Матрица». Видео на большом экране сопровождало каждое музыкальное сочинение и, несомненно, добавляло эффекта тем, кто любит музыку с «приправой».
Для нас, «старичков», главной все-таки была музыка. Точнее – ее исполнение. Музыкантов и дирижера как будто подменили. Настроение у всех было отменное. И не только у тех, кому достались новые музыкальные инструменты. Евгений Сакмаров, который по предыдущим выступлениям показался мне спокойным и степенным, буквально порхал по сцене.
Весь вечер за роялем был Данияр Соколов. Организаторская, менеджерская работа поглощает много сил у концертирующего пианиста. Так что он на этом концерте, как сказали бы молодые, «оторвался по полной».
Украшением концерта стал скрипичный дуэт MisStereo. Девушки в ярких красных платьях резко выделились на фоне черных костюмов и платьев музыкантов оркестра. Но это мы заметили, когда увидели их на сцене впервые. А потом главным стал не яркий наряд.
Как пишется в анонсах, «выступления шоу-дуэта MisStereo – это всегда настоящие, «живые» эмоции и искренний контакт со зрителями». И не обманывает. Эльвира Игламова и Анастасия Абдуллина – выпускницы Казанской государственной консерватории, лауреатки международных и республиканских конкурсов и фестивалей. Идейный вдохновитель и директор проекта – Эльвира.
Появление электронно-акустического оркестра – знаковое для Казани. Это стало возможным благодаря гранту Президента Российской Федерации в направлении «Молодежные проекты», который Фонд Sforzando выиграл осенью прошлого года. По сведениям организаторов конкурса, тогда было отобрано рекордное число победителей – 2243 из всех регионов страны из свыше 8 тысяч некоммерческих организаций. За счёт Фонда президентских грантов купили скрипки, виолончели, альты и рояль.
Вот что сказал об оркестре ELEKTRA директор фонда Данияр Соколов:
– Теперь для игры на улице у нас будут электронные инструменты – скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Для чего это делается? Во-первых, мы уходим от того, чтобы играть на деревянных инструментах на улице. Их жалко, они дорогие и для этого не предназначены. Из-за капризов погоды дерево звучит не так.
Во-вторых, это качественно иное звучание. Профессиональные японские инструменты не имеют аналогов. Мы со своим маленьким составом сможем звучать как большой симфонический оркестр.
Я считаю, что это новая ступень в развитии флешмобов и концертов open air. Уверен, нужно подключать существующие современные технологии.
После концерта в Кремле я спросила Данияра, не отойдет ли теперь оркестр от классической музыки? Вдохновленная молодежная аудитория, скандирующая «Браво»!, может понравиться… Сколько артистических коллективов сломалось, стремясь угодить невзыскательной публике.
– Но ведь классическая музыка может быть разной, – сказал он. – Зато теперь классику мы будем играть в любую погоду.
Напомним: Региональный общественный фонд развития исполнительского искусства РТ Sforzando («Усилие») был создан в 2014 году для реализации музыкальных благотворительных проектов. Основателем фонда является лауреат международных конкурсов пианист Данияр Соколов.
В интервью нашей газете он рассказал, как создавался фонд:
– Sforzando в переводе с итальянского означает «усилие» или «с усилием», и я посчитал логичным назвать так наш фонд. Ведь музыкантам порой приходится прикладывать немалые усилия для реализации своих художественных замыслов. К тому же этот термин довольно часто встречается в нотном тексте, и музыканты не ошибутся в намерениях организации с таким названием.
Сама идея фонда возникла еще во время моей учебы в консерватории. Я тогда часто выезжал на конкурсы и фестивали за рубеж. В организации таких поездок мне помогали родители. И это было не просто. Общаясь с участниками из других стран, я часто слышал о различных организациях, поддерживающих начинающих музыкантов. Именно тех, кто профессионально занимается академической музыкой. Зачастую у них нет ни времени, ни возможностей заниматься поиском средств для своего творческого развития. Хорошо, если помогают родители. А если нет?..
Сегодня под крылом фонда Sforzando работают на постоянной основе около ста молодых музыкантов. За три года он завоевал авторитет, и не только в музыкальном сообществе. Основным зрительным залом для проектов фонда стала улица в общем толковании этого слова: большинство концертов с участием молодых музыкантов проходит на свежем воздухе.
У фонда несколько коллективов. Участник практически всех его проектов – молодежный оркестр под управлением Евгения Сакмарова. Это молодые и талантливые музыканты, лауреаты международных конкурсов и фестивалей. Они уже не раз выступали в Кремле. Не так давно, 30 июня, оркестр поразили болельщиков Чемпионата футбола в Казани, пригласив на концерт популярной классики прямо у стадиона «Казань-арена». Теперь оркестр, если можно так сказать, в квадрате...